Азербайджан: страна огня и грязевых вулканов
Скрежет колес на усеянном мелким гравием песке. Шум ветра, похожий на завывания неведомого зверя. И визг трех девушек, сидящих в старой «шестерке», которая лихо летит по дюнам. Признаться, решив посмотреть на грязевой вулкан неподалеку от Баку, мы не ожидали, что экскурсия превратится в поездку в стиле «Безумного Макса»
Кому первому пришла в голову идея дрифтовать по бездорожью на «пятерках», «шестерках» и других шедеврах советского автопрома, никто из местных жителей уже не помнит. Но затея, придуманная шутки ради, превратилась в прибыльный бизнес. Сегодня им занимаются водители, знающие толк в экстремальной езде, а нетривиальная забава популярна как у гостей из России, так и у туристов из дальнего зарубежья. Что же насчет вулкана? Ростом он невелик, и в его жерле булькает глина модного цвета металлик. Кстати, ее температура подходит для принятия грязевых ванн. Правда, практиковать талассопроцедуры на свежем воздухе решаются единицы. Причина банальна. Отсутствие возможности оперативно принять душ. Да, в пешей доступности имеется озеро, вот только после купания в вулкане до него орел не долетит, а заяц не добежит, ведь глина застывает на теле в мгновение ока, и человек немедленно превращается в ожившего Голема.
Из глубины веков
Поездку к вулкану большинство гостей Азербайджана совмещают с посещением Гобустана — заповедника, где сохранились доисторические наскальные рисунки. Некоторым из них уже порядка двадцати пяти тысяч лет. О том, что место это — непростое, местные жители догадывались, однако первым детально изучать Гобустан и составлять описания петроглифов взялся в конце тридцатых годов XX века археолог Исхак Джафарзаде. К слову, научная работа в заповеднике не прекращена, потому для посещения туристов доступна лишь часть его территории, в прочих же уголках трудятся ученые. Если вы думаете, что увидеть наскальную живопись легко — спешу вас разуверить. Тут нужна сноровка, ведь за минувшие тысячелетия рисунки основательно стерлись. Но когда глаз привыкает, на монументальных рыжих скалах вдруг начинают проступать силуэты охотников, безоаровых козлов да фигуры странной формы, символизирующие женское начало. И конечно, изображения солнца. Древние обожествляли небесное светило. Выяснить возраст рисунков археологам помогают два обстоятельства. Во-первых, материал орудия, которым они были нанесены. Самые старые сделаны при помощи острого камня, более молодые — бронзовыми инструментами. Однако размер петроглифа не менее показателен. Древние слыхом не слыхивали о масштабах и пропорциях, и рисовали животных и людей в полный рост. Самый любопытный петроглиф Гобустана — корабль, напоминающий ладью викингов. Он датирован вторым тысячелетием до нашей эры, и ученые по сей день спорят, где же неизвестный художник смог увидеть его. Норвежский археолог Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что скандинавы могли прийти в Северную Европу из Азербайджана, но пока она подтверждения не получила.
Песнь пламени
Другое знаковое место в окрестностях Баку — горящая гора Янардаг. Пламя вечного огня примерно девяти метров в ширину стелется по известковой поверхности холма. Оно не гаснет уже несколько тысяч лет. Неудивительно, что в Азербайджане испокон веков жили огнепоклонники и зороастрийцы. В Баку даже имеется храм этих двух конфессий, правда, сегодня он функционирует больше как музей. Между тем еще в XIX веке огнепоклонников в столице Азербайджана можно было повстречать, о них, к примеру, упоминал в своих заметках Александр Дюма. Девичья башня — самое древнее сооружение Баку — тоже с огнепоклонниками связана напрямую. Если посмотреть на нее с определенного ракурса, вы заметите, что ее форма отдаленно напоминает языки пламени. Более того, одна из комнат башни в день весеннего равноденствия наполняется ярким солнечным светом. Эти факты позволяют ученым предположить, что в прежние века сооружение не только выполняло функции маяка, обсерватории и использовалось для обороны города, но и являлось храмом, где проводились языческие церемонии.
По следам Гайдая
Туристы же из России по приезде в Баку совершают следующий ритуал: усаживаются на брусчатку на улице Kichik Qala, вытягивают ногу и кричат: «Черт побери!». Да, именно столица Азербайджана исполнила в «Бриллиантовой руке» роль Стамбула — города контрастов. Съемки велись в Старом городе и близ дворца Ширваншахов — резиденции правителей Ширвана, построенной в период с XIII по XV век. А вот крепостные стены, окружающие дворец, засветились уже в другом шедевре советского кинематографа — фильме «Человек-амфибия». Именно на них сидели влюбленные Гуттиэре и Ихтиандр, и, между прочим, тот факт, что создатели картины превратили Баку в Буэнос-Айрес, не столь нелогичен, как можно подумать. Сами посудите, столицу Аргентины часто называют Парижем Латинской Америки. Баку же в прошлом нередко именовали Парижем Кавказа, ведь проспект Нефтяников и большая часть городского центра были построены в конце XIX века французскими архитекторами, прибывшими сюда во время нефтяного бума. Современная же часть города напоминает Дубай: те же высотки из стекла и бетона, сияющий «Бакинский кристальный зал», Центр Гейдара Алиева, возведенный по проекту Захи Хадид, да Башни пламени: три небоскреба в форме языков огня, которые подсвечиваются по ночам. Впрочем, сегодня Баку твердо намерен догнать и обогнать Эмираты. К примеру, сейчас в городе ведется строительство здания, которое должно оставить далеко внизу знаменитую башню «Бурдж-Халифа» в Дубае. У той высота всего восемьсот двадцать восемь метров, а азербайджанский гигант будет ростом один километр и пятьдесят четыре сантиметра. Показательно, не правда ли?