Израиль: от библейских легенд до современных кибуцев
Окрестности Галилейского моря любопытны не только достопримечательностями, связанными с жизнеописанием Христа. Есть тут и социальное чудо современности
«С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде», — мы плывем на деревянной лодке по Галилейскому морю, и неустаревающий хит группы «Наутилус Помпилиус» в данных обстоятельствах был бы идеальным саундтреком.
Увы, у нашего капитана с библейским именем Давид в наличии только записи Адель да треки Брайна Адамса. И это закономерно: большинство туристов, решивших отправиться в круиз по водоему, из пучин которого «Андрей доставал пескарей», не паломники, любители религиозных святынь, а романтически настроенные парочки.
Волны меж тем бушуют. Давид предлагает мне встать у руля, но предупреждает об осторожности, говорит, что зимой штормы тут невероятно сильные. «Подчас кажется, будто ты посередине бурной Атлантики», — замечает капитан. Тут же выясняются некоторые примечательные детали: оказывается, Галилейское море, расположенное на северо-востоке Израиля, на самом деле вовсе не море, а пресноводное озеро, и на географических картах оно фигурирует под названием Кинерет. Морем же его прозвали в древности как раз из-за бурливо пенящихся волн. Старинное название до сих пор не упразднено из уважения к христианской традиции, ведь считается, что многие события, описанные в Библии, произошли как раз на его берегах.
Город Святого Петра
Внимание, вопрос с подвохом: «Какой город чаще всего упоминается в Священном Писании?» Нет, это не Иерусалим, а Капернаум, где, согласно Библии, нашел приют изгнанный из Назарета Иисус Христос. Здесь же он обрел своих учеников: Петра, Андрея, Левия Матфея и братьев Зеведеевых — Иакова Старшего и Иоанна Богослова. Сегодня от некогда процветающего города остались лишь руины, так что Капернаум правильнее назвать археологическим парком — это постарались арабы и персы, разрушившие его в VII веке. В библейские же времена город процветал, ведь через него проходили торговые пути, начинавшиеся на побережье Средиземного моря и ведущие в Сирию и Малую Азию. Внушительная статуя святого Петра — первое, что видишь, оказавшись здесь. Дело в том, что согласно библейской традиции Христос проживал как раз в доме тещи апостола, исцелив ее от горячки. Сегодня на месте жилища возведена католическая церковь, и это единственная современная постройка Капернаума. Внешне она ничего особенного не представляет, зато под ее прозрачными полами видны руины древней восьмиугольной византийской церкви, действовавшей тут в старину. Впрочем, рассматривать внушительные колонны, оставшиеся от Белой синагоги, которая была построена в городе в III–IV веках нашей эры, в разы более интересно. Исследователи не без оснований полагают: ее здание возвели на месте старой синагоги, где проповедовал сам Иисус Христос. Более того, они располагают и археологическими доказательствами этого факта: на одной из колонн красуется надпись: «Ее сделал Хальфи (Альфеус) Бар-Зевида (Зебида) сын Йоханана». «Кто это?» — спросите вы. Однозначного ответа, конечно, нет, но историки склоняются к мнению, что Бар-Зевида — это еврейский аналог фамилии Зеведеев, которую носил апостол Иоанн Богослов, а поскольку он был единственным последователем Христа, дожившим до глубокой старости, мастер, создавший колонну, по всей видимости, приходился ему прямым потомком. Близ Капернаума — руины Магдалы, еще одного галилейского города, откуда была родом уже Мария Магдалина. Правда, активные раскопки там до сих пор ведутся, так что туристам, далеким от археологии, вряд ли будет интересно обозревать пока еще не опознанные руины.
Назад в будущее
Окрестности Галилейского моря любопытны не только достопримечательностями, связанными с жизнеописанием Христа. Есть тут и социальное чудо современности. Речь о кибуцах — молодежных объединениях, возникших в Израиле в начале XX века. Главная особенность общин — исповедуемые ими принципы равенства и братства. На практике они реализуются в совместном владении землей, коллективном принятии решений и одинаковой для всех работников заработной плате. Прибыль же идет на обеспечение населения коммуны бесплатным жильем и питанием, оплату медицинских услуг и образования для детей. Самый известный местный кибуц — Degania Alef. Он старейший в стране, его основали в 1910 году молодые люди, прибывшие сюда из Восточной Европы. «Наше название — аббревиатура из двух слов 'пшеница» и «Бог», — говорит Тамар Галь Сарай, внучка основательницы коммуны. Ее бабушка Мириам Барац в 1910 году сбежала из родного Богуслава в далекий Израиль навстречу мечте о справедливом обществе нового типа. В результате и поставленной цели добилась, и замуж вышла за одного из своих соратников. Впрочем, не стоит думать, что путь к успеху основателей кибуцев был усеян лепестками роз. Землю молодые люди получили у Еврейского национального фонда, но идеалистам были поставлены жесткие условия: сумеете за год превратить малярийные болота в цветущий сад — она останется вашей. Мириам рассказывает, что в первый год переселенцы жили в глиняном бараке, рабочую одежду шили из мешковины, а питались кашами и консервами, оставшимися от британской армии. Однако трудовой подвиг без награды не остался: сегодня Degania Alef — процветающее сельскохозяйственное предприятие, и здесь проживают триста взрослых и сто двадцать детей. Принципам коллективизма тут по-прежнему следуют неукоснительно: зарплата у всех одинаковая, образование детей и медицинские расходы оплачиваются из бюджета общины, жилье — бесплатное, но с 2005 года его можно передавать по наследству.
Социальный рай
В соседнем же кибуце Sha’ar HaGolan, расположенном у подножия Голанских высот, царит и правит социализм в наивысшем проявлении. «У нас даже бассейн свой есть», — говорит его жительница Нурит Катзирай. Больше всего община напоминает классический подмосковный дом отдыха: всюду выкрашенные в розовый цвет домики, велосипедные дорожки и цветущие деревья, а занимается кибуц разведением кур, коров и пчеловодством. От прочих общин Израиля Sha’ar HaGolan отличается богатством. Здесь не только бесплатное жилье и еда в столовой, но даже автопарк для коллективного пользования и собственная бензоколонка. Студентам же во время учебы кибуц ежемесячно выплачивает пособие — порядка тысячи долларов. Раньше в Sha’ar HaGolan действовал и круглосуточный детский сад. «После трех лет наши малыши там жили: спали, ели, учились. Родители забирали их домой каждый вечер на два-три часа: поиграть и пообщаться, — рассказывает Нурит. — Сейчас система упразднена, но мне она нравилась, ведь мои дочери никогда не видели маму уставшей и раздраженной». Правда, говорит по секрету Нурит, ни одна из ее трех дочерей в кибуце остаться не захотела. «Моя дочь тоже уехала из коммуны, но сейчас живет в очень похожей общине», — делится со мной Мани Гал, старейшина кибуца Ein Gedi. Это место на колхоз уже совсем не похоже.
Скорее пятизвездочный отель напоминает, благо с его балконов открывается вид на Мертвое море, а на территории разбит тропический сад. Хоть Ein Gedi и называет себя кибуцем, от принципов коллективного хозяйства его жители отошли на предельно дальнюю дистанцию. Зарплата у всех разная, жилье передается по наследству, основное направление — туризм, а о сельском хозяйстве никто и не вспоминает.
Модернизацию обсуждали десять лет, в результате пришли к социализму с человеческим лицом: когда образование и медицинские услуги все еще за счет коммуны, но и личные накопления не осуждаются. Впрочем, по словам Мани Гала, кибуц — это не столько экономическая модель, сколько ощущение дружеского плеча.
Прогулки по воде
Напоследок отправляемся взглянуть на Галилейскую лодку, обнаруженную в 1986 году на дне озера Кинерет братьями кибуца Гиносар. Она занимает целый зал музея Игала Алона. Впечатление производит, во-первых, размерами: длина лодки 8,27 метра, а ширина — 2,3. Во-вторых, возрастом — археологи датировали находку первым веком нашей эры. Ну а тот факт, что сделана она из десяти различных пород дерева, дал ученым основание полагать, что хозяева лодки были людьми небогатыми, поскольку они либо постоянно латали ее, либо изначально собирали из остатков древесины. Зато то, что принадлежала она рыбакам, сомнению не подлежит, а потому в народе находку немедленно окрестили «Лодкой Иисуса». Научных доказательств этому нет никаких, но аргументация у верующих железная: чья еще лодка могла пролежать на дне нетленной две тысячи лет? Задумаешься над этим и невольно начинаешь верить в чудеса. В конце концов, где еще им случаться, если не на Святой земле?
Наш вам совет…
Всем собравшимся в Израиль нужно помнить, что суббота — время шаббата, и в стране практически ничего не работает.
Большинство местных ресторанов придерживаются законов кашрута, а значит, там не могут подавать одновременно мясо и молочные продукты. Исключения — заведения, у которых имеются две отдельные кухни.
Кибуц Sha’ar HaGolan стоит посетить еще и потому, что на его территории открыт музей ярмукской культуры, существовавшей на территории доисторического Леванта в VII–IV тысячелетии до нашей эры.
В ресторанах на берегах Галилейского моря стоит заказывать тиляпию пресноводную. Ее второе название — рыба святого Петра, и считается, что именно ее ловили апостолы.
При отлете в аэропорт Тель-Авива Бен Гурион следует прибыть заблаговременно, ведь в стране действуют жесткие антитеррористические правила и ваш багаж могут досматривать очень длительное время.