Все о соломенной шляпке
Какой он, самый распространенный, доступный, узнаваемый аксессуар летнего сезона, символ курортного периода, защищающий нас от палящих лучей и порывистого ветра, древний, как сама мода?
Речь про солнечные шляпки, которые прошли огромный путь от начала времен и приобрели множество воплощений. Какая модель станет вашим фаворитом сегодня — вечная классика, федора, сексуальная ливорнийская или универсальная панама? Рассказываем все о соломенном аксесcуаре
и его бесконечных стильных вариациях.
Слова «аксессуар» произошло от выражения «подходить ко мне», «приходится ко двору». Очевидно, детали гардероба — совершенно не необходимость, без них можно обойтись, но именно они «добивают» образ, делая его гармоничным и цельным. В наших северных широтах шляпка — это излишество, модная мелочь, но в некоторых культурах и регионах она входит в обязательный комплект одежды.
Вообще шляпа появилась как эффективная защита от солнца еще в древних цивилизациях. О том, какой она была тогда, во времена фараонов, а затем — греческих философов, мы можем судить исключительно по письменным источникам, поскольку материальных данных попросту не осталось. Это и понятно, ведь шляпы создавались из соломы и тканей, которые очень быстро тлеют, не оставляя после себя никаких следов.
Рабочий вопрос
Первыми «дизайнерами», придумавшими плести головные уборы из самых доступных подручных средств — травы и соломы, были пастухи. Они проводили под жестокими солнечными лучами недели и месяцы — и чтобы как-то спастись от изнуряющей жары и ожогов, начали изготавливать первые шляпы, так называемые петасос. Очень быстро петасос стали символом рабочего человека, а также путешественников, которые вынуждены были преодолевать внушительные расстояния в самый зной.
Вообще в каждой древней цивилизации были свои петасос, которые дошли до нас. Так, самые старые и узнаваемые — это конусообразные шляпы из соломы, прямые родственники стильной федоры, в которой сегодня щеголяют городские денди. Их «старшие братья» под именем нон ла были распространены в странах Азии — Вьетнаме, Таиланде, Японии, Корее и на Филиппинах. Прежде всего носили их крестьяне, работавшие на рисовых полях. По легендам, нон ла была создана богиней, спустившейся с небес в огромной шляпе, сплетенной из четырех гигантских пальмовых листьев на каркасе из бамбуковых палочек. Прежде всего конусообразный головной убор предназначался для защиты от дождя: благодаря своей форме нон ла отлично отводила струи воды от лиц крестьян. Держалась шляпа благодаря тесемке под подбородком.
До сих пор нон ла изготавливают вручную, хотя существуют и промышленные способы шитья этих традиционных головных уборов. Материалом служат листья пальмы сабал, которые собираются совсем зелеными, затем их моют и проглаживают при определенной температуре, отбеливают при помощи горящей серы. По сей день их носят многие рабочие люди, а соломенный конус и сейчас ассоциируется у нас с азиатским крестьянином, склонившимся над водянистым рисовым полем.
Считать, что нон ла — убор исключительно простолюдинов, было бы неправильно. Ближе к Средним векам мастерицы начали изготавливать шляпы, расписанные вручную, украшенные тонкой вышивкой и даже драгоценными камнями. А с развитием торговли и появлением Великого шелкового пути мода на соломенные шляпы захватила Европу. Впрочем, если этот вариант кажется вам прозаичным, историки предлагают рассмотреть менее ожидаемый: говорят, шляпы с полями появились в Европе благодаря местным «дизайнерам». Они создали головные уборы для защиты… нет, не от солнечных лучей и не от дождя, а от нечистот, которые частенько выливались прямо из окон на узкие улочки.
От пастухов до мушкетеров
Сложно представить, что традиционная нон ла стала прародителем нескольких видов соломенных шляп, которые с удовольствием носили представители разных сословий — от бедняков до придворной знати. Тем не менее именно конусообразная модель была трансформирована в вариации с полями. И уж здесь европейцы разгулялись, создав огромное множество моделей с различными полями. Более того, по полям можно было определить, из какой части Европы владелец головного убора. Так, чем более впечатляющие размеры перед нами — тем южнее обладатель шляпы. Все объяснимо: солнце в Испании и Италии куда более активное, чем в той же Швеции или Дании. Противостояние севера и юга в шляпной моде продолжается и поныне.
Знойные вариации известны нам под многими именами. Самой харизматичной и узнаваемой можно назвать сомбреро — большую соломенную шляпу, ставшую официальным символом Мексики. Интересно, что головной убор со средней тульей, широкими, загнутыми вверх полями и тесемкой, с помощью которой огромная шляпа держится на голове, придумали в Испании. Сюда же будущие сомбреро были завезены монголами, которые носили их с острыми тульями. Название сомбреро — неполное: модель именуется sombrero vaquero. Sombre означает «тень», а vaquero — «пастух». Сегодня в испаноговорящих странах сомбреро называется любая шляпа с широкими полями. К слову, знаменитая ковбойская шляпа — это «младшая дочка» испанской модели, а по сути — все тот же головной убор пастухов.
Традиционная мексиканская интерпретация зовется чарро. Впрочем, по всей Америке (и Северной, и Южной) достаточно много вариаций сомбреро. В Колумбии существует собственная черно-белая версия под названием вуэлтьяо — из тростника, в Панаме же носят сомбреро питандо.
Испанская широкополая шляпа, безусловно, захватила мир, но и итальянская заслужила место в истории. Мы знаем, как она выглядит, благодаря многочисленным картинам живописцев девятнадцатого века, фильму «Соломенная шляпка» и пляжной моде. У этой модели несколько названий, по сути же и ливорнийская, и флорентийская — это шляпа с мягкими широкими полями и круглой тульей, сплетенная из соломы особого сорта марцуоло. Кстати, пшеницу марцуоло, отличающуюся особым золотистым оттенком, до сих пор выращивают исключительно для производства головных уборов, не употребляя его в пищу. Ее вывел некий Доменико Микелаччи. Отличается ливорнийская шляпка и способом плетения, который называется леггорн. Техника напоминает метод создания косичек.
Если нон ла и сомбреро изначально считались элементом гардероба бедняков, то ливорнийская шляпка сразу стала предметом роскоши. Тонкая выделка и плетение, особая солома — все это делало «итальянку» объектом желания самых богатых дам эпохи Просвещения.
Впрочем, не только женщины с радостью носили широкополые соломенные шляпы. Более того, изначально именно мужчины щеголяли в итальянских уборах. Самыми известны-ми из тех, кто отдавал предпочтение ливорнийским моделям, были… мушкетеры! Правда, очень скоро стало понятно, что солома — не лучший материал для головных уборов бравых военных. Ее заменили на шерсть, а легкие флорентийки окончательно стали женским аксессуаром. На их полях размещали икебаны, расшивали их серебром и золотом, украшали лентами. Но настоящие модницы не перегружали шляпки акцентами, помня, откуда пришла эта мода, — буквально из полей. Образы крестьянских девушек в простых уборах полюбились художникам, следом за ними — придворным кавалерам. У знатных дам не осталось выбора.
Федорино горе
С началом двадцатого столетия моды на спортивный минимализм и унисекс, соломенные шляпки — и широкополые, и универсальная классическая федора — не потеряли своей актуальности. Дело в том, что ультрапопулярные в то время шляпки клош из фетра не могли защитить нежную кожу лица от солнца: у них практически не было полей. Так что постепенно соломенные головные уборы стали символом курортного отдыха, где они просто незаменимая деталь пляжного образа. К слову, более чем за сто лет ничего в этом плане не поменялось: какими бы ни были модные веяния, к морям мы отправляемся в широкополых шляпах разного вида и плетения.
Но есть среди соломенных уборов модель, которой удалось выйти из статуса пляжных атрибутов и стать аксессуаром городских модников. Речь, конечно, о федоре — легендарной шляпе с небольшими полями и ложбинками по центру и бокам тульи.
Доподлинно известно, когда она появилась на свет: случилось это в 1882 году, когда великая Сара Бернар сыграла в спектакле вдову графа Горышкина Федору, для образа которой костюмеры выдумали новую модель шляпы. Впрочем, носила федору только сама Бернар. Новинка пришлась по вкусу не дамам, но кавалерам, да каким: шляпа стала символом образа гангстеров. Правда, солидные криминальные мужи поменяли материал изготовления на фетр.
Женские модели начали появляться лишь к восьмедисятым годам двадцатого столетия. Именно с тех пор федора не сдает своих позиций. У нее появились своих звездные поклонники, в числе которых актриса Диана Крюгер и эксцентричный «пират» Джонни Депп. Впрочем, легче перечислить тех, кто никогда не примерял эту шляпу, так велика ее популярность. Ее сочетают с платьями и деловыми комплектами, кэжуал и спортивными образами. И, конечно, куда пляжной моде без федоры!
Соломенные шляпки — влиятельнейший аксессуар, который прошел путь от бедняцкой лачуги до головок самых значимых придворных дам Нового времени. Он умеет творить чудеса: превращать скучный комплект в наряд с изюминкой. Пользуйтесь!