Любимец художников и военных: изучаем биографию берета
Сейчас будет сделано громкое заявление: герой апрельского модного расследования — самый красноречивый и узнаваемый головной убор всех времен и народов
Его любят художники и танкисты, рыбаки и клоуны, лирические героини классических произведений и вполне реальные актеры и актрисы, революционеры и растаманы, шотландцы и французы, модники и консерваторы. Речь пойдет о берете, универсальной стильной единице, которая обязана быть в гардеробе каждого.
Скромная шапочка с узнаваемым хвостиком посередине, без козырька и полей в представлении большинства — это истинно французский головной убор. Ничего удивительного: мы мыслим образами, а образ милой девушки в шарфике и красном берете, безусловно, запоминается надолго. Да и слово berete пришло в русский язык из французского. Казалось бы, все сходится. Правда, сами французы сильно бы удивились, узнав, что плоская шляпа стала в глазах общественности чуть ли не символом их страны наряду с Эйфелевой башней. На самом деле история началась задолго до того, когда на карте обозначилась Франция.
Первый блин
Странно, но у берета нет официальной родословной. Зато версий его происхождения хоть отбавляй. Существует даже библейская легенда, согласно которой берет «изобрел» Ной. Во время путешествия на ковчеге начался дождь, и чтобы не намокнуть — мужчина вырезал из свалявшейся овечьей шерсти, устилавшей палубу, круг, которым прикрыл голову. Тут нам не только истоки берета, но и начало истории войлока, из которого, к слову, были сотканы первые плоские «модели».
Не могли остаться в стороне и греки с римлянами. Согласно греко-римской версии, берет был изобретен первыми и позаимствован (как и многое другое) вторыми. Во времена империи убор был назван beretino и окрашен в разные цвета, которые означали классовую принадлежность. Так этот аксессуар стал указывать на происхождение своего хозяина. Спустя столетия берет добрался до Страны Басков, а уже оттуда — к галлам, будущим французам. Кстати, в итальянском языке он именуется basco, что косвенно подтверждает правдивость этой истории.
Наконец, третья версия связана с пастухами-кельтами, которые из овечьего войлока, окрашенного в синий цвет, сваляли себе узнаваемые шапки и увенчали свое произведение помпоном. Шапочки полюбились шотландцам так сильно, что были официально признаны частью национального костюма. Появилось у прото-беретов и свое название, тэм-о-шантер, которое иногда заменяли более простым именем — синяя шапочка. Это милое имя часто упоминается у шотландцев.
Выбор короля
До определенного времени простецкий «блин» из войлока спасал от непогоды пастухов, рыбаков и землепашцев средневековой Европы. Почему вдруг берет пошел на повышение и стал излюбленным аксессуаром знати, остается неизвестным. Но на этот факт указывают многочисленные книжные миниатюры и указы, в которых берет упоминается как главный головной убор военных. Также он стал частью облачения священников. Чтобы отличаться от простолюдинов, религиозные деятели носили четырехгранные плоские шапочки.
К XVI веку и вовсе складывается ситуация «из грязи в князи», когда шапочку простолюдинов «выводит в свет» известный модник, король Англии Генрих Восьмой. Пожалуй, вы не найдете ни одного его портрета, где бы правитель был без берета. Очевидно, у Генриха была целая коллекция: бархатные, шерстяные, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, перьями птиц и ручной вышивкой. Именно с его подачи берет стала носить вся аристократия английского двора. Воспылали страстью к этой шапочке и французские придворные. А вот испанцы остались равнодушны к модным экспериментам Генриха — но ненадолго. Уже через век они сдались и трансформировали кельтскую тэм-о-шантер в узнаваемую модель, которую мы носим до сих пор.
Диктат берета длился недолго: уже в XVII веке на модном олимпе его сменила треуголка. Круглым шапочкам остались верны лишь шотландцы да армейские подразделения. И это повод сказать об отношениях военных и беретов особо.
Боевой товарищ
Удивительным образом наш герой вернул себе былую славу благодаря европейским вооруженным силам, а именно французским танкистам, которые начали «выгуливать» его и вне строя. Впрочем, не они были первыми: ввели использование этого головного убора среди военных британцы. Государство очень чутко следило за униформой своих солдат, и после каждой войны (которых Англия вела бесчисленное множество) менялось боевое обмундирование.
До берета в английской армии командовал шлем с пикой, еще ранее — кивер. Но в этих высоких шапках невозможно было разместиться внутри тесного танка. Жесткие поля, тульи, козырьки — все это не подходило для нового рода войск. Звездный час берета наступил в мае 1918 года, когда высокопоставленные армейские чины, в том числе некий генерал Эллес, обсуждая будущее танковых войск, решили позаимствовать его у французских егерей. Черный цвет, кстати, был выбран не случайно: на темном фоне были незаметны масляные пятна, которые неизбежно появлялись на любой одежде танкистов.
Уже после окончания Первой мировой войны тот самый Эллес, обожавший береты, пролоббировал их официальное появление в униформе танкистов. Главным аргументом стал тот факт, что мягкий головной убор можно использовать как самостоятельно, так и под шлемом. Черный цвет был принят на высоком уровне и утвержден указом его королевского величества. Ко Второй мировой палитра расширилась, но черный остался символом бронетанковых войск, причем не только в Англии, но и по всему миру.
Впрочем, удобство и практичность аксессуара оценили не только танкисты. Знаменитая английская Специальная авиадесантная служба выбрала себе песочный цвет (как символ пустыни, где приходилось воевать сасовцам). Знаменитые «вишенки» (или cherry berry), английские парашютисты, получили свое ласковое прозвище из-за вишнево-бордового цвета своих беретов.
Наша страна также ввела кельтскую (или баскскую?) шапочку в официальную форму армии. В современной России аж шестнадцать расцветок, которые указывают на род войск. Самые узнаваемые, конечно, так называемые краповые береты — спецназовцы внутренних войск, которым право ношения своего головного убора необходимо заслужить в жесточайших испытаниях. Вопреки уставу, указывающему носить береты с уклоном на правую сторону, лихие бойцы специального назначения носят их на левую — для того чтобы отличаться от других военных подразделений.
Но герой наш ассоциируется не только с армиями мира. Ему отдавали предпочтения люди куда более мирных профессий.
Творческий подход
Казалось бы, как могут быть связаны солдат и художник? Да-да, таких разных людей объединяет ношение берета. И если военные иногда просто вынуждены надевать плоскую шапочку, творцы выбирают ее по велению сердца.
Так, самым знаменитым поклонником тэм-о-шантер можно назвать голландского живописца Рембрандта. Сохранилось большое количество его автопортретов в шикарных беретах и шапках, похожих на них. Уважали этот головной убор и Леонардо да Винчи, и Рафаэль. К слову, представители творческих профессий не отказались от ношения беретов даже тогда, когда придворная мода на них сошла на нет. В семнадцатом веке в них блистал Ян Вермеер, автор знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» (при этом не только носил сам, но и изображал в этих шапочках персонажей своих картин). Ближе к двадцатому веку аксессуар окончательно стал признаком творческой элиты: в нем появлялись Роден и Ренуар, а Пабло Пикассо сделал черный лаконичный берет фирменной чертой своего образа.
К слову, есть тот, в ком соединились присущие творцам максимализм и стремление сделать этот мир прекрасным, страсть к борьбе и военным действиям — и, конечно, и беретам. Естественно, мы говорим про самого знаменитого революционера в истории человечества — команданте кубинской революции Эрнесто Че Гевару. Его простой черный берет с медной пятиконечной звездой стал неотъемлемой частью имиджа настоящего супергероя двадцатого века.
Вновь в строю
После Второй мировой войны мода на все военное очень быстро перебралась с фронта на мирные улицы. Простецкий берет стал частью популярного и смелого образа — мини-юбка, водолазка и кельтская шапочка, лихо сдвинутая набок (по совету легендарной Коко Шанель). Повторяя за рабочим классом, стиляги начали носить беретки с тельняшками и широкими клешами. А в скором времени головной убор переосмыслил ямайский певец и символ движения растаманов Боб Марли.
Берет активно носили актрисы — Марлен Дитрих и Грета Гарбо, Грейс Келли и Одри Хепбёрн. Но к началу XXI века некогда ультрамодный аксессуар опять пропал с голов, подиумов и страниц глянцевых журналов. Впрочем, ненадолго: как и всегда, кто-то из маэстро мировой fashion-индустрии рискнул и ввел берет в свою коллекцию, следом подтянулись его коллеги, иконы стиля, уличные модники и представители андерграунда.
Сегодня берет находится в статусе шляпной классики, которая всегда к месту. Рианна сочетает кожаный головной убор с коротким кроп-топом и грубыми ботинками на платформе, Кендалл Дженнер — с классическим тренчем и джинсами-бойфрендами, Диана Крюгер предпочитает классический романтический образ с простой косой и платьем в клетку, а Рита Ора и Тейлор Свифт добавляют в свои комплекты цвета, предпочитая красные и малиновые оттенки. Самый запоминающийся образ в берете принадлежит модели Белле Хадид, которая дополнила простую фетровую шапочку… вуалью!
Популярность берета удивляет, ведь он не греет, не защищает от ветра, не может похвастаться разнообразием форм и размеров, декораций и деталей. И все же на протяжении веков тэм-о-шантер с упорством возвращает себе любовь простых рабочих и аристократии, богемы и военных. В чем секрет этого
безыскусного аксессуара, идущего всем и вся? Над ответом ломают головы модные критики не одного поколения. Видимо, правду говорят: все гениальное — просто, а значит, все простое — гениально.