Моя тема

Мода против «возрастного ценза» и фэтфобии

Журналист WomanHit.ru Жанна Голубицкая передает из-за кулис показов Миланской недели моды и развеивает самые распространенные мифы о фэшн-индустрии

29 октября 2017 11:35
32236
0
Кто сказала, что мода - удел только молодых?
Кто сказала, что мода - удел только молодых?
Фото: Instagram.com/cindycrawford

Миф 4: мода — удел молодых…

Винтажный бум набирает обороты — и с вещей переходит и на людей. Вместе с винтажными настроениями в моду вошел антиэйджизм (от age — возраст) — это движение против «возрастного ценза» в моде, делящего ее на молодежную и «элегантную» — для людей старше определенного возраста. В противовес «эйджизму», пропагандирующему пренебрежительное и насмешливое отношение к людям 50+, продолжающим следить за собой и одеваться «как молодые», антиэйджисты выступают против возрастной сегрегации в моде в пользу равенства всех возрастов деле потребления остромодных новинок..

Ярчайшее доказательство торжества антиэйджизма — миланские улицы во время Недели моды. Чем ярче одета шествующая с болонкой по улице Монтенаполеоне дама и чем выше ее каблук, тем больше ей лет. Молодые предпочитают более спортивный стиль — джинсы, кроссовки, майки, толстовки. Это отражает их образ жизни — зарабатывание денег, выгул маленьких детей… А у пенсионеров «лайф-стайл» вальяжно-расслабленный — и наряды под стать. Вот и заседают нарядные итальянские бабули и дедули в кафе с аперитивами средь бела дня — и по степени легкости бытия и шикарности «лука» сопоставимы разве что с представителями золотой молодежи. Ибо лишь эти две категории граждан (пенсионеры и миллионеры) имеют возможность во время Недели моды в будний день заранее приезжать к месту показа, с удобством располагаться в ресторане напротив и наблюдать, как из авто выходят всякие модные кумиры. Обычно дефиле проходят в разных местах города и длятся в среднем от 15 минут до 30 минут, пригласительные есть не у всех, да и не все стремятся непременно попасть внутрь, часто снаружи даже интереснее.

Инес де ла Фрессанж 60 лет, но она до сих пор работает моделью
Инес де ла Фрессанж 60 лет, но она до сих пор работает моделью
Фото: Instagram.com/inesdelafressangeofficial

«Пенсионерский» урок я получаю перед показом Dolce&Gabanna. Возле дверей здания останавливается авто, его тут же тесным кольцом оцепляет толпа. Из машины выпрыгивает, как мне показалось, щуплый юноша, стремительно мчится сквозь плотный людской коридор и юркает внутрь. В эти три секунды толпа буквально взрывается бешеным ревом восторга и подается вперед, швырнув меня прямиком в объятия двух пожилых синьоров с ног до головы в «дольчегабанне». Я извиняюсь, синьоры улыбаются, и тут я позволяю себе вопрос: «А кто это был?» Милые дедушки расстраиваются так, будто я сообщаю им, что страдаю умственной отсталостью. И сочувственно меня разглядывая, терпеливо поясняют, как больной на всю голову:

- Это Доменико. Дольче. Дизайнер. Весь мир его знает.

Так я примкнула ко «всему миру». К наступающему сезону итальянские дизайнеры и впрямь изрядно подкормили ностальгию тех, чей возрастной и социальный расцвет пришелся на 90-е. Почти во всех новых коллекциях присутствует отсыл к тому времени — подложные плечи, жакеты с золотыми позументами а-ля Майкл Джексон, кожаные и джинсовые «косухи» в талию, кожаные, замшевые и джинсовые мини и колготки в сеточку как у Мадонны поздни× 80-х, блестящие ткани, золотые позументы и стразы…

У одних ренессанс 90-х завуалирован, другие его декларируют — например, Донателла Версаче. Свою новую коллекцию она посвятила памяти своего убитого в 1997-м брата — и впервые за свою самостоятельную карьеру создала вещи «в духе расцвета Джани», использовав фирменный принт Версаче, много золота на белом и бирюзовом, удлиненные приталенные жакеты с объемными плечами с золотыми, белыми и блестящими черными лосинами, деловые костюмы с удлиненными пиджаками и укороченными шортами цвета «пепел розы» и прочие изыски, сделавшие наши 90-е не только лихими, но и вырвиглазными. Дефиле, которые открыли сегодняшние звезды подиума сестры ДжиДжи и Белла Хадид, Донателла сопроводила саундреком, в котором положила на музыку собственные слова, выражающие ее безграничную любовь и благодарность покойному брату: «Ты дал нам, женщинам, свободу быть собой. Бывает трудно подавить гнев, но красота успокаивает и вдохновляет. Единственное настоящее в нашем мире — любовь. Сегодня все это для тебя, Джани».

Триумфальный выход вечно молодых легенд подиума – 51-летней Синди Кроуфорд, 49-летней Карлы Бруни-Саркози, 48-летней Хелены Кристенсен и 47-летних Наоми Кемпбелл и Клаудии Шиффер
Триумфальный выход вечно молодых легенд подиума – 51-летней Синди Кроуфорд, 49-летней Карлы Бруни-Саркози, 48-летней Хелены Кристенсен и 47-летних Наоми Кемпбелл и Клаудии Шиффер
Фото: Instagram.com/cindycrawford

А в финале Джани, наверняка созерцавшего красочное шоу с небес, ждал поистине царский подарок от сестры — Донателла лично вывела на подиум главных любимиц брата. Звезд эпохи 90-х, которых именно Джани и сделал таковыми, ибо первым из дизайнеров настоял на том, что у каждой модели должно быть свое лицо, личность и образ. Именно Джани Версаче первым стал платить «лицам» своего бренда баснословные гонорары, выделил их из безликой толпы стандартных «вешалок» и благодаря ему модели получили статусную приставку «топ». Эти топ-модели, чей расцвет пришелся на 90-е, и закрыли показ Версаче весна-лето−2018, наглядно доказав своими фигурами и лицами, что при молодости духа старость не страшна. Триумфальный выход вечно молодых легенд подиума — 51-летней Синди Кроуфорд, 49-летней Карлы Бруни-Саркози, 48-летней Хелены Кристенсен и 47-летних Наоми Кемпбелл и Клаудии Шиффер — символ не только ренессанса моды тех лет, когда они были на пике славы, но и послание антиэйджизма. Следите за собой и новинками моды — и старость отступит, ибо она только в наших головах. Если ваша жизнь в красоте, то она бесконечна, как бесконечна красота.

For Gianni

Публикация от Cindy Crawford (@cindycrawford)

Это тезис подтверждает и преемственность на подиуме: большинство итальянских дизайнеров продолжают и развивают фамильное дело, а их модные дома родились и выросли из маленьких семейных ателье. «Лица» этих домов тоже передают эстафету младшим поколениям — на миланской Неделе трудовую династию продемонстрировала Синди Кроуфорд, предъявив модному миру свою 16-летнюю дочь Кайю Гербер. И Милан−2017 сразу произвел наследницу Синди в звезды.

Кайя открыла шоу Москино, предварив появление звездных сестер Хадид, затем вышла на подиум в дефиле Версаче вместе с маминой подругой Наоми Кемпбелл — и о ней сразу заговорили, как о «второй Кроуфорд». Дочка и впрямь очень похожа на свою знаменитую маму в те самые овеянные ностальгией 90-е. Тем более, в знаковых для того периода нарядах — колготках в сеточку, куртках-косухах и романтических платьях, усеянных цветами. Аксессуары тоже отсылают на 20 лет назад: гигантские булавки, грубые сапоги и ботинки, шипы, кепки с блестками и чокеры. А вместо поднадоевших Барби и героев диснеевских мультов на клатчи и футболки вернулись принты с единорогами и пони из 90-х.

Поддержала свой образ бдительной фашиониста и Ксения Собчак, появившись в Милане в «луке» из 90-х — толстых свитерах, джинсах с высокой талией и объемных пальто будто с мужского плеча. Надо признать, что Ксения даже опередила модную мысль: еще до Милана она выложила в инстаграме фотку, прозванную в сетевом народе «Бирюлево-лук». На ней наша икона стиля в допотопной юбке-миди, скучных сапогах до середины икры, свитерке и кофточке «из-под пятницы суббота», в плаще «а-ля черкизон», с продуктовой авоськой и клетчатой сумой челнока. Рядом — кавалер в болоньевом спорткостюме и с поясной борсеткой — в такие в 90-е челноки рыночные торговцы и челноки прятали «лавэ». «Все эти деловые костюмы, макияж, феминизм, и призывы к прогрессу никому не нужны. Усталая, но ещё следящая за собой, несущая мясо женщина с яйцами это то, что нужно стране!!!!» — подписала снимок госпожа Собчак (авторская орфография сохранена). И как к ней ни относись, ее юмор, самоиронию и смелость невозможно не оценить по достоинству.

Возвращает в 90-е и Армани, хотя титульный концепт Дома — импрессионизм. Но в его рамках уместились знаменитые малиновые «новорусские» клубные пиджаки-унисекс, гигантские подложные плечи, превращающие барышню в качка, и сильно зауженные в талии удлиненные жакеты, украшающие «качка» талией Барби.

По традиции, в ходе «женских» недель могут быть представлены только капсульные (маленькие) мужские коллекции — и наоборот. Молодые российские фашиониста — фэшн-блогеры популярного портала VogueDiary — в этом году получили приглашения на все знаковые показы модного марафона, начиная с Лондона, включая Милан и заканчивая Парижем. Отчитались они и по мужским тенденциям, основополагающая из которых — костюм. Отныне каждый джентльмен, желающий быть в тренде, должен иметь в своем гардеробе как минимум два костюма — официальный и неформальный. Каким может быть «неформальный» костюм, показали Эрменеджильдо Зенья и АрманиМаниа. Это, к примеру, строгий смокинг и шорты, фрак и треники или наоборот — строгие классические брюки и «олимпийка». Согласитесь, нечто подобное мы уже видели лет 20 тому назад, когда бизнес часто делался в неформальной обстановке, а офис нередко становился местом для отдыха и развлечений. Честно говоря, кажется, что мы отошли от этой храброй эклектики еще совсем недавно… А вот миланский стритстайл уже начал соответствовать ей заново.

Миф 5:… и худых!

Мода перестала быть уделом бесплотных во многом благодаря неустанной битве между бодишеймерами (от англ. body — тело, shaming — стыдный), преследующих толстых, и бодипозитивщиками, с кулаками доказывающими, что красота — не в худобе. Бои происходят в соцсетях, где выложены фото селебритиз, олицетворяющих позицию воинствующих сторон.

Заокеанские бодишеймеры безжалостно атакуют звездных моделей ДжиДжи Хадид и Ким Кардашьян и даже мэтра моды Карла Лагерфельда. Отечественные упражняются под фото Анастасии Волочковой и Ксении Собчак.

Бодипозитивщики уверяют, что свое тело надо принимать любым, но затравить могут не хуже бодишеймеров. Недавно набросились на своего же кумира — знаменитую модель «мама-сайз» (больших размеров) Эшли Грэм. Едва бодипозитивщикам показалось, что Эшли немного похудела, как на ее страничку посыпались обвинения: «Ты, как все эти голливудские монстры, попала под влияние идеи, что красивая — это худая!» Обескураженная Эшли срочно выложила свой снимок в бикини с целлюлитом во всей красе. Бодипозитивщики отстали, зато голову подняли бодишеймеры. Модель выступила миротворцем, выступив с манифестом против преследования «по телесному признаку»: «Для одних я слишком фигуристая, для других — слишком высокая, слишком пышногрудая, слишком громкая, а теперь и слишком худая. Когда я выкладываю фотографии 'с хорошего ракурса», меня критикуют за то, что я выгляжу более худой и пытаюсь себя продать. Когда я выкладываю фотографии, где виден мой целлюлит, мои растяжки и складки, меня обвиняют в пропаганде ожирения".

Still pinching myself after showing my lingerie collection during

Публикация от A S H L E Y G R A H A M (@theashleygraham)

В результате в околомодном мире трендом стало не обращать внимания на изъяны фигуры модника, как и на его возраст. Отрадно, что сей новомодный тренд идеально совпадает не только с давно известными нормами хорошего воспитания, но и с простым человеческим чувством такта.

А для тех, у кого с деликатностью проблемы, даже издали памятку «не модных» явлений:

Лукизм (от англ. look — вид, образ, синоним бодишейминга) — критика фигуры в целом.

Фэтфобия (от англ. fat — толстый, phobia — страх) — преследование людей с лишним весом.

Скиннишейминг (от skinny- худой, shaming — стыдный ) — преследование слишком худых людей.

Эйджизм (от age — возраст) — высмеивание «возрастных» людей, следящих за новинками «молодежной» моды.

В свете вновь вошедшей в моду тактичности даже по Линде Евангелисте, без уважительных причин «прогулявшей» дефиле памяти своего мэтра Джани Версаче, проехались почти по-доброму. Вопросом, почему в «золотом составе» легенд подиума образца 90-х, нет еще одной любимицы Джани, папарацци задались сразу. И очень скоро добыли фото 52-летней экс-топ-модели в Нью-Йоркском аэропорту. Некоторые ахнули, как «Линда запустила себя», но их тут же одернуло большинство, напомнив, что «в этом возрасте женщина не обязана выглядеть как 20-летняя девушка, а подобный набор веса обусловлен гормональными изменениями в силу возраста». И подчеркнули, что лицо у Евангелисты гладкое и моложавое, а сама она выглядит спокойной и умиротворенной.

Ведомые трендом, некоторые почти бесплотные звезды тоже «кидают кость» бодипозитивщикам, публично сообщая, как они потолстели и ничуть по этому повод не горюют. Так 22-летняя американская топ-модель ДжиДжи Хадид 21 сентября, аккурат после шоу Fendi, где была вместе со своей сестрой Беллой, радостно сообщила миру в соцсетях, что когда она садилась в авто, чтобы ехать на показ, ее «розовые клетчатые брюки треснули по шву»! Известие ДжиДжи дополнила селфи своих лопнувших штанов.

Продолжение следует…

Предыдущий материал