Об истории каблука-шпильки — главного женского секретного оружия
Марк Джейкобс верно заметил: «Все женщины мира делятся на два типа — „шпильки“ и „балетки“. И конечно, это вовсе не об обуви»
Среди всех модных уловок и хитростей, с помощью которых прекрасные дамы покоряют сильную половину человечества, наибольшую силу и власть имеет каблук. Не зря почти во всех европейских языках о нем имеются меткие и ироничные выражения, отражающие подчиненное положение мужчины, — «под каблуком». И речь здесь идет не о каком-нибудь венском или клиновидном каблуке, а о сексуальной шпильке, которая делает ноги бесконечно длинными и способна преобразить любой повседневный образ. История женского оружия — в нашем досье.
Древняя Греция, Египет, Япония — приспособления для увеличения человеческого роста присутствовали в гардеробах почти всех великих цивилизаций. И все же пальму первенства в этом вопросе историки отдают именно египетским крестьянам, которые первыми приспособили протокаблуки под свои нужды. Они пришивали или прибивали к обуви специальные «кирпичики» из дерева, позволяющие не утопать во вспаханной земле. Греки использовали специальные котурны — платформы, которые возвышали актеров на сцене; для тех же целей японки и индианки использовали особые окобо. Существовали также так называемые кабкабы, напоминающие современные сабо: их надевали в бани, чтобы не обжигать ступни о раскаленный пол. Любили специфическую обувь и путаны. Женщины легкого поведения умудрялись подбивать каблуки так, чтобы их следы на земле оставляли четкий отпечаток с призывом идти за ними. Пользовались чем-то похожим на каблук и лихие всадники, которым обувь с узнаваемыми «кирпичиками» на пятке помогала держать ногу в стремени. Словом, к Средним векам каблук прочно занял свое место в обувной индустрии. Но, конечно, никто и не думал создавать что-то экстремальное наподобие шпильки — главным оставались функциональность и удобство.
Длинная история
Как все изящные и не очень удобные изобретения, предок каблука, максимально напоминающий современные варианты, был создан аристократами для аристократов на заре эпохи барокко. До этого времени жители европейских городов — ремесленники, торговцы и рантье — носили грубые башмаки, к которым всевозможными способами приделывали внушительных размеров платформы. Естественно, не ради красоты — в таких туфлях удобно было бороздить просторы улиц, наполненных нечистотами и грязью. К слову, в арабских странах существовали модели, служащие тем же целям, — налины. Выглядели они, прямо скажем, крайне экстравагантно: это были настоящие деревянные ходули, украшенные резьбой и серебром, перламутром и даже драгоценными камнями и золотом. Использовали их богатые дамы. С помощью налинов они возвышались над пыльными мостовыми, оберегая полы своих одежд.
Первой знатной женщиной, приспособившей каблук не для конных поездок, походов по грязи или в баню, а исключительно для эстетических целей, считается Екатерина Медичи. Говорят, она впервые надела туфли на «внушительных» пятисантиметровых подпорках на свое венчание с французским графом. Эта находка настолько пришлась по душе светским дамам, что уже через несколько лет каблук стал неотъемлемой частью обуви. Довольствоваться удобными, но не очень красивыми платформами, не пожелала и легендарная Кровавая Мэри, королева Мария Тюдор. Вздорная и властная правительница Англии не хотела стоять на одном уровне со своими подданными. Специально для нее был изобретен каблук, похожий на современный, — так называемый конусовидный. Высокая королева приводила в ужас и трепет гостей двора.
Мужчины также не могли обойти моду на возвышающие туфли. Как и во многом другом, первопроходцем в этом вопросе стал французский монарх Людовик XIV. «Король-солнце» был небольшого роста, но мириться с этим не желал. Его коллекция обуви поразила бы и современных модниц: в числе монарших моделей были ультравысокие каблуки (до шестидесяти сантиметров!), богато украшенные драгоценными камнями, жемчужными пряжками, бархатом и вышивкой. Кстати, именно во времена Людовика появился знаменитый красный каблук, который позволялось носить исключительно знатным людям. Очевидно, легендарная красная подошва авторства Кристиана Лабутена, современного обувного дизайнера, — отсылка к той самой традиции.
Чем дальше — тем тоньше и изящнее (и, увы, неудобнее) становился каблук. Шаг к шпильке совершила королевская фаворитка мадам Помпадур — именно по ее повелению появились туфли с эффектным подъемом. Но до триумфа головокружительных стилетов — так иначе называют шпильки — все еще оставалось больше трех веков.
Всегда на высоте
Каблуки-рюмочки, клиновидные и конусовидные, каблуки-столбики и танкетки — к началу XX века обувщики предлагали дамам (мужчины к тому времени отказались от искусственной высоты) огромное количество вариантов. Но самого эффектного и элегантного — тончайшей шпильки — все еще не было. За звание изобретателя стилетов до сих пор воюют два француза и один итальянец — и историки моды все еще не решаются сказать, кто же первым ввел в обиход шпильку — был ли это Роже Вивьер, Раймоне Массаро или Сальваторе Феррагамо.
По одной версии, именно Вивьер стал автором и популяризатором туфель на высоких и тонких каблуках. Модельер работал в Доме Dior и под его эгидой в 1955 году выпустил целую линию босоножек на шпильках. А двумя годами ранее, в честь восхождения на престол Елизаветы Британской, Вивьер представил босоножки, украшенные рубинами и гранатами, — естественно, на необычайно тонких и высоких каблуках. В его творение влюбились Мария Каллас и Джеки Кеннеди, и вскоре дизайнер стал носить гордое звание короля обуви.
Иные приписывают авторство шпильки Раймоне Массаро. Он создал знаменитые туфли с бриллиантами, рубинами и жемчугом — сейчас эта модель находится в частной коллекции у неизвестной поклонницы творчества Массаро. Что же касается Сальваторе Феррагамо, его шпильки изначально были самыми нестойкими — тончайшие деревянные каблуки высотой в рекордные десять сантиметров попросту ломались. Решая эту проблему, итальянский обувщик насадил шпильку на железный стержень и обтянул его кожей — так и родились те самые стилеты, которые мы используем до сих пор. Удивительная инновация пришлась по вкусу Мэрилин Монро, для которой Феррагамо стал впоследствии другом и личным
обувщиком. Кстати, в знаменитом кадре актрисы (в белом платье, подол которого игриво поднимает ветер) Монро обута в белые босоножки от Феррагамо. Прибегала к его услугам и другая кинодива — Софи Лорен.
Сегодня с обувью Salvatore Ferragamo могут соперничать немногие бренды, в числе которых знаменитые туфли с красной подошвой Кристиана Лубутена. Дизайнер создает все, от классических моделей до экстравагантной обуви, украшенной перьями, экзотической кожей, стразами и вышивкой, но неизменным остается его страсть к умопомрачительной высоте каблука.
Любовь к изящным туфелькам на шпильке уже давно стала отличительной чертой многих икон стиля — реальных и вымышленных. Например, певица Бейонсе обожает появляться на сцене в черных ботфортах на тончайших стилетах или в драгоценных босоножках, приобретенных за баснословную сумму. Леди Гага шокирует публику, выходя на пуантах-ходулях. А героиня актрисы Сары Джессики Паркер, знаменитая Керри Брэдшоу, спускала всю зарплату на новые босоножки от Маноло Бланика, испанского дизайнера обуви. Некоторые скептики уверяют, что шпильки — элемент гардероба неуверенных в себе дам, для которых главное — это внимание мужчин. Но мы предпочитаем этому мнению цитату Марка Джейкобса: «Все женщины мира делятся на два типа — „шпильки“ и „балетки“. И конечно, это вовсе не об обуви, а об отношении к самой себе и к жизни».