ТВ и сериалы

Закулисная сторона сериала «Операция "Сатана»

Это продолжение детективных историй о непростой судьбе работника МУРа майора Ивана Черкасова. В главной роли — по-прежнему Андрей Смоляков

8 октября 2018 12:57
19894
1
Андрей Смоляков и Марина Александрова
Андрей Смоляков и Марина Александрова
Фото: материалы пресс-служб

Сценарий переносит зрителя в СССР 1975 года, в самый разгар «холодной войны»: американские шпионы, новые советские баллистические ракеты, утечки секретной информации и, конечно же, честный главный герой, уволенный из МУРа и работающий обычным участковым. Однако именно он оказывает неоценимую помощь КГБ в поимке заокеанского шпиона.

«Мой герой разжалован до участкового, — рассказывает исполнитель главной роли Андрей Смоляков. — И он находится в пессимистическом настроении и легком алкогольном опьянении. Черкасов постепенно из этого начинает выкарабкиваться. На его участке происходит преступление. А дальше все разрастается как снежный ком. И пытливый ум Черкасова доводит его до того, что он выходит на международный промышленный шпионаж».

Яне Сексте пришлось учить свою роль на английском языке. По сценарию, российская актриса играет шефа московской резидентуры американской разведки
Яне Сексте пришлось учить свою роль на английском языке. По сценарию, российская актриса играет шефа московской резидентуры американской разведки
Фото: материалы пресс-служб

«Сатаной», по классификации НАТО, назывались советские межконтинентальные баллистические ракеты Р−36 М, — рассказал режиссер картины Юрий Мороз. — Американские спецслужбы пытаются всеми способами получить информацию о новом советском оружии. Параллельно майор Черкасов расследует убийство вокзальной проститутки. В ходе расследования он невольно оказывается в эпицентре, скажем так, шпионских разборок. Моя задача была сделать так, чтобы нашу историю смотрели с не меньшим интересом, чем предыдущие четыре сезона'.

Чтобы передать атмосферу тех давно ушедших лет, создателям сериала пришлось немало поездить по Москве и окрестностям в поисках «советской натуры». Засекреченный научно-исследовательский институт (по сюжету — это главное конструкторское бюро, которое занимается разработкой ракеты «Сатана») снимали в реальном Зеленоградском НИИ электроники, где до сих пор сохранилась атмосфера советской эпохи. Кстати, этот институт оформлял сам Эрнст Неизвестный. Интерьеры МУРа обнаружились на проспекте Мира в одном офисном здании, где абсолютно неожиданно в полной неприкосновенности сохранился советский дух.

Режиссер Юрий Мороз поначалу сомневался, насколько образ невзрачной лаборантки подойдет Виктории Исаковой. Но после первых же сцен все сомнения отпали
Режиссер Юрий Мороз поначалу сомневался, насколько образ невзрачной лаборантки подойдет Виктории Исаковой. Но после первых же сцен все сомнения отпали
Фото: материалы пресс-служб

Актерам тоже пришлось перенестись в прошлое. Главные героини, которых сыграли Марина Александрова и Яна Сексте, предстали в образах, которые сегодня уже смело можно называть «ретро».

«В фильме я с каре и челкой до бровей — а-ля французская кинозвезда Анук Эме, — рассказала Марина Александрова. — Мне вообще очень нравятся такие женственные ретро-образы. А еще моя героиня Соня Тимофеева работает под прикрытием в роли представительницы древнейшей профессии. Там я блондинка, первый раз снималась в парике».

Яна Сексте, которая сыграла американскую шпионку, вообще постоянно меняет внешность — ведь ее героиня то и дело «уходит от слежки». Интересно, что изначально эта роль писалась под мужчину. Яна рассказала, что она даже встретила на съемках американского актера, который в шутку сказал, что она украла у него роль шпиона — ведь он тоже пробовался на нее.

Найти в современной столице Москву середины семидесятых не так-то просто. Съемочной группе пришлось немало поездить в поисках «советской» натуры
Найти в современной столице Москву середины семидесятых не так-то просто. Съемочной группе пришлось немало поездить в поисках «советской» натуры
Фото: материалы пресс-служб

Актриса Виктория Исакова в новой картине предстала в неожиданном образе: она сыграла скромную лаборантку научно-исследовательского института в строгих очках и белом халате, которая после автомобильной аварии прихрамывает на одну ногу. «Я сделал Вику совсем другой, какой ее еще ни разу не видел зритель, — признался режиссер. — Вначале я и продюсер Денис Евстигнеев сомневались, не прозвучит ли диссонансом этот необычный образ. Но после первой же сцены с ней стало ясно, что Вика оказалась абсолютно на своем месте — все сошлось!»

У звезды советского кинематографа Ларисы Удовиченко, которая как раз хорошо помнит середину 70-х, в картине небольшая работа. Но своей работой актриса довольна: по ее мнению, это как раз тот случай, когда мал золотник, да дорог. «У меня маленькая роль, но она очень хорошо написана прекрасной сценаристкой Аллой Криницыной, ее вообще отличает очень внимательный подход к каждому персонажу: все герои интересные, со своими переживаниями, судьбой, философией, — с восторгом рассказывает Лариса о новой работе. — Также мне импонирует манера Юрия Мороза. В сериале нет лишней „клиповости“, которой так стараются удивить современные режиссеры. Интрига сохраняется до конца».

Владимир Ильин — настоящий мастер перевоплощений. И нужно признать, что роли советских ученых у него тоже отлично получаются
Владимир Ильин — настоящий мастер перевоплощений. И нужно признать, что роли советских ученых у него тоже отлично получаются
Фото: материалы пресс-служб

Поскольку в сериале довольно много сложных трюковых сцен (например эпизод с горящей машиной и ее падением в реку), съемки были напряженными. Да и погода не жаловала съемочную группу. Из-за снегопадов не раз приходилось для расчистки снега нанимать тракторы и спецтехнику, без которых машины не могли подъехать к нужному месту работы. Иногда, чтобы ускорить процесс, режиссер и сам брал лопату в руки. Непростая это работа — кино снимать!