Что происходило за кулисами съемок сериала «Березка»
Смелые исторические параллели, впечатляющий подбор костюмов и детальное изучение феномена фольклорного ансамбля. Создатели проекта рассказали о закадровой жизни знаменитого коллектива
Вот уже семьдесят лет выступление этого коллектива завораживает зрителей. Знаменитый плывущий шаг танцовщиц, когда создается впечатление, будто девушки стоят на месте, а сцена под ними вращается, по-прежнему является тщательно охраняемым секретом «Березки». И таких секретов и интриг в истории «Березки» немало, потому что творческая карьера коллектива проходила на фоне важнейших событий в жизни страны и мира.
Известно, что историю танцевального коллектива давно хотели перенести на экран, но руководители легендарного ансамбля все никак не решались. «К нам не раз поступали предложения снять о нашей „Березке“ фильм или сериал, в том числе и от иностранных студий. Мы изучили множество заявок, но что-то было не так, что-то смущало, — вспоминает директор „Березки“ Сергей Азовский. — Но наконец нам предложили сценарий, который вызывал у нас доверие, и мы решились начать совместную работу. Во время съемок наши хореографы активно участвовали в процессе — ставили танцы, консультировали артистов. Мы впервые приоткрыли секреты наших знаменитых на весь мир костюмов, а некоторые наши танцовщики даже получили роли в сериале».
События в сериале разворачиваются в середине восьмидесятых годов. В центре сюжета — судьбы трех танцовщиц «Березки». Так, провинциалка Варя, которую играет Любовь Константинова — актриса, известная публике по скандальному клипу группы «Ленинград», — живет в глубокой бедности с больным отцом в исполнении Евгения Сидихина. Однажды, увидев по телевизору выступление «Березки», девушка буквально заболевает танцами. Она начинает тренироваться сама в своей крохотной квартире, а затем, накопив немного денег, отправляется в столицу, чтобы попасть в ансамбль. Ее берут в «Березку», но только уборщицей! Однако девушка не сдается и каждый день занимается. Постепенно худрук ансамбля Надежда Светлова, которую играет Лидия Вележева, понимает, что полы у нее моет настоящий самородок! А разглядеть ее талант помогает костюмер Лариса, чей образ блестяще создала Нина Усатова. Подруг героини Любови Константиновой сыграли Ольга Бобкова и Алена Коломина. Три девушки оказываются не только в одном ансамбле, но и в одной комнате общежития. И у каждой из них своя дорога к большой сцене, славе и, конечно, любви.
Примечательно, что некоторые актеры, снявшиеся в фильме, оказались так или иначе связаны с легендарной «Березкой». Так, Алексей Серебряков впервые согласился сниматься, не читая сценария: «Моя теща всю жизнь проработала в ансамбле „Березка“, а жена выросла за кулисами. Так что у меня не было никаких вариантов», — признался актер. А вот отец Марии Порошиной много лет был солистом «Березки»! Светловолосый и голубоглазый тенор выступал в перерывах между танцами в мини-спектаклях, где он исполнял песню и плясал на сцене вместе с медведем.
Уже в ходе съемок выяснилось, что педагогом Лидии Вележевой в Щукинском институте была Людмила Владимировна Ставская, племянница худрука «Березки» Надеждиной. «У меня нет задачи быть похожей на Надеждину внешне, я стараюсь воплотить нутро этой личности, — говорит актриса. — Надеждина — женщина невероятной силы и огромной доброты, личность редкого масштаба, гордость страны и времени. Работа для Надеждиной всегда была на первом месте, и за родной коллектив ее сердце болело днями и ночами».
Среди съемочных локаций проекта был и старинный особняк в Леонтьевском переулке. Именно там и рождаются известные на весь мир танцы «Березки», отбиваются дроби и шлифуется плывущий шаг. Для съемок репетиций в зеркальном зале художникам пришлось прибегнуть к трюку. Чтобы группа и оборудование не попадали в кадр, создали передвижную ширму. А вот Нью-Йорк снимали на Белой площади у станции метро «Белорусская». Высотки площади стали американскими небоскребами, а все остальное дорисовали с помощью компьютерной графики.
На выступлениях «Березки» публика помимо хореографии, конечно же, обращала внимание на невероятные наряды, в которых выходили русские красавицы. Так что у главных героинь в плане одежды было настоящее раздолье. «Я даже не могу выделить какой-то один сложный костюм. Во всяком случае, мне они все давались непросто, — говорит художник по костюмам сериала Изольда Порхунова. — Это касается всего, начиная с поиска тканей и фурнитуры, выкроек и заканчивая посадкой готового изделия на актрис. Большинство костюмов и деталей делались вручную. Как многочисленные вышивки и аппликации, так и вся отделка на блузки, рубахи, сарафаны, жилетки. Даже кокошники были изготовлены исключительно вручную». Процесс изучения костюмов и тканей, а также поиска нужной фурнитуры занял шесть недель, а на пошив двух десятков костюмов ушло около четырех месяцев.