За кулисами сериала «Крылья Империи»
Взросление, смена идеалов, пылкая влюбленность — и все это на фоне событий российской истории 1913–1921 годов. Телефильм стал еще одним масштабным проектом, где главные роли достались молодым актерам
Масштабный исторический сюжет сериала построен вокруг трех основных персонажей: юнкера Николаевского кавалерийского училища Сергея Кирсанова-Двинского (Милош Бикович), дочки обрусевшего немецкого булочника Софии Беккер (Ксения Лукьянчикова) и простого рабочего Матвея Осипова (Григорий Некрасов). В активе Ксении Лукьянчиковой уже есть главные роли в сериалах «Осиное гнездо», «Красная королева» и др., однако молодая актриса впервые путешествует во времени. И, наверное, все любители исторических телепроектов заметили, как хороша она в ретро-образах. Впрочем, роль в «Крыльях Империи» сводилась не только к эффектным дефиле. Иногда Ксении было не до шуток.
«Самым трудным оказался первый съемочный день — я сломала нос, — вспоминает Ксения. — Был мороз минус 27 градусов, гололед, мы снимали 1917 год. Двести человек массовки, партнер по кадру должен был выхватить меня из толпы, но он поскользнулся, упал на спину, а я носом о его колено. Но благодаря морозу лицо не начало распухать. И удалось отработать еще несколько часов. Далее были сцены на Финском заливе, мне приходилось тонуть, а это было зимой. Гидрокостюм не спасал, так как ледяная вода через самые маленькие щели просачивалась внутрь. И такая сцена была не одна. Во второй вместе со мной в воду пришлось лезть Грише Некрасову». Тем не менее роль Софии Беккер стала для актрисы тем подарком, о котором можно мечтать. «Прототипом Софии можно назвать великую женщину Ларису Рейснер. Она удивительная: в ней сочеталось что-то воинственное, но в то же время что-то легкое и трепетное. Воин и поэтесса, инь и ян, мужчина и женщина в одном лице. Конечно же, безумно интересно попробовать передать эти краски и полутона», — уверена Ксения.
Милош Бикович ассоциируется у многих с персонажем из комедийного сериала «Отель Элеон». Но в «Крыльях Империи» у него совсем другой, куда более серьезный и даже драматический образ. «Мне сложно выделить какую-то сцену. Было так много перемен, которые пришлось пережить. Я имею в виду перемены внутри персонажа. Игорь Копылов — прекрасный режиссер, который очень основательно, глубоко готовит своих актеров, но при этом не давит. И благодаря этому даже самые тяжелые сцены даются без мук», — говорит Милош. По сюжету его герой отлично владеет оружием и уверенно держится в седле. Поэтому подготовка к съемкам подразумевала не только работу со сценарием. «Ранее мне уже доводилось ездить верхом, но это была буквально пара сцен в одном из проектов. Поэтому можно по праву считать, что этот раз стал для меня первым, — вспоминает Милош Бикович. — Еще проходя обучение в театральной академии, мы ходили в военный тир и там стреляли. Вообще это довольно странные ощущения, когда ты держишь в руках предмет, который может легко отобрать человеческую жизнь. Но когда пули ненастоящие, то стрелять из винтовки просто».
В фильмографии Григория Некрасова кроме «Крыльев Империи» пока только два проекта, однако звание перспективного актера выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства носит не напрасно. Подготовка к съемкам для Григория была связана еще и с работой над акцентами, и справился он весьма неплохо. «Матвей Осипов разговаривает с вологодским говором, что сразу добавляет объема этому персонажу. Мы купили несколько книг по говору, встретились с Валерием Николаевичем Галендеевым — он мой педагог по речи. В первых сериях Матвей говорит с говором, потом несколько серий на немецком, потом уже без говора, а потом вообще без слов», — вспоминает актер.
Еще одним персонажем сериала можно назвать место съемок. Не города и пейзажи (хотя и они сменялись в течение работы), а дворцовые комплексы Санкт-Петербурга и его улицы. Современный облик Северной столицы далек от начала XX века. Поэтому декораторы сделали уникальные стены, которые закрывали стеклопакеты, неоновые вывески и стальные двери и возвращали облик Петрограда. Снимали в аутентичных местах: особняке на Миллионной улице, Михайловском дворце, Доме ученых и Александринском театре. София Беккер по приглашению Всеволода Мейерхольда посещает спектакль «Карнавал» на этой сцене.
Большую нишу в сериале занимает культурное сообщество той эпохи. В фильме затронуты судьбы Николая Гумилева, Всеволода Мейерхольда, Анны Ахматовой и других деятелей искусства и науки.