Шальная императрица: как снимали сериал «Великая»
Ружья, корона и платье Кэтрин Зеты-Джонс — WomanHit.ru изучил закулисную сторону съемок
Она признана великой императрицей, у нее было море любовников, и она участвовала в государственном перевороте. Однако личность Екатерины II намного глубже и богаче шаблонных представлений о ней. И создатели сериала «Великая» именно об этом и попытались рассказать.
Когда режиссер Игорь Зайцев приступал к работе над сериалом, то прежде всего он, конечно, начал искать исполнительницу главной роли. «Нам было важно, чтобы пришла актриса, и мы увидели, что это Она! Чтобы партнеры, которые будут рядом сниматься с ней, могли сказать: это и есть будущее России. А зрители бы в это поверили, — говорит режиссер. — И в Юлии Снигирь это было. Я сразу понял, что это наша Екатерина». Однако сама актриса, узнав об утверждении на роль, растерялась и даже испугалась. «Я совершенно не видела себя в роли императрицы, была не уверена в себе и не понимала, как к ней подступиться, — признается Юлия. — Но потом подумала, что может получиться что-то интересное».
Снигирь рассказывает, что прочла очень много книг о Екатерине, пытаясь выудить из них простые вещи, из которых складывался характер императрицы. «Меня Екатерина интересовала такой, какой она была на самом деле, — поясняет актриса. — Пишут, например, что она умела всех обаять и найти со всеми общий язык. Но ей же не могли нравиться абсолютно все. Значит, с кем-то она была неискренней? Это недостаток? Нет, скорее, следствие живого, пытливого ума, который, например, может раздражаться на глупость». А о портретном сходстве с героиней Юлия даже не задумывалась: «Тогда были совсем другие лица, — продолжает Снигирь. — Да и, мне кажется, внешнее сходство — это не самое главное. Я думаю, куда важнее внутреннее содержание, взгляд, походка, манеры говорить, сидеть…»
Отказались авторы сериала от портретного сходства с историческими персонажами и при поиске актеров на другие роли. «Если посмотреть на портреты бравого военного, графа Григория Орлова, то мы увидим, что это был довольно пухленький, милый человек, который как-то не сочетается с современным представлением о героической личности. Далек от идеала мужской красоты и муж Екатерины, Петр III, — объясняет режиссер. — Нынешний зритель не только не поверил бы таким героям, он их не полюбил бы, потому что понятия о красоте в XXI веке иные, нежели в XVIII».
«По свидетельствам современников, Петр III был человеком малосимпатичным — пьяница, иногда бивал жену, заслужил репутацию человека эксцентричного, а некоторые просто называли его идиотом. Чтобы понять его и приблизить, мне пришлось покопаться в биографии, и скажу: напрасно его выставили таким дураком, — подхватывает исполнитель роли Петра III Павел Деревянко. — Всего за 186 дней своего правления Петр издал столько полезных манифестов, что глупый человек с такой задачей просто бы не справился. А еще он неплохо играл на скрипке, и я тоже этому обучился».
Павел Трубинер, воплотивший на экране образ Григория Орлова, также не согласен с тем, что писали современники о его персонаже. «Говорят, он был недалекого ума. Но, думаю, это не так, потому что не совсем умный человек не дошел бы до таких вершин, — рассказывает актер. — Признаюсь, я долго искал подходы к нему, много читал. Поскольку не сохранилась даже могила Орлова, мы пошли с Юлей Снигирь в Петропавловский кафедральный собор, где захоронена Екатерина II. Юля попросила там о чем-то своем, и я тоже обратился за помощью к великой императрице».
Сергею Шакурову, готовясь к роли Бестужева, много читать не пришлось: «Это уже мой третий проект по тому времени, я сыграл прямо противоположных персонажей — от Александра Меншикова до Алексея Бестужева.
Я все перечитал по этому периоду, когда работал еще над Меншиковым. И очень много про это знаю, — признается Сергей Каюмович. — Безумно интересно работать над таким материалом, и мне кажется, я немножечко умею это делать. Не всякому позволено сниматься в таких дворцах и надевать на себя одежды наших великих предков».
Наталье Сурковой та эпоха тоже хорошо знакома: в сериале «Фаворит» 2005 года она сыграла Екатерину II. Сейчас же ей выпала роль Елизаветы Петровны. «Когда я снималась в роли Екатерины, то любое негативное высказывание в ее адрес воспринимала как личное оскорбление. Сейчас, когда говорят, что Екатерина была лучше Елизаветы, тоже начинаю обижаться: что значит лучше? Они разные по складу ума, по воспитанию, по стремлениям, но обе дороги мне, и им нужно отдать должное», — делится актриса.
Дмитрий Ульянов в подготовке к роли Григория Потемкина тоже первым делом обратился к литературе: «Когда меня утвердили, я купил книгу о Потемкине, чтобы подробнее узнать не только о нем, но и о той эпохе, о тех людях, как и чем они жили. Ходил в „Эрмитаж“, где выставлены костюмы известных исторических личностей, в том числе Петра I. И когда это видишь, понимаешь, что это не только „памятники“, а что эти люди реально жили», — вспоминает актер.
И лишь Марку Богатыреву, сыгравшему вымышленного персонажа Василия Залесского, пришлось полагаться исключительно на себя. «Это мой первый исторический фильм, — говорит актер. — И теперь у меня такое ощущение, что я жил в ту эпоху и она мне очень близка. По роли у меня много трюковых сцен на конях и поединков на шпагах, поэтому перед съемками я пошел учиться верховой езде и фехтованию».
Сериал «Великая» в цифрах
30 вееров, 200 экземпляров глиняной посуды (кружки, кувшины, горшки-кашники с крышками, миски, тарелки), 10 штофов и графинов, 5 бокалов с гравировкой Елизаветы Петровны было изготовлено специально для сериала.
10 оловянных десятисантиметровых солдатиков для Петра III были отлито.
3 килограмма весила точная копия короны императрицы, в которой короновалась Екатерина II. На ее изготовление ушло больше месяца.
500 ружей, тесаков, офицерских шпаг и шпаг для фехтования было куплено в Испании.
1000 женских, 1000 мужских и 500 военных костюмов было сшито и арендовано в России и Италии.
15 метров ткани уходило на каждое женское платье.
25 нарядов было у героини Юлии Снигирь. Среди них черное платье персонажа Кирстен Данст из фильма «Мария-Антуанетта» и туалет Кэтрин Зеты-Джонс из картины «Екатерина Великая».
7−10 килограммов весит один костюм в зависимости от материала и отделки.
300 париков было задействовано в сериале. Большую часть из них взяли в аренду в Италии, но также было изготовлено 20 париков из буйволиного волоса.
1,5 часа длился грим актрис.
200 с небольшим объектов было задействовано на съемках. Среди них Петропавловская крепость, Дом ученых, Дом архитектора, Константиновский дворец, Дом юриста, Гатчинский дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Воронцовский дворец, Смольный собор, Ораниенбаум.