Большое чудо
Главный театр страны готовится к открытию
Главный театр страны готовится к открытию. Первая премьера запланирована на 18 ноября.
— Можно сказать, что Большой театр теперь оборудован по последнему слову науки и техники?
— Сценическое оборудование, которое сегодня есть и на сцене и под сценой, самое передовое. Тут присутствует многое из того, чего нет в других театрах. Я бы выделил верхнюю репетиционную сцену, достоинство которой состоит в том, что она повторяет размеры главной сцены, и на ней лежит балетный пол «Арлекин». Здесь мы можем собрать любой спектакль, что, собственно, сейчас и делаем.
— Сергей Юрьевич, вы совсем недавно пришли на пост художественного руководителя Большого театра из Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Насколько для вас это решение было сложным?
— Это было трудное решение! Я относился с вниманием и уважением ко всем людям, которые там работают, прежде всего к артистам. У нас была замечательная команда, работа была спланирована и давала хороший результат. Со всеми, с кем я работал в этом театре, мы действительно были звеньями одной цепи. Вернувшись в Большой, я вернулся в свой родной дом, который меня вырастил и в котором я прожил большую часть своей жизни.
— Перейдем к балетным планам Большого театра на предстоящий сезон…
— Первая премьера — 18 ноября, балет «Спящая красавица» в новой редакции Юрия Григоровича. Но самая сложная и главная задача этого сезона — это перенос многих спектаклей с Новой сцены на основную, историческую. Нужно вписать в новое пространство и артистов, и декорации. 28 декабря на исторической сцене состоится вечер памяти Ролана Пети. 2 января 2012 года исполняется 85 лет Юрию Григоровичу — это большое событие для всего театра, и 6 января будет юбилейный вечер в его честь! Следующая премьера — с 5 по 10 мая «Драгоценности» Баланчина. А на 17 июня запланирован вечер памяти Марины Семеновой. Если все будет складываться хорошо, то, возможно, к концу сезона на Новой сцене пройдет фестиваль балета с новой интересной программой.
— Какая-то долгосрочная концепция формирования репертуара на будущее уже сложилась?
— Моя концепция — все самое лучшее, что есть на мировом балетном пространстве, должно появляться и на сцене Большого.
— А Бежара мы можем надеяться когда-нибудь увидеть здесь в репертуаре? Об этом говорят уже со времен его первых гастролей в 1978 году — 30 лет!
— Я могу сказать, что нет ничего невозможного. Должно быть только желание.
— У вас есть такое желание?
— Конечно, есть, но над этим нужно работать. Хотя я хочу особо подчеркнуть, что одной из самых важных задач я считаю сохранение классического репертуара.
—А отечественные хореографы? Единственным крупным русским хореографом востребованном во всем мире на сегодня является Борис Эйфман. Для Большого театра он делал десять лет назад балет «Русский Гамлет», который, не смотря на огромный интерес публики, при очередной смене руководства в репертуаре не удержался. Теперь его балеты идут по всему миру, но только не в Москве. Продолжится ли сотрудничество с этим хореографом в будущем?
—Сегодня мы имеем две сцены: историческую — основную, и новую. На исторической сцене, на мой взгляд, должны идти настоящие шедевры — такие спектакли, которые сегодня уже имеют признание и интерес публики во всём мире. Хотя я уверен, что и на ней мы будем делать работы, которые будут новыми и интересными, будут использовать те технические и современные возможности, которые сегодня созданы в реконструированном Большом театре. Но параллельно с этим мы имеем замечательную новую сцену, на которой шесть лет во время реконструкции и реставрации основного здания работал балет Большого театра. Поэтому есть хорошая возможность делать все эти работы, о которых вы спрашиваете. Это вопрос переговоров и обсуждений. Поэтому если возникнет такая идея, и мы сядем за стол переговоров, почему нет?
— Впервые в истории Большого театра с этого сезона премьером будет иностранец Дэвид Холберг — звезда мирового балета. И не в качестве приглашенного солиста, а на постоянной основе. В ноябре с ним запланированы балет «Жизель» и премьера «Спящей красавицы», которая пройдет уже на исторической сцене. Прошло ровно 50 лет с того дня, как Рудольф Нуреев бежал на Запад. Теперь процесс, кажется, пошел в другом направлении.
— Я предложил Дэвиду стать артистом Большого. Вместе искать, работать с новыми хореографами, вместе идти вперед. Именно это было важно, потому что я не позиционировал его приход как приход звезды. И именно об этом мы говорили, когда у нас была первая встреча и я сделал ему такое предложение. Я думаю, что он внесет определенную краску в наши спектакли, но ровно столько же он возьмет и от педагогов Большого театра.
— Поскольку это все-таки зарубежный танцовщик, такое приглашение не означает, что оскудела русская школа?
— Конечно же, нет! Я отношусь с большим уважением к балеринам и танцовщикам, которые работают сегодня в Большом театре, — это мои друзья и коллеги, настоящие профессионалы! Андрей Уваров и Николай Цискаридзе, Иван Васильев, Александр Волчков и Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов и Артём Овчаренко, Вячеслав Лопатин и Владислав Лантратов, Андрей Меркурьев и Семён Чудин и многие другие. У нас в театре большое количество спектаклей, и их хватит на всех!