Зоологический центр столицы
Первый московский зверинец «провалился в яму»
Поход с детьми в зоопарк — это настоящая классика семейного жанра. На протяжении уже многих десятилетий москвичи традиционно называют в числе главных городских достопримечательностей «страну зверей», раскинувшуюся в окрестностях Пресненских прудов.
Златоглавая всегда гордилась своим зоопарком. За долгое время существования он претерпел значительные изменения, прирос новой территорией… А сколько разных — далеко не всегда «зоологических» — событий произошло здесь! Впрочем, листая страницы прошлого, надо обязательно вспомнить, что у зоопарка были предшественники.
Вот лишь некоторые не самые известные эпизоды из многовековой истории московских зверинцев.
Лев для Ивана Грозного
Первых экзотических хищников — льва и львицу — прислал в подарок государю Ивану Грозному персидский шах. Поначалу было совершенно неясно, где держать этих могучих зверей. Их поселили временно во рву, который тогда отделял кремлевскую стену от Красной площади (часть этой глубокой «траншеи» отгородили бревенчатыми стенами), а потом для царя зверей и его подруги соорудили специальный зверинец — «Львиный двор» — на берегу Неглинки неподалеку от Воскресенских ворот Китай-города. (Впоследствии на этом месте существовала долговая тюрьма, куда сажали злостных неплательщиков, «пока не исправят долга», — «яма». Такой термин был вполне оправдан: глубина данной темницы достигала более пяти метров. В конце XIX в. эту территорию использовали под строительство нового здания городской Думы.)
Слон в лаптях
Еще с одним живым подарком в адрес великого князя московского вышел казус. Владыка Персии презентовал ему слона (исполин шел своим ходом через Астрахань в специально сплетенных для него лаптях — чтобы не повредил ноги). Когда в конце долгого пути слон предстал перед Иваном Грозным, тому вдруг вздумалось пожелать, чтобы удивительное животное стало перед ним на колени. Но заставить обладателя хобота выполнить цареву волю не удалось, и тогда разгневанный правитель велел стрельцам «посечь топорами» упрямого слона.
Рев из дворцовой слободы
При Петре Великом большой зверинец существовал в дворцовой Семеновской слободе (район нынешней одноименной станции метро). Здесь содержалось не только множество ловчих птиц — ястребы, соколы, кречеты, но и весьма серьезные хищные звери, волки, медведи и даже три льва. Их грозный рев постоянно держал в страхе всех окрестных жителей.
Десять тысяч на «рога и копыта»
Инициатором (и главным «спонсором») устройства постоянно действующего Зоологического сада выступила Комиссия по акклиматизации растений и животных, состоявшая при Московском обществе испытателей природы. Среди жертвователей были и богачи, и простые горожане. Кроме того «для поддержания общественной инициативы» российское правительство решило выделить на создание зоосада и приобретение для него животны× 10 000 рублей. В первоначальном варианте зоосад хотели разместить в Нескучном саду, однако из-за удаленности этой территории от нее отказались, и решено было оборудовать «царство зверей» поближе к центру города — на Пресненских прудах.
Грелка для страуса
«Зоологический сад открыт 31 января 1864 года. В течение первых двух лет, включая купленных, пожертвованных, полученных в обмен и родившихся в саду зверей, здесь пребывало: 30 обезьян (макаки, павианы, уистити), 2 белых и 10 бурых медведей, 2 енота, 4 барсука, фараонова мышь, 15 больших кошек (львы, тигры, леопарды, ягуар, рысь), 2 гиены, 2 дикобраза, 5 лисиц, 3 верблюда, 6 зубров, 3 кенгуру…
…Несмотря на заботливый уход, многие из зверей не переносят московского климата. Больше всего гибнет от чахотки и воспаления легких обезьян, от простуды — страусов. Часто падают олени, сайги, сони, барсуки. Многие животные чрезвычайно прихотливы на пищу. Так, например, зубры едят далеко не всякое сено, на барсуков маханина (конское мясо) подействовала, как отрава…" (Журнал «Кругозор», 1876 г.)
К пингвинам на коньках
Зоосад на протяжении многих лет являлся и одним из главных спортивных центров Белокаменной. Зимой на замерзших Пресненских прудах оборудовали публичный каток, куда приходило очень много желающих покататься на коньках. Здесь устраивали даже официальные соревнования, проводили забеги на звание «Лучший конькобежец Москвы»… Проводились также и массовые спортивные праздники. Например, в феврале 1900 г. на Карнавал конькобежцев в Зоологическом саду собралось около 3500 человек.
Индейцы в зоопарке
В 1884 г. некий предприимчивый американец возил по Европе группу «кровожадных индейцев из штата Небраска» для публичной демонстрации их экзотического быта. Когда осенью этот караван добрался до Белокаменной, «индейскую деревню» решили разместить на территории Зоологического сада. Американские аборигены установили вигвамы на отведенном под их стойбище участке. По нескольку раз в день заокеанские гости облачались в свои национальные костюмы и разыгрывали перед собравшейся публикой различные «бытовые картины» — со стрельбой из луков, метанием томагавков и ножей… Особенным успехом пользовалась сценка «Нападение на почтовый дилижанс» (на его пассажиров краснокожие кидались со страшными криками и якобы снимали с них скальпы).
Явление водяного
В начале
На пороге ХХ века
Зоосад отметился в череде праздников, устроенных в Белокаменной по случаю наступления ХХ века. Газеты сообщали, что новый 1901 год здесь встречали «при полном электрическом освещении и богатой иллюминации». Для посетителей приготовили «шествие дедушки Мороза», грандиозный фейерверк, детишкам обеспечили катание с гор на санках, а взрослым — буфет. В том же году здесь устроили для горожан масштабные масленичные развлечения. Газета сообщала: «В Московском зоологическом саду начались большие зимние гуляния «Русский карнавал, или Масленица в XVII столетии… Съезд публики — большой…»
Звери перед лицом революции
Во время революции 1905 г., когда в районе Пресни разгорелись самые ожесточенные бои повстанцев с полицией и войсками, Зоологический сад понес ощутимые потери: была разрушена часть помещений, погибло несколько животных. (Судя по свидетельствам современников, отдельные представители дикой фауны попросту пошли на суп для сражавшихся дружинников.) После усмирения волнений «отцы города» согласились возместить эти убытки из московской казны.
Омоложенный козел
В
Наводнение
29 июля 1924 г. зоопарк оказался в центре природного катаклизма. На кварталы старой Москвы обрушился сильнейший ливень (при этом на окраинах города не упало ни капли дождя). В результате Пресненские пруды вышли из берегов и слились в одно огромное озеро, затопившее чуть ли не половину территории зоопарка.
Кони в Конькове
Неоднократно возникали планы перенести зоопарк из центра города в другое, более удобное и комфортное для животных место. Лет 30 назад, к примеру, предполагалось, что это «царство зверей» расположится на городской периферии, в районе Коньково. (Под такую перспективу даже строящуюся там станцию метро назвали «Зоопарк», но когда проект не состоялся, дали ныне существующее имя: «Коньково».) Позднее всерьез обсуждалась идея превратить в Зоологический сад едва ли не всю огромную территорию Битцевского парка, но этот вариант тоже остался лишь на бумаге.
Сейчас наметились новые перспективы — переезд «царства зверей» с Пресни на просторы Измайловского парка.