Владимир Машков: «На съемках было то холодно от ветра, то жарко от огня и в любом случае — страшно»
Чем ремейк фильма «Экипаж» отличается от оригинала 1979 года?
Режиссеры не любят ремейки своих фильмов. Однако Александр Митта, узнав о съемках новой картины «Экипаж» по мотивам его фильма 1979 года, наоборот, был весьма воодушевлен проектом. И вместе с авторами современной ленты настаивает, что это совсем другой фильм.
Титры
Талантливый молодой летчик Алексей Гущин не признает авторитетов, предпочитая поступать в соответствии с личным кодексом чести. За невыполнение абсурдного приказа его выгоняют из военной авиации, и только чудом он получает шанс летать на гражданских самолетах. Гущин начинает свою летную жизнь сначала. Его наставник — командир воздушного судна — суровый и принципиальный Леонид Зинченко. Его коллега — второй пилот — неприступная красавица Александра. Отношения складываются непросто. Но на грани жизни и смерти, когда земля уходит из-под ног, вокруг огонь и пепел, и спасение только в небе, Гущин показывает все, на что он способен. Только вместе экипаж сможет совершить подвиг и спасти сотни жизней.
Николай Лебедев, режиссер:
«Я безумно люблю картину Александра Наумовича Митты «Экипаж», в свое время она перевернула мое сознание. Меня так увлек жанр, так поразили визуальные образы, что ребенком я даже пытался писать «сценарии» фильмов-катастроф, снимать короткометражки, поджигая и переворачивая игрушечные модели самолетов и поездов, собирал вырезки о картине Митты… Я бредил ею! Создать фильм-катастрофу в духе «Экипажа» — это была моя мечта, причем мечта, как мне казалось, совершенно несбыточная. И когда мне предложили идею этого проекта, я решил отправиться к Александру Наумовичу. Митта сказал, глядя на меня с удивлением: «А ты что, собираешься отказываться?! Даже не вздумай! Я тебе помогу! Все будет хорошо!"
Самыми сложными оказались съемки, о которых я больше всего мечтал, — эпизоды землетрясения в аэропорту. В Подмосковье, в Жуковском, была построена огромная декорация аэропорта, ангары и здания, были пригнаны действующие и списанные самолеты, работала большая массовка. Снимали по ночам, и было очень тяжело физически — выходить на смену в 7 вечера и работать до 7 утра, на холоде, на пронизывающем ветру, зачастую под дождем или даже снегом. В таком режиме съемки длились несколько недель.
Мы не могли позволить себе ни малейшей оплошности: опрометчивый шаг мог привести к непоправимым последствиям. Пылали здания. Взрывались и горели настоящие самолеты. А самолет сгорает быстро, буквально за десять-пятнадцать минут выгорает дотла, поэтому и снимать надо было четко и быстро. При этом рядом стояли действующие воздушные судна, и их ни в коем случае нельзя было повредить. Но в итоге этот блок мы прошли без сучка и задоринки".
Данила Козловский (Алексей Гущин):
«В процессе подготовки к съемкам мы с Владимиром Львовичем Машковым поехали в «Шереметьево», попробовали полетать на тренажерах, в которых впоследствии снимались. Общались с консультантами, в Жуковском летали в кабине с профессиональными пилотами… В общем, авиатренинг у нас был достаточно серьезный. И безумно интересный.
Это первый мой опыт съемок в жанре фильма-катастрофы. Раньше в моей жизни такого не было, чтобы один дубль готовился порядка пяти-шести часов. У тебя фактически нет права на ошибку: если ты на что-то отвлекся, потерял концентрацию, не услышал режиссера, не туда встал, не успел добежать до определенной точки, — все, гигантская и дорогостоящая работа испорчена. В этом смысле нужно было быть очень осторожным, четким, как машина. Приведу пример. Ночная смена. Работает семь-восемь камер, большая массовка, взрывающиеся самолеты, рушащиеся здания. Коля Лебедев дал установку: диалог двух артистов на фоне разрушений и безумия. Снимаем, все, казалось бы, хорошо, все довольны. Кроме Коли. Он подзывает меня к монитору, я смотрю только что отснятую сцену и говорю: «Ну, вроде все красиво, взорвалось, упало». А Коля отвечает: «Да, это есть, но зачем мне это, если нет главного? Главным была реакция твоего героя на то, что ему сказали. Зрителя держит в напряжении то, что происходит с героем, а не рушащееся здание на заднем фоне. Будем переснимать». И три часа из-за меня, бестолочи, мы ждали, пока перезарядим этот дубль".
Владимир Машков (Леонид Зинченко):
«Съемочная группа „Экипажа“ иногда работала просто ошеломляюще, а мне есть с чем сравнивать, я видел разные площадки, и не только в нашей стране. Запомнилась сцена, когда Зинченко по тросу ползет из одного самолета в другой. Снималась она на хромакее, но все равно было высоко. И ползал я долго, под ветродуями. Но в целом я получил на съемках огромное удовольствие и совершенно новый опыт. Землетрясение снималось настолько подробно и приближенно к реальным условиям, что нам всем, действующим лицам, не приходилось что-то от себя добавлять: нам и правда было то холодно от ветра, то жарко от огня и в любом случае — страшно».
Агне Грудите (Александра):
«Я очень рада, что мне представилась возможность сыграть женщину-пилота. Мне понравилось носить форму, она бодрит и украшает человека. Во время подготовки к съемкам нас учили пилотировать, мы запомнили основные авиационные правила. Съемки в аэропортах навсегда запомнятся своими масштабами. Мы снимали настоящие самолеты. Взрывы, землетрясения, пожары — все было так близко и реально, что после каждой смены я себе повторяла: как хорошо, что это просто фильм, как хорошо, что мы все живы и здоровы! Было реальное ощущение, что мы не играем катастрофу, а переживаем ее. Так что после съемок мы чувствовали себя как одна большая семья, которая прошла через очень сложный период, испытала много бед и невзгод».
Александр Митта, режиссер фильма «Экипаж» 1979 года:
«Мой «Экипаж» — про то, как рождается коллектив людей, которые могут противостоять необыкновенным препятствиям. Про несчастья и возможность их сказочного разрешения. Картина нарушала принципы западного, американского фильма катастроф, в котором всегда должны были быть элементарно намеченные характеры и очень много реалистических опасных приключений. У меня приключения были сказочные, фантастические, а характеры — наоборот, убедительные, подробно разработанные. Но знатоков жанра тогда не было, и никто фильм особо не ругал.
Коля Лебедев — лучший режиссер, который может снимать многожанровые картины. Он человечный, у него хороший контакт с артистами и со сценарием. И когда он спросил меня, как я отнесусь к новому «Экипажу», я ответил, что с одобрением. Я понимал: то, что сделает Коля, — это будет самостоятельная картина, без эксплуатации первого «Экипажа». Другой фильм, хороший и серьезный".