Культурный код: почему мы любим мемы
Как эти символы вошли в нашу жизнь
Когда-то нам казалось, что мемы — это не всегда смешные шутки уровня средней школы. Сегодня же искусствоведы, социологи и филологи едины во мнении: мемы становятся основным способом коммуникации с миром.
Что мы знаем о таком, казалось бы, несерьезном культурно-лингвистическом «существе», как мем? Что представляем, когда произносим это слово, относительно недавно вошедшее в наш словарный запас? Какая-то картинка в сети Интернет, забавная или не слишком. Значение и смысл некоторых изображений нам вообще недоступны — и мы удивляемся, отчего наши коллеги, друзья и знакомые покатываются со смеху или понимающе ухмыляются, пересылая друг другу примелькавшиеся лица и подписи… Давайте разбираться.
«Отцом» понятия стал не комик, не завзятый шутник и даже не филолог. Его нам подарил известный ученый, эволюционный биолог, всю жизнь занимавшийся популяризацией науки, — Ричард Докинз. Именно Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» (написанной аж в 1976 году!) ввел термин «мем», укоротив греческое слово «мимема», то есть «подражатель». Как настоящий биолог ученый представил мем как единицу информации, работающую по аналогии с геном.
Таким образом, как ген является носителем важнейшей информации о человеке, так и мем становится своеобразным кодом, в котором заключено «упакованное» представление о каком-то явлении реальности. Словом, мем — это любой узнаваемый образ, символ, код, идея, которая, как и ген, подвержена мутации, естественному отбору и искусственной селекции.
Что было мемом в доинтернетовскую эпоху? Вспомним классические крылатые выражения, пословицы и поговорки, которыми мы с вами обменивались в любой подходящей ситуации. Такая «кодированная» информация в краткой форме позволяла нам понять, кто перед нами — свой или чужой? Единый ли у нас культурный код? Сможем ли мы найти общий язык?
С развитием Всемирной паутины мемы перешли в формат изображений и стали использоваться в основном для развлечения, но суть их осталась прежней. С помощью веселых картинок мы посылаем друг другу «кодированную» информацию, делясь представлениями о мире, формируем реальность, маркируя окружение «своими» и «чужими», воспринимаем и понимаем значимые общественные события.
Мемами полны не только паблики в социальных сетях: отсылки к популярным шуткам и образам мы встречаем на подиумах, в песнях, сериалах и даже классической литературе. Впрочем, fashion-индустрия и культурная среда являются как активным потребителем, так и продуктивным производителем мемов. Убедимся в этом!
В моде
Мемы в модном пространстве — история про самоиронию и умение переосмыслить свою значимость в индустрии. Не все дизайнеры к этому готовы, но те, кто смог посмеяться над собой, завоевали сердца.
Victor&Rolf
Постельная высокая мода, или «Когда вас спросили, какую одежду вы хотели бы носить на работе» — оказывается, странный, если не сказать более жестко, образ модели родом аж из… 2005 года! Мемом же этот выход стал лишь недавно, что еще раз доказывает истину: Интернет помнит все.
Gucci
Кто бы мог подумать, что именитый и в некотором роде консервативный итальянский Дом способен на создание откровенно мемных волосатых тапочек, которые ожидаемо стали не только объектом желания модников, но и объектом насмешек и шуточек! Однако, мем — это лучшая реклама.
Balenciaga
Легендарный Демна Гвасалия — креативный директор эпатажного модного Дома — регулярно поставляет в интернет-пространство совершенно безумные идеи, которые становятся вирусными. Чего только стоят кроксы на каблуке или сумка в виде смятой пачки чипсов! Нужно ли говорить, что творения Гвасалии — горькая ухмылка в сторону общества потребления — регулярно попадают в мем-парады.
В кино
Кино- и сериальная индустрия — главный источник мемов. Отдельные актеры, фрагменты с которыми стали вирусными, сами по себе становятся носителями попу-
лярных идей. Скажем прямо, не все желали этой славы — но выбор за пользователями.
Леонардо Ди Каприо, «Великий Гэтсби»
Мюзикл База Лурмана подарил нам не только замечательную интерпретацию романа Фицджеральда, но и легендарный мем — очаровательного героя Ди Кап-рио, поднимающего бокал за все хорошее. Картинки с Гэтсби подписывают кто во что горазд.
Роберт Дауни-младший, «Мстители»
Обаятельный герой — образец для подражания тех, кто тренируется в искусстве сарказма. То, как Тони Старк красноречиво закатывает глаза, демонстрируя вполне определенные эмоции, моментально стало мемом.
Киану Ривз, «Невероятные приключения Билла и Теда»
Всеобщий любимец Киану Ривз — сам по себе мем (вспомним хотя бы грустного актера, поедающего сэндвич). Стоп-кадр же из малоизвестного фильма стал олицетворять кого-то очень удивленного и напуганного — или задающегося странными вопросами из серии «А что, если птицы не поют, а кричат, потому что боятся высоты?».
Мэттью Макконахи, «Интерстеллар»
Плачущий герой Макконахи — образ-символ человеческого отчаяния. Но мем с актером построен на контрасте и гротеске: обычно на изображение рыдающего героя накладывается какой-то не способный вызвать столь бурную реакцию текст.
В музыке
Музыкальные мемы — вирусные мелодии, о которых говорят: «Звучат из каждого утюга». это не просто хиты, они вызывают определенные ассоциации.
Ролик Nyan Cat
Восьмибитный летящий котенок — сам по себе мем, отсылающий нас к эпохе раннего Интернета. Но мелодия, под которую котенок летит, завирусилась мощнее изображения.
Psy — Gangnam Style
Харизматичный южнокорейский певец Psy в роли задорного наездника, совершающего запоминающиеся движения, до сих пор держит планку одного из самых прослушиваемых и просматриваемых треков Интернета — более пяти миллиардов просмотров!
Ремикс Ich will nicht
Танцующий под бодрый трек «Komm tanzen? Ich will nicht» волк — абсурдный ролик, по непонятным причинам ставший мегапопулярным в минувшем 2023 году и остающийся на волне и по сей день. Говорят, текст ремикса — это фрагмент обучающего ролика по немецкому языку.