Пластическая хирургия против сигарет
Известные российские специалисты рассуждают, действительно ли курение накануне маммопластики серьезно повышает риски
Американец Энтони Юн, пластический хирург, популярный блогер, внезапно потряс общественность категоричным заявлением: курение сигарет накануне маммопластики серьезно повышает риски некроза сосков. Впрочем, у него есть решение — использование медицинских пиявок. Люди заволновались и задумались, кого в этом сообщении больше — пластического хирурга или все же популярного блогера? Об этом мы беседуем с российскими специалистами в области пластической хирурии.
Так ли сильны риски курильщика?
«Если мы ограничимся только самой идеей „курение не способствует заживлению тканей“, то в принципе, сказанное американским коллегой верно. Но это только при совсем уж приблизительном рассмотрении проблемы. Курение, конечно, ухудшает кровоснабжение тканей. Но до некроза еще надо довести. Почему, по сути, происходит некроз? Это нарушение трофики. Это значит, что во время операции хирург по какой-то причине не уделил достаточно внимания кровоснабжению соска. Возможно, чего-то не заметил. Анатомия у нас у всех разная, и основной, снабжающий кровью сосок сосуд может проходить по-разному. Мы, кстати, поэтому делаем УЗИ сосудов перед операцией», — рассказывает кандидат медицинских наук, ведущий специалист по пластике груди и тела Юрий Диков.
Важным моментом при этом является сложность операции. По словам специалистов, маммопластика маммопластике рознь.
«Хочу внести ясность: маммопластика — это понятие сборное. Оно включает увеличение груди, мастопексию, уменьшение груди и реконструкцию молочных желёз. Некроз сосков бывает иногда у женщин, которые курят. При обычном увеличении груди такого не случается. Речь скорее всего идет об операциях, когда требуется перенести сосок. Такое бывает при мастопексии — подтяжке, уменьшении груди, или реконструкции. Но все равно эти риски не велики. Точной статистики на самом никто не знает, — утверждает кандидат медицинских наук, пластический хирург, действительный член Российского общества пластических эстетических и реконструктивных хирургов Дмитрий Саратовцев. -Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда все проблемы. Во время операции итак происходит отек, сосуды сжимаются, и никотин ничего хорошего не добавляет. Хороший хирург, конечно, не допустит такого развития событий. Если у меня есть хоть малейшее подозрение, я предложу варианты лечения, не дожидаясь осложнений».
«Курение здесь вообще ни при чем, — уверяет доктор медицинских наук, пластический хирург, член Российского общества пластических хирургов, Американского общества лицевых пластических хирургов, Европейского общества ринологов Давид Гришкян. — Вообще, любые вредные привычки умеренного толка сильно влиять не должны. Хотя я своим пациентам говорю, что бокал вина гораздо лучше сигареты. Если у какого-то врача такие случаи происходят регулярно, я бы задал ему вопрос: достаточно ли он внимателен к сосудам во время операции? Я понимаю, что сильно повышают риски серьезные заболевания, например, сахарный диабет. Но до некроза пациента еще довести надо!»
Юрий Диков отмечает, что пациенты клиник пластической хирургии в массе своей все же люди вполне здоровые, у них есть на свое тело время и деньги. «Давайте рассуждать логически. Как правило, пациенты пластического хирурга, люди в целом следящие за собой. А чтобы курение оказало какое-то решающее действие, общая картина должна быть не очень хорошей. Даже если такое происходит, то причина либо в некорректной работе с тканями, без учета кровоснабжения соска, либо в особенностях анатомии конкретного человека».
При чем тут пиявки?
Использование медицинских пиявок в лечении, хоть и отсылает нас во времена старинной прозы, является вполне научным, и называется гирудотерапией. В 18 веке практически любое заболевание начинали лечить с постановки пиявок. Таким способом в старину не только лечили, но и «наводили красоту». Русские дворяне, и даже царские особы, накануне бала, ставили пиявок за уши, чтобы на лице был здоровый румянец, и были силы для длительных танцев.
«Пиявки вводят в кровь специальное кроверазжижающее вещество, плюс отсасывают избыток крови, который может быть под ареолой, — объясняет Дмитрий Саратовцев. — Это нужно для того, чтобы „разгрузить“ сосудистое русло и улучшить кровоснабжение. У каждого хирурга для коррекции таких проблем свой метод. Если я вижу на своих операциях, что у меня страдает кровоснабжение соска, то провожу озонотерапию. У другого хирурга это может быть раствор гормонов, папаверин, гепариновая мазь».
Использование пиявок в реконструктивной хирургии при этом описано достаточно давно. Их применяли для лечения кожных трансплантатов c плохим кровообращением. Гирудотерапию упоминают в специальной литературе даже отцы-основатели пластической и реконструктивной медицины. В 19 веке берлинский хирург Диффенбах, сообщал o 17 случаях успешного использования пиявок после проведения пластики. «Пиявки борются с застойными явлениями. Мы еще в ординатуре, лет 20 назад, при реконструктивных операциях, пересадке лоскутов, ездили за пиявками, — говорит Давид Гришкян. -Так что назвать использование пиявок в пластической и реконструктивной хирургии новостью я бы не рискнул».
«Что может пойти не так с кровоснабжением? Есть приток крови, и есть отток. Если проблемы с оттоком, и наблюдается отек и застойные явления, то, пиявки, конечно, помогут. Если ничего не было сделано для нормального кровоснабжения соска, то есть нет притока, не думаю, что пиявки эффективны, — поясняет Юрий Диков. — Вообще, не представляют, чтобы пациенты, пришедшие в суперсовременный центр за красотой, обрадовались предложению поставить пиявки».
«В американской культуре здоровый образ жизни пропагандируется на уровне религии. Поэтому я не удивлен, что там возникло такое категоричное высказывание. Вероятно, его просто нужно соотнести с культурными особенностями страны. Так что пациентам нашим бояться нечего», — резюмирует Давид Гришкян.