Царская мода императрицы Марии Федоровны
Наряды жены Павла I отличались эксклюзивностью: бывшая Вюртембергская принцесса обожала светские церемонии и огромное внимание уделяла своим платьям, которые заказывала во Франции.
Наряды жены Павла I отличались эксклюзивностью: бывшая Вюртембергская принцесса обожала светские церемонии и огромное внимание уделяла своим платьям, которые заказывала во Франции.
В выставочном зале Федеральных архивов открылась выставка «Русские императрицы: Мода и Стиль». Корреспондент WomanHit узнал подробности из повседневной жизни российских государынь, оказавшие порой весьма серьезное влияние на зигзаги моды.
Инструкция для Ее Величества
София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская — императрица Мария Федоровна, жена Павла I
Готовясь к женитьбе, цесаревич Павел Петрович собственноручно написал инструкцию для своей будущей супруги. Пунктов было несколько:
«1. Блюсти веру, то есть все, что относится к церковным обрядам.
2. Почитать Ее Величество (императрицу Екатерину — авт.) и вести себя с нею подобающим образом.
3. Со мною вести себя так, как я того пожелаю…
6.Уважать русский язык и другие знания касательно страны…
8. С должной бережливостью относиться к деньгам, гардеробу и другим расходам…»
Молодые супруги жили в Царском Селе. Среди их традиционных «оздоровительных развлечений» — утренние прогулки верхом. Интересно, что у цесаревича было разработано 12 маршрутов таких «рейдов» по дворцовым окрестностям. Всякий раз выбор осуществлялся при помощи жребия: будущий император приготовил для этой процедуры особые билеты, которые сохранились в конверте, с пояснительной надписью Марии Федоровны: «12 билетов для выбора посредством жребия маршрута ежеутренней прогулки верхом в Царском Селе…, в то время, когда он был Великим Князем с 1777 до 1781, написанные им собственноручно и доверенные на хранение мне как приятное воспоминание о счастливых временах нашей юности, которые мы провели вместе…, о привязанностях и чувствах…».
Экс-Софии Марии Доротее, как и ее преемницам, не суждено было даже и мечтать о лаврах правительницы российской: Павел I, взойдя на престол после смерти «горячо нелюбимой» матушки — императрицы Екатерины Великой, отменил раз и навсегда женское правление на Руси. Отныне «рулить» огромной страной — исключительно мужская «профессия». А удел царской жены — заниматься благотворительностью, подавать пример супружеской верности и материнской любви, олицетворять своим обликом богатство и пышность императорского Двора.
Мария Федоровна долго находилась в ранге «супруги наследника-цесаревича», а период царствования для нее оказался совсем небольшим — всего пять лет. Потом более четверти века она прожила, будучи «вдовствующей императрицей». (Это оказались едва ли не самые счастливые годы жизни: после смерти супруга-царя, зачастую отличавшегося весьма экстравагантным поведением, женщина ощутила, наконец, тепло настоящей семейной любви и внимания. Занявшие престол сперва старший ее сын, а потом и младший оказывали матери всяческое почтение. Особенно Николай Павлович — «брутальный» самодержец, наводивший страх на всю Европу, в личной жизни был очень внимательным и нежным сыном. Он почитал ее как главу Дома, как «мать династии», оказывая ей постоянные знаки заботы и любви.)
В противоположность супругу своему Павлу I Мария Федоровна обожала пышные светские церемонии, с удовольствием исполняла требования придворного этикета и требовала того же от окружающих. Не удивительно, что бывшая Вюртембергская принцесса много внимания уделяла своим нарядам, часть которых она заказывала во Франции. Вот лишь некоторые заказы, выполненные для будущей императрицы модисткой французской королевы мадемуазель Бертен в период с 1 апреля 1788 г. по 7 сентября 1792 г.:
«6 марта 1791. … Пуф (женский головной убор — авт.) a la султан, обшитый крепом и красивым шелковым кружевом … — 200 франков. Второй пуф из лилового газа с красивым шелковым кружевом с вышивкой в виде фестонов… — 196.
Третий пуф из розового крепа с превосходным шелковым кружевом… — 200; …Четвертый чепец из газа, обшитый рюшем из черного тюля — 120».
Наряды порой отличались особой «эксклюзивностью». Например, одно из сохранившихся бальных платьев ее (вышивка металлическими нитями по тончайшему тюлю) декорировано аппликациями в виде мальтийского креста — как-никак муж Павел был магистром Мальтийского ордена.
В организации будничной жизни Марии Федоровны явно сказывалось ее немецкие корни: четкий распорядок дня, никакого безделья! Обычно после утренней прогулки она пила кофе, читала донесения, писала письма, принимала доклады своих личных секретарей. Вечер проходил в чтении, танцах, театральных представлениях (у императрицы регулярно ставились спектакли силами актеров-любителей). За час до полуночи Мария Федоровна удалялась ко сну в свои покои.
Царская жена увлекалась искусством. Она неплохо рисовала, и особенных успехов добилась в жанре рисунка. При этом любимым материалом была вовсе не бумага, а пластины молочно-белого стекла, на которых Мария Федоровна рисовала свинцовыми карандашами, акварелью или гуашью.
Эта женщина отличалась высоким ростом, нежным цветом лица. До старости она сохранила стройность фигуры. Современники отмечали, что, родив в браке восьмерых детей, даже «65-летняя императрица была еще прекрасно сложена; величественный рост ее и царская осанка вызывали страх и уважение, но доброта ее лица и взгляда поселяли в сердцах уверенность».
Выставка продлится до 13 июня. Время работы — с 12.00 до 18.00. Выходные дни — понедельник, вторник. Адрес: г. Москва, ул. Большая Пироговская, 17.