Родители, дети и деньги: как правильно сделать подарок ребенку?
Материальные блага являются важной частью взрослой жизни, а также мощным инструментом воспитания, которым нужно уметь правильно пользоваться.
Материальные блага являются важной частью взрослой жизни, а также мощным инструментом воспитания, которым нужно уметь правильно пользоваться.
Взрослея, дети неизбежно сталкиваются со взрослой жизнью и ее суровыми законами. Будучи родителями, мы стараемся подготовить их к этому, научить уверенно двигаться вперед, добиваться успехов. Не секрет, что важной частью этой самой взрослой жизни являются деньги. Какую они играют роль, как их добывать, как тратить — обо всем об этом наши чады узнают от нас, от родителей. Мы учим детей обращаться с деньгами, копить их и тратить, быть скупым или щедрым. Давая деньги на карманные расходы, мы можем повысить их самооценку, укрепить статус или же, наоборот, унизить, показать, что у нас есть все, а у них — ничего. Иными словами, деньги являются, с одной стороны, важнейшей частью взрослой жизни, о которой узнают в семье, а с другой — одним из мощных инструментов воспитания детей, которым нужно уметь правильно пользоваться.
Делая ребенку подарок, мы тоже преподаем ему урок жизни. Какой — зависит от нас. С помощью подарка можно порадовать ребенка, дать ему новую возможность вырасти, развиться, а можно и навредить, создать много трудностей в будущем. Американский семейный психотерапевт Клу Маданес приводит интересные соображения по этому поводу. Исходя из них, привожу несколько практических советов:
1. Важно понимать, какие искусственные потребности мы создаем у ребенка, делая ему подарок, и какие они повлекут за собой последствия. Часто мы дарим такие вещи, благодаря которым у наших детей появляются новые потребности. Например, получив куклу, девочка захочет одежду для этой куклы, посуду, дом с мебелью и проч. Или же, вручив на день рождения мальчику велосипед, мы прививаем любовь к спорту, активному образу жизни, что, безусловно, развивает его. Но при этом в будущем с большой вероятностью появится потребность как минимум в аксессуарах для этого велосипеда, а как максимум — в новом, более совершенном велосипеде. Важно брать в расчет эти искусственные потребности, понимать, насколько они полезны, готовы ли мы к ним.
2. Не дарите, чтобы отобрать. Часто родители дарят ребенку что-то для него важное и ценное, например, тот же самый велосипед или даже домашнее животное, а потом, наказывая за проступки, отбирают этот подарок. Или же угрожают, что отнимут, тем самым манипулируя поведением ребенка. Если это происходит часто, возникает много обид и напряжения между родителями и ребенком, что, безусловно, ухудшает отношения. Ребенок должен четко знать, что принадлежит ему, что — родителям, а что является общим для всей семьи.
3. Делая подарок, избегайте наказаний. Можно вручить подарок и сказать добрые слова, тем самым осчастливив человека, а можно к драгоценному подарку добавить порцию агрессии и негатива. К примеру, когда отец приглашает сына на рыбалку в компанию своих друзей — это, безусловно, большая привилегия для него, но если на этой рыбалке он публично наказывает его — это уже унижение. Подарок должен делать человека счастливым, а не ассоциироваться со стыдом и позором.
4. Не используйте деньги для того, чтобы преподать урок. Здесь я имею в виду не те случаи, когда деньгами вознаграждаются достижения. Речь идет именно о желании чему-то научить посредством денег. Представьте ситуацию: мама обещает дочери платье на выпускной за 30 000 рублей, если та закончит школу без троек. Дочь изо всех сил старается и получает хорошие оценки. После этого находит платье своей мечты, но за 35 000, приходит к маме с радостной новостью, а та и говорит: «Нет, я обещала тебе только 30 000, больше не дам». Девочка в тайне от мамы экономит деньги на карманные расходы, занимает у друзей и в итоге покупает желанное платье. Мама думает, что преподнесла ребенку урок, показала пример хорошей дисциплины, продемонстрировала, что важно сдерживать обещания, а на самом деле научила ее хитрить и лгать.
Во всех описанных выше случаях, — когда мы создаем ненужные искусственные потребности, дарим, а потом отбираем, наказываем, делая подарок, или пытаемся преподать урок посредством подарка, — мы неизбежно вызываем у ребенка глубокое чувство обиды, которое потом очень трудно преодолеть. Обиженный ребенок — зависимый ребенок, так как обиженный всегда попадает в психологическую зависимость от обидчика. Таким образом, мы можем мешать ребенку взрослеть.
Зная об этих обстоятельствах, важно следить за собой, не препятствовать развитию автономии наших детей, помогать им взрослеть и безопасно отделяться от нас, становиться уверенными и независимыми. Таким образом мы сделаем и нашу, и их жизнь более счастливой ;)