Михаил Башкатов: «Справляюсь с неприятностями с помощью юмора»
Актер рассказал о дебюте в КВН, школьных годах и популярности
Популярность пришла к Михаилу Башкатову в 2009 году, после выхода скетч-шоу «Даешь молодежь!», а участие в передаче «Орел и решка» и роль в сериале «Кухня» окончательно закрепили за ним звездный статус. «МК-Бульвар» встретился с актером и обсудил многодетную семью, чувство юмора и общественный транспорт.
Михаил, наверное, теперь вы уже знаете, что такое огромное желание побыть в тишине? И бывает ли у вас такое?
Конечно! Вот недавно мы были в Томске, точнее, в деревне недалеко от города, практически в лесу. Это дом родителей моей жены, куда мы с удовольствием приезжаем погостить. Там плохо ловит телефон, и если звонить еще как-то можно, то о мобильном Интернете речь точно не идет. Поэтому никаких соцсетей, новостей и прочих «прелестей», полный информационный детокс.
Вы всегда хотели быть смешным?
Я не хотел быть смешным, но мне многое казалось смешным, я все подмечал и искренне смеялся над этим. Где-то во втором классе я научился пародировать Горбачева, это было вдвойне забавно, поскольку я тоже Михаил Сергеевич, как и наш первый президент. Потом в классе третьем я начал пародировать нашу учительницу, у нас с ней была взаимная «любовь». Я нарисовал себе такие же очки и смешил одноклассников, изображая ее. На что она говорила: «Ну давай, выходи к доске, вместе посмеемся». Так что я не боялся быть смешным. Не стремился к этому, просто смеялся над тем, что мне казалось забавным.
Когда вы начали играть в КВН?
Это довольно грустная история. В десятом классе мы решили сыграть в КВН — десятиклассники против одиннадцатиклассников. Это было серьезное событие. Собралась вся школа. И я сделал пародии на нескольких учителей. Вообще-то учителя меня любили, особенно преподаватель русского языка и литературы — я читал стихи на всех школьных и городских литературных конкурсах. Но после этой пародии она на меня очень обиделась, даже была готова снизить мне оценки. Помирились мы только к концу одиннадцатого класса. Затем я попал в команду КВН, уже будучи студентом университета. Кстати, в 1998 году победителем высшей лиги КВН стала команда из Томска «Дети лейтенанта Шмидта», и, конечно, они для всех нас были настоящими героями, кумирами.
Пользуетесь своей популярностью в повседневной жизни?
Максимум что могу — это похихикать с продавщицами в магазинах. Они меня узнают и сразу начинают кокетничать, ну а я им подыгрываю. На этом, пожалуй, все. Разве что один раз было, когда меня отпустил инспектор ДПС.
А общественным транспортом пользуетесь?
Иногда. Бывает, что пользуюсь метро, если нужно сэкономить время, но это крайне редко. Когда у тебя трое маленьких детей, то на машине все гораздо удобнее. С утра их нужно вести в сад, школу, вечером забирать, поэтому машина должна быть под рукой. Я живу рядом с работой, это упрощает ситуацию. Можно было бы и пешком ходить, но я езжу на машине, потому что в любой момент может понадобиться куда-то поехать, как, например, сегодня. Жена не успевает отвезти сына на подготовительные занятия в школу, поэтому это сделаю я.
У вас есть любимые места в Москве?
Мы всей семьей обожаем ВДНХ, жили там долгое время. Там наш любимый детский сад, который находится на территории парка, куда ходили и ходят все наши трое детей. Летом катаемся на велосипеде здесь же. Еще любим район Ботанического сада. Ну и сейчас мы живем на Новослободской, рядом — чудесный сад «Эрмитаж», Делегатский парк. Так как мы многодетная семья, то наш выбор — это не Патрики, а что-то более спокойное, парки с велосипедными дорожками и детскими площадками.
Признайтесь, а по родному Томску ностальгируете?
Нет, я лишен этого чувства в принципе. Сейчас, когда мы отдыхали у родственников, конечно, вид белоснежного нетронутого снега не может не радовать глаз. В этом прелесть тех мест, безусловно. Да и некогда особо ностальгировать, мы туда ездим каждый год на три недели, этого вполне хватает. А потом с удовольствием возвращаемся в Москву.
Как себя ведут люди, когда узнают вас на улице? Панибратство присутствует?
Да, это есть. Ну, во-первых, потому что один из моих героев — это Башка из «Даешь молодежь!», и почему-то многие считают, что этот образ, который для них стал своим и родным, неотделим от меня настолько, что ко мне можно подойти на улице и запросто похлопать по плечу, поздороваться и т. д. Человек обычно либо сам понимает, что ведет себя не совсем тактично, либо я даю ему это понять в вежливой форме. Конфликтных ситуаций почти не бывает. В целом когда люди меня узнают, они улыбаются, а я улыбаюсь им в ответ.
Насколько вы в реальной жизни отличаетесь от своих героев в кино?
Когда как. Иногда мне кажется, что в жизни я такой классный (улыбается), что было бы хорошо в кино быть таким же. А иногда мне говорят, что на экране я веселый, а в жизни скучный и немногословный. Одно дело — представление людей, которое у них складывается обо мне, когда они видят меня на экране или читают интервью, и другое дело — обычная жизнь. Но в чем-то мои герои, конечно, на меня похожи, а я — на них.
Если вспомнить вашего героя в сериале и фильме «Кухня», есть что-то общее
у вас?
Да, оптимизм! Я стараюсь никогда не унывать, это объединяет меня и моего героя. Но в «Кухне» Денис — эдакий недотепа, я все-таки более продуманный чувак. (Смеется.) Правда, я не умею так хорошо играть на рояле, как он!
Как вы справляетесь с неприятными ситуациями в жизни?
Иногда не справляюсь. А так с помощью юмора. Для того чтобы решить какую-то проблему, над ней сначала нужно посмеяться. Тогда она перестает быть чем-то страшным и непреодолимым. Дальше уже можно думать, как с ней справиться.
Что для вас театр и кино? Что интереснее?
Сложно сказать. Когда у меня долго не было театра, я говорил супруге, что соскучился по этому процессу, по ежедневным репетициям, по работе над одним и тем же материалом, который изо дня в день ты проходишь заново, копаешь все глубже. А когда долгое время нет съемок, я говорю, что мне снова хочется на площадку, там особая атмосфера, движуха, огромное количество людей. Мне нравится сам процесс и в театре, и в кино, они совершенно разные, но я получаю удовольствие и от того, и от другого. Театр — это особые ощущения, момент создания этой материи, из которой
в итоге должно что-то получиться. У меня есть такие спектакли, в которых я играю несколько лет, и за это время интерес к ним может пропасть, а потом снова вернуться. И в них можно опять что-то полюбить, найти что-то новое вместе со зрителями.
Вы пересматриваете фильмы со своим участием?
Нет. А зачем? Какие-то ошибки я и так помню, они у меня четко в памяти, как шрамы на теле. Но пересматривать эти фильмы не хочется. Может быть, потому что каждый актер живет будущими ролями. Возможно, потом, когда у меня не будет ролей, я начну пересматривать и вспоминать, каким я был молодым, талантливым и задорным. (Смеется.) Сейчас не возникает такого желания. Плюс
к этому есть столько всего нового, классного, что хочется посмотреть!
Если вам одновременно поступят два очень интересных предложения — сыграть в театре или в кино, — что вы выберете? Представьте себе работу мечты: отличная команда, превосходный сценарий, супергонорар. Как поступите?
Сложный вопрос. Да простят меня мои друзья-товарищи, но я, скорее всего, выберу кино. Объясню почему. На данный момент я не считаю, что добился в кино того, чего добился в театре. Мало кто знает о моих театральных успехах, хотя у меня много интересных, серьезных, больших ролей. В отличие от кино. Там у меня пока таких работ не было.
Тогда какие роли в театре вы бы отметили?
Я играю главную роль в спектакле молодого талантливого режиссера Игоря Неведрова «Любовь в стакане воды» по пьесе Людмилы Петрушевской. Это очень интересная и большая работа. Еще я бы выделил свою роль в спектакле «Когда наступит завтра» театра «Миллениум». Это эксцентричная комедия по пьесе Луиджио Лунари «Трое на качелях», которую поставил режиссер Владимир Устюгов. Это очень глубокое произведение — несмотря на легкость жанра, в нем на самом деле поднимаются сложные и вечные темы. Мой герой — военный, который, оглядываясь назад, видит не совсем то, что ему нравится, он недоволен тем, как сложилась его жизнь, и винит в этом судьбу, Бога.
Есть мнение, что с каждым новым спектаклем герой открывается по-новому, это так?
Да, конечно. Вообще, спектакль — это такая вещь, которая подобна цветку, который раскрывается, или вину, которое чем старше, тем богаче его вкус. Только спустя 20–30 постановок мы подбираемся к тому моменту, когда мы станем купаться в этом материале, и он начнет раскрываться и для нас, и для зрителей. Там есть большой потенциал. Он уже сейчас достаточно хорош, а в будущем будет еще лучше, я искренне в это верю.