Панацея или опасность: что стоит за развитием искусственного интеллекта
Разбираемся, что по этому поводу думают ученые, как это отражается на искусстве и кино и какие угрозы таят в себе нейросети
На сегодняшний день можно уверенно констатировать: искусственный интеллект (ИИ) становится мейнстримом. Его активно внедряют в разные сферы жизни — от промышленности до моды. Нагляднее всего преимущества применения ИИ проявляются в быту, в результате чего повседневная жизнь становится все более комфортной. Система распознавания лиц позволяет следить за порядком и предупреждать преступления. «Алиса» может подсказать любой рецепт и уточнить прогноз погоды. А «умные часы» способны считывать жизненные показатели человека, отправлять данные на почту лечащему врачу и даже вызывать «скорую помощь».
«Создание искусственного интеллекта может стать последним технологическим достижением человечества, если мы не научимся контролировать риски» — Стивен Хокинг, астрофизик, писатель
Но у каждой медали две стороны. Против неконтролируемого внедрения ИИ выступают даже его разработчики, а также лидеры мнений, например миллиардер Илон Маск. Ведь если ИИ выйдет из-под контроля человека, сюжеты из научно-фантастических фильмов могут стать реальностью. А успехи «железных мозгов» пугают. Уже сегодня люди с трудом отличают настоящие хоралы Баха от тех, что сгенерировала программа DeepBach. Голливудские сценаристы обеспокоены тем, что ИИ сочиняет сюжеты в таких объемах и с такой скоростью, которые живому профессионалу недоступны. Встревожены и актеры: их можно «сканировать», оплатив лишь одну смену, а далее использовать цифровые версии. ИИ оказался слишком многогранным явлением, чтобы оценивать его однозначно. Потенциал огромен, но и риски не меньше. Остается наблюдать, как сильные мира сего будут пытаться сохранить баланс между автоматизацией и человечностью и создавать правовую и этическую базу для совместного с машинами будущего.
Роботы на экране уже давно превратились в звезд. Впрочем, технологии вот-вот догонят
воображение режиссеров, придумавших мыслящие железяки задолго до их реального воплощения.
В кино
«Метрополис», 1927
Первый робот, который появился на киноэкране, был женщиной по имени Мария. Ее доспехи-костюм из термопластика точно повторяли изгибы тела немецкой актрисы Бригитты Хельм.
«Терминатор», 1984
В оригинальном боевике киборг-убийца Т−800 с внешностью Арнольда Шварценеггера был послан из будущего, чтобы убить Сару Коннор, сын которой впоследствии станет лидером сопротивления людей в войне с машинами.
«ВАЛЛ-И», 2008
Милый и одинокий робот-мусорщик, который продолжает трудиться на покинутой людьми Земле, — ржавый Чарли Чаплин мрачного мира будущего. Но в его «жизни» все меняется после встречи с исследовательским зондом по имени ЕВА.
В ноябре 2022 года был запущен ChatGPT — чат-бот, который отлично коммуницирует, генерирует всевозможные истории и наверняка вскоре напишет свой первый большой роман.
В литературе
«Р. У. Р. Россумские универсальные роботы», 1920
В пьесе Карела Чапека впервые появляется само слово «робот», которое происходит от чешского robota, что переводится как «каторга» или «тяжелая работа».
«Сирены титана», 1968
Сэло — важный персонаж романа американского писателя Курта Воннегута. Машина-робот с разумом и чувствами, ради таинственной миссии которого и было создано человечество.
«Я, робот», 1950 В сборнике из девяти рассказов американского писателя Айзека Азимова, который считается манифестом научно-фантастического жанра, выведены знаменитые три закона робототехники.
В искусстве
Сегодня возможности смартфона позволяют любому пользователю копировать
великих художников, превращать эскизы в фотореалистичные иллюстрации, «оживлять» портреты.
«Портрет Эдмонда Де Белами», 2018
Первое в истории оригинальное художественное произведение, созданное ИИ, которое было продано на аукционе Christie’s. На портрете изображен мужчина средних лет, принадлежащий к вымышленной семье Белами. Чтобы его «сотворить», виртуальный художник изучил более пятнадцати тысяч произведений искусства XIV– XX веков.
Дорисованная «Мона Лиза», 2022
Нейросеть DALL-E 2 способна не только генерировать и трансформировать изображения по описанию, но и «дорисовывать» существующие иллюстрации. Так, у «Моны Лизы» Леонардо да Винчи появились ноги, а у «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и вовсе целая комната.