Кино

Андрей Мерзликин: «В хорошем детском кино большим дядям больно»

Актер признался что на съемках фильма «Ёлки лохматые» — трогательной новеллы про влюбленных собак — он преодолел инстинкт самосохранения.

Актер признался что на съемках фильма «Ёлки лохматые» — трогательной новеллы про влюбленных собак — он преодолел инстинкт самосохранения.

28 января 2015 16:25
10777
0
Андрей Мерзликин.
Андрей Мерзликин.
Геннадий Авраменко

Титры
Маленькая хозяйка Пирата и Йоко, самарская девочка Настя (Лера Стреляева), улетает с бабушкой (Галина Коньшина) в Питер, где их ждут родители девочки (Анна Чиповская и Петр Федоров). На время поездки питомцев сдают в отель для собак. Расценив это как предательство, животные сбегают домой, где можно наконец почувствовать себя человеком — есть сколько угодно, играть без устали и спать на хозяйской кровати. Но райский отдых влюбленных прерывают два незадачливых воришки (Андрей Мерзликин и Ян Цапник), которых ждет «нечеловеческий» прием…


— Андрей, это первый фильм в жанре семейной комедии в вашей карьере. Как вам новое амплуа?
— Да, я впервые в этом амплуа. Это не драма, здесь не нужно никого стращать. Смех вызывается другими способами, к которым до недавнего времени мне прибегать не доводилось. Но мне повезло с Яном Цапником — он уже опытный в комедиях человек, он мне очень помогал. (Смеется.) У этого кино какая-то чаплинская тематика. Я имею в виду комедии, где кто-то кого-то ударил, тортом кинул, поскользнулся, упал — и это смешно. И с нашими героями тоже много чего случается. Они падают, с лестницы вниз головой скатываются, горят, получают удары током, горшки в них летят… Такое хорошее детское кино: большим дядям больно. И это забавно. (Смеется.) В общем, на съемках мне понравилось, я получал колоссальные эмоции: актерские, творческие и человеческие.

Фильм «Ёлки лохматые» — это история про влюбленных собак — породистую красотку Йоко и дворнягу Пирата.
Фильм «Ёлки лохматые» — это история про влюбленных собак — породистую красотку Йоко и дворнягу Пирата.
Геннадий Авраменко

— Как вы сработались с четвероногими актерами — собаками?
— Я столкнулся с самым приятным, сложным, неожиданным, творческим партнером. Вернее, даже с партнершей. И хотя кличка у нее Пират — это девочка. Ее зовут Айса. Когда я только прочел сценарий, я не смог полностью воплотить этот фильм в своей голове. Не представлял, как животные будут выполнять режиссерские задачи, прописанные в сценарии. Но то, как умеют работать собаки, как слушают режиссера, как выполняют команды, делают трюки — это высшее актерское мастерство. Весь фильм держится на них, на их взаимоотношениях, на любви между Пиратом и Йоко. И, на мой взгляд, эти моменты еще более сложные, чем все трюки.

— Какая трюковая сцена стала для вас самой сложной?
— Сцена горения. Мне нужно было выпрыгивать из окна второго этажа, горящим, вниз лицом, без всяких поддавков. В общем, пришлось преодолеть собственный инстинкт самосохранения, который я к своему 41 году уже выработал. Поначалу мой организм отказывался прыгать в окно. Но после слов «Камера! Мотор! Начали! Подожгли!» я все-таки сделал это. Причем без страховки. Мы долго репетировали, прыгали в маты, в коробки. Естественно, все трюки продумывались. У нас был потрясающий постановщик трюков Олег Корытин (работал над трюками в фильмах «Труффальдино из Бергамо», «Мерседес уходит от погони», «Человек с бульвара Капуцинов» и др. — прим. ред.). Олег за свою жизнь снял не одну картину, и я не первый у него артист, который с нуля попадает в трюковое кино. Благодаря ему я преодолел если не страх, то защитный рефлекс. Почувствовал себя мальчишкой, прыгающим с забора. (Смеется.)

Андрей Мерзликин признался, что вжиться в комедийный образ ему помогал Ян Цапник. Фото: материалы пресс-служб.
Андрей Мерзликин признался, что вжиться в комедийный образ ему помогал Ян Цапник. Фото: материалы пресс-служб.

— А самой смешной?
— У нас есть одна совсем маленькая сцена, когда Пират бежит по стульям-табуреткам, а за ним гонится преступник, сбивая все эти стулья. Это было и смешно, и сложно снимать. Потому что, с одной стороны, нужно было сконцентрировать все свои силы на мизансцене, выполнить задачу, а с другой — не напугать собаку, не довести ее до стресса. Ведь она не понимает, что это кино, что все понарошку. И если собака испугается, то мы просто не сможем снимать картину дальше. И когда нам этот эпизод удался, я выдохнул и сказал: «Здорово!». Сняли со второго дубля. По вине актера, кстати. (Смеется.) Я так за Пирата переволновался, что сбил не тот стул, который должен был. Но в итоге все прошло хорошо, собака получила свою щенячью радость, и в общении с людьми ее ничего не напугало. Надеюсь, зрители этот эпизодик не пропустят.


Кстати

Центральные роли в фильме «Ёлки лохматые» стали для четвероногих Пирата и Йоко новым витком в карьере: собаки обзавелись аккаунтами в соцсетях и во время съемок наслаждались всеми атрибутами звездной жизни — например, услугами личных гримеров. На съемки Пират и Йоко приезжали на персональном легковом автомобиле, в то время как остальных собак доставляли на площадку в микроавтобусе.

По сравнению с «Ёлками−3» количество трюковых сцен в «Ёлках лохматых», в которых были задействованы собаки, выросло в разы. Изначально планировалось, что самые сложные из них будут монтироваться из разных дублей, однако собаки оказались настолько сообразительными, что длинные сцены удавалось снимать одним планом. По этой же причине создатели фильма решили полностью отказаться от компьютерной графики: все реакции, движения и мимика собак в фильме — настоящие. Но на то, чтобы поймать нужный взгляд или эмоцию, у съемочной группы порой уходило три-четыре часа. При этом кинологи постоянно стимулировали собак к творчеству, подкармливали Йоко разными лакомствами и играли с Пиратом его любимым мячиком.