Съемки фильма «Елки 1914»: трость Шаляпина, старые коньки и чеховский юмор
Слово «елки» в нашей стране уже перестало ассоциироваться только с пушистой хвойной красавицей. Теперь это и серия романтических комедий.
Слово «елки» в нашей стране уже перестало ассоциироваться только с пушистой хвойной красавицей. Теперь это и серия романтических комедий.
В состав фильма «Елки 1914» вошло шесть новелл, действие которых разворачивается в больших и малых городах России в канун нового, 1915 года. Героями центральной новеллы «Дом» стали Иван Ургант и Сергей Светлаков, которых иронично называют талисманами кинофраншизы. Для актеров съемки в этой ленте стали первым опытом работы в историческом кино.
«Мы играем своих далеких предков, продолжаем быть Борисом и Евгением, только теперь — Борисом Ефимовичем и Евгением Павловичем. Наконец, в четвертой части, выяснились наши корни, — поясняет Иван. — Атмосфера нашей новеллы по своему юмору, антуражу была очень чеховская. Мы всячески старались соответствовать времени». «Сережа, чтобы вжиться в образ, вообще приезжал на съемки верхом, — не мог, конечно, обойтись без шуток Ургант. — Чтобы пропитаться чувствами той эпохи, Тимур Бекмамбетов предлагал нам пожить вместе с Владимиром Зельдиным. Но, к сожалению, у него был спектакль, а потом тренажерный зал, и нам пришлось отказаться от этой идеи».
«Конечно, исторические интерьеры, старинные предметы и актеры в костюмах погружали нас в ту эпоху… Бывало, заснешь ненадолго и, проснувшись, первые десять секунд ощущаешь себя немножко там, — вспоминает Сергей. — Каждый раз, возвращаясь домой после смены, я чувствовал, что прожил чью-то жизнь, в которую мне хотелось бы заглянуть. Мы рады, что сюжет повернулся таким образом. Это не истории, которые уже происходили с нашими персонажами и могли бы произойти еще раз, а совершенно другой фильм, другой пласт, другое время».
Съемки картины стартовали в феврале 2014 года. И самыми первыми исторические образы примерили на себя Артур Смольянинов и Катерина Шпица. В новелле «Фигуристы» они сыграли пионеров российского фигурного катания, которые претендуют на «золото» одного из первых международных чемпионатов, проходивших в России. Артуру пришлось пройти цикл тренировок под руководством Ильи Авербуха, чтобы уверенно стоять на коньках. В отличие от Катерины: актриса участвовала в шоу «Ледниковый период» и ограничилась несколькими репетициями. Тем не менее Шпица столкнулась с некоторыми трудностями: «Для фильма мне пошили коньки по образцу столетней давности, а они сильно отличаются от современных: резцы на них гораздо меньше и располагаются на лезвии в непривычном месте — при любом неправильном отклонении можно было упасть», — говорит Катерина.
Больше других проникнуться историческим духом картины удалось солисту Мариинского театра, двукратному обладателю премии «Грэмми» Ильдару Абдразакову. Один из самых востребованных оперных басов современности сыграл Федора Шаляпина в новелле «Шаляпин». Вжиться в образ Федора Ивановича Ильдару помогла трость, которая действительно принадлежала Шаляпину. Специально для съемок ее предоставил нынешний владелец — певец Михаил Шуфутинский. «Я ощущал какой-то особый трепет, — признается певец, — в этой вещи чувствуется заряд энергии Федора Ивановича, его дух».
А главным сюрпризом фильма стало появление на экране Константина Хабенского: в первых трех частях зрители могли лишь слышать его голос за кадром. В новелле «Царские Ёлки» он сыграл офицера царской армии. Герой Хабенского помогает лежащему в госпитале солдату собрать со всей России подписи, чтобы вернуть праздник елки.