Архив

Родительское собрание

Лучшие мамы российского кино

Первого октября отметила шестидесятилетний юбилей Нина Усатова. Колоритнейшая актриса, настоящая русская женщина, не раз сыгравшая в кино матерей. В честь дня рождения Нины Николаевны «МК-Бульвар» составил хит-парад актрис, сумевших воплотить на экране самые яркие и любимые образы киномам.

5 октября 2011 19:58
3719
0
С сыном Николаем.
С сыном Николаем.

НИНА УСАТОВА

В 1987 году, после шести лет работы в кино, о Нине Усатовой наконец заговорила вся страна. В картине Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» актриса предстала в образе глухонемой Лидии, дочку которой задушили бандиты. Усатова сумела так душераздирающе сыграть свою немую героиню, что многие поверили: актриса действительно имеет этот недуг. На самом деле Нина Николаевна проделала огромную работу, чтобы так достоверно вжиться в образ. Она общалась с глухонемыми людьми, ездила в специализированные интернаты, чтобы научиться их мимике, жестам и даже «мычанию».

«Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 год.
«Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 год.

А на съемочной площадке Усатова вела себя так же, как и в жизни: доброжелательная, улыбчивая и по-русски простая. По воспоминаниям Зои Буряк, которая сыграла дочь Лидии, Нина Николаевна относилась к девушке с неподдельной материнской нежностью и заботой. Для студентки Буряк эта роль стала первой серьезной работой в ее творческой биографии, и помощь более опытной актрисы очень помогла. «Для того чтобы сыграть в фильме дочь, — рассказывала позднее Буряк, — мне даже не нужно было особо стараться, это получалось как-то само собой».

Нечто похожее происходило и во время съемок другой картины, в которой Усатова создала не менее запоминающийся образ матери, только теперь уже двух сыновей. За работу в фильме «Мусульманин» в 1995 году Нина Николаевна получила несколько престижных наград. Чтобы создать такой точный образ, Усатова привезла из дома халат своей мамы и все съемки носила его. По признанию актрисы, она, сама того не понимая, сыграла в «Мусульманине» собственную мать: «Когда я через какое-то время смотрела „Мусульманина“, то увидела в героине маму. Ее повадки, как она смотрит, как жалеет, как любит, как строгость наводит».

В прошлом году состоялась премьера фильма «Поп», в котором актриса сыграла матушку, пожертвовавшую своей жизнью ради спасения мужа и детей. Эта работа далась Усатовой нелегко. Вместе с режиссером Владимиром Хотиненко они обсуждали каждую деталь, даже слово. Актрисе хотелось сделать матушку по характеру более мягкой, а режиссеру — жесткой, но справедливой, на которой держится весь дом. В чем-то Нина Николаевна похожа на свою героиню — матушку Алевтину и считает, что женщина должна быть готова на все ради своей семьи. У себя дома Усатова — настоящая хозяйка, обходится без помощников: сама и убирается, и борщи варит, и соленья делает. Вместе с мужем они воспитали сына Николая, который не пошел по стопам матери, а выбрал профессию юриста.


НАТАЛЬЯ ГУНДАРЕВА

«Однажды двадцать лет спустя», 1980 год. Фото: ИТАР-ТАСС.
«Однажды двадцать лет спустя», 1980 год. Фото: ИТАР-ТАСС.

Наталья Георгиевна в 1980 году сыграла, пожалуй, самую заслуженную маму в отечественном кинематографе. В картине Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя» актриса предстала в образе мамы десяти детей. Говорят, этот фильм был государственным заказом, поскольку в то время в СССР резко сократилась рождаемость. Чтобы как можно точнее передать атмосферу большой семьи, режиссер и актриса попросили адреса нескольких таких семей и поехали по гостям. То, что они увидели, не вселило в Егорова и Гундареву никакой радости. В основном это оказались пьющие родители, дети которых были предоставлены сами себе и жили в полнейшей нищете. Поэтому пришлось киношникам самим выстраивать модель идеальной многодетной семьи. У самой актрисы детей не было, но она сумела очень органично примерить на себя роль матери — даже ее поклонники решили: у актрисы большая семья. По воспоминаниям актера Виктора Проскурина, который сыграл мужа главной героини, всех детей на площадку одновременно не приводили, поскольку съемки превращались в настоящий сумасшедший дом. Юных актеров приглашали по мере надобности по одному—по два и старались долго не задерживать, чтобы они не уставали.


НОННА МОРДЮКОВА

«Родня», 1981 год.
«Родня», 1981 год.

В жизни Нонна Викторовна пережила страшную трагедию, похоронив летом 1990 года своего единственного сына Владимира Тихонова. А в кино Мордюкова стала самой яркой, резкой и колоритной мамой, появившейся на экранах в 1981 году в фильме «Родня» и в 1999 году — в «Маме». Так получилось, что эти картины связаны между собой. Дело в том, что после съемок в «Родне» Михалкова у актрисы 18 лет не было больших и интересных ролей, пока не появился Денис Евстигнеев с «Мамой». Кроме того, обе роли были написаны специально для актрисы. Автор сценария «Родни» Виктор Мережко обожал талант Мордюковой, а вот характер героини списал с собственной тещи. Сама же Нонна Викторовна для создания более точного образа специально сделала себе химическую завивку и поставила золотые коронки на зубы. А во время съемок в «Маме» Мордюкова специально полоскала зубы кофе, чтобы они приобрели коричневый налет. И ничего до начала съемок не ела, чтобы голос получался сипловатым. Фильм «Родня» вошел в историю еще и тем, что во время творческих споров Мордюкова в запале дала Михалкову пощечину и оторвала несколько пуговиц от его рубашки. Но этот конфликт оба восприняли с должной долей юмора. А вот картина «Мама» стала последней в биографии актрисы. Через год она появилась в нашумевшем документальном проекте Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня» и больше нигде не снималась.


ЛЮБОВЬ СОКОЛОВА

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год.
«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год.

Эту актрису называли «всесоюзной мамой», потому что ей довелось сыграть в кино невероятное число мамаш. Да и по душевности и теплоте к окружающим людям Любовь Сергеевна напоминала самого родного в жизни человека. Все коллеги актрисы в один голос всегда твердили, какое это счастье — работать на одной площадке с Соколовой. Даже полячка Барбара Брыльска, ставшая экранной дочкой Любови Сергеевны в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» испытала на себе все внимание и заботу русской женщины. А вот в жизни у Соколовой было совсем по-другому. Она дважды была замужем, причем со вторым супругом Георгием Данелия актриса прожила почти 26 лет, но настоящей семьи так и не увидела. Кроме того, в 1985 году она похоронила своего единственного сына — Николая Данелия-Соколова, потерю которого она переживала в одиночестве.


ЕВГЕНИЯ ХАНАЕВА

«Москва слезам не верит», 1981 год.
«Москва слезам не верит», 1981 год.

Когда молодые девушки встречали Евгению Ханаеву на улице, то невольно вздрагивали, вспомнив ее строгую мать из фильма «Москва слезам не верит». А ведь потенциальную свекровь могли сыграть другие артистки — Инна Макарова или Клара Лучко, но те категорически отказались. Евгения Никандровна на экране выглядела очень жесткой и властной женщиной, а в жизни была очень скромным и интеллигентным человеком. По воспоминаниям режиссера Владимира Меньшова, воспитанностью Ханаевой все бессовестно пользовались. Актриса всегда приезжала на съемку вовремя и подготовленной, но ей частенько приходилось по нескольку часов ждать своей очереди перед камерой, так как приходили другие артисты и начинали ставить свои условия, кого первым снимать и сколько у них на это есть времени. Личную жизнь Евгении Никандровны сложно назвать благополучной. Она была в разводе и не общалась почти двадцать лет со своим сыном Владимиром, который был в обиде на мать. Они примирились только перед самой смертью актрисы.


ГАЛИНА ПОЛЬСКИХ

«По семейным обстоятельствам», 1977 год.
«По семейным обстоятельствам», 1977 год.

В 1963 году Галина Польских и Евгений Стеблов сыграли в картине «Я шагаю по Москве» ровесников. А спустя 14 лет, в фильме «По семейным обстоятельствам», они стали тещей и зятем. Сценарист фильма Валентин Азерников признался, что подсознательно писал характер влюбленной в работу Галины Аркадьевны с матери своего близкого друга. Но так получилось, что личная жизнь актрисы очень похожа на семейные перипетии ее экранной героини. Галина Александровна одна, без помощи мужей и бабушек, воспитала двух дочерей — Ираду и Марию. И так же разрывалась между воспитанием детей и любимой работой. Только, в отличие от кино, в настоящей жизни Польских так и не нашла своего женского счастья, отдавая свою любовь профессии, детям и внуку.


НИНА ДОРОШИНА

«Любовь и голуби», 1984 год.
«Любовь и голуби», 1984 год.

Нина Дорошина дважды — в театре и на экране — сыграла знаменитую Надю из комедии «Любовь и голуби». И именно благодаря театральной работе артистки появился фильм. Режиссер Владимир Меньшов решил посмотреть популярный в «Современнике» спектакль «Любовь и голуби». И когда увидел, как зал дружно хохочет, а потом рыдает, решил: нужно снять по этой пьесе кино. Естественно, он предложил сыграть Надюху Дорошиной, и Нина Михайловна решилась на этот киноэксперимент. Кстати, по признанию актрисы, несмотря на всю органичность образа, на самом деле полюбившаяся всем героиня ей не близка. Но именно роль Надюхи стала самой известной работой в кино звезды «Современника» Нины Дорошиной.


ЛЮДМИЛА ЗАЙЦЕВА

«Маленькая Вера», 1988 год.
«Маленькая Вера», 1988 год.

В 1988 году Людмила Зайцева сыграла роль матери главной героини в фильме «Маленькая Вера». Поначалу актриса отказывалась от этой работы, считая, что молодой режиссер Василий Пичул хочет завоевать дешевую популярность, показав мрачную сторону жизни. Но, проговорив с Василием Владимировичем несколько часов подряд, Людмила Васильевна дала свое согласие. И, несмотря на то, что большинство зрителей осудили героиню Зайцевой в «Маленькой Вере», сама актриса прониклась ее судьбой и по-женски очень жалела. Ведь в отличие от нее у самой Людмилы Васильевны жизнь сложилась счастливо. Она прожила почти 50 лет с единственным в своей жизни мужчиной — актером и режиссером Геннадием Ворониным (Зайцева овдовела в этом году), вырастила дочь Василису, которая пошла по маминым стопам и стала актрисой. А сейчас радуется общению с внуком Серафимом.