Под колесами любви
Солист рок-группы «БИ−2» Лева — человек авантюрный
Солист рок-группы «БИ−2» Лева — человек авантюрный. В его жизни было много крутых поворотов. Чего стоит хотя бы эмиграция сначала в Израиль, а спустя некоторое время еще дальше — в Австралию! Когда он все же вернулся на родину, его ждал не только успех, но и возрождение «первой любви» — к раритетным машинкам.
Размах коллекции декоративных автомобилей Левы впечатляет — около тысячи экземпляров. Они занимают тринадцать полок огромного шкафа-витрины в гостиной. Кажется, что за стеклом ровными рядами стоят все возможные модели автомобилей, просто глаза разбегаются. Однако хозяин этого великолепия строго вносит ясность: «Я беру себе далеко не все коллекционные машины. Лично меня больше всего интересует „золотой век“ автомобилестроения и дизайнерского искусства — 30−50-е годы ХХ века». Непосвященному довольно сложно сориентироваться в этом царстве мальчишеской мечты, поэтому Лева терпеливо поясняет принципы и цели своего роскошного собрания.
— Лева, неужели вы помните каждый экземпляр?
Лева: «Ну, при таком количестве это было бы странно. Есть любимые модели, их забыть нельзя, а что касается остальных, то на каждую машинку имеется специальный паспорт, а также таблички, чтобы легче было найти».
— С чего началась ваша коллекция?
Лева: «По-моему, с каких-то двух подаренных мне моделей. Вообще я люблю машинки с детства и решил собирать их еще в школе. У меня была выгодная позиция по сравнению с другими начинающими коллекционерами: мой отец ездил за границу и мог привозить мне машинки, которые отличались дизайном и качеством. Это детское увлечение продолжалось и дальше, но когда в девятнадцать лет я собрался эмигрировать в Израиль, мне понадобились деньги, коллекцию пришлось продать».
— Не жалко было расставаться с ней?
Лева: «Конечно, жалко. Мои машинки мне даже снились. И когда я вернулся в Москву, то решил восстановить свою прежнюю коллекцию. Мне повезло — в Красноярске ко мне обратился мужчина пенсионного возраста и предложил купить его собрание. И я приобрел его „автопарк“ на самых выгодных условиях. Тогда, в конце
— А есть такие экспонаты, за которые пришлось конкурировать с другими покупателями?
Лева: «Нет, я не из тех, кто остервенело бросается на понравившийся экземпляр. Тем более что сейчас все просто: изучаешь каталог, звонишь в магазин, тебе все привозят. Единственная проблема заключается в том, есть ли у тебя лишняя тысяча долларов, чтобы потратить их на дорогой коллекционный автомобиль. Что касается любимого экспоната… Здесь много интересных моделей. Вот копия первой в мире машины, появившейся в конце XIX века, — трехколесного Daimler-Benz. Уникален Maybach императора Японии Хирохито. Можно долго перечислять».
— Вижу, рядом с некоторыми автомоби-лями или внутри них находятся узнаваемые фигурки — Сталин, Гитлер, президент Кеннеди с женой… Для вас важно, на чем ездили ВИП-персоны?
Лева: «Меня интересуют скорее модели автомобилей тех лет, а не личности. Вот, к примеру, линейка «Мерседесов». Mercedes-Benz долгое время был главным поставщиком личного транспорта для политической элиты. Гитлер ездил на Mercedes 770 K, так называемый папамобиль — тоже модель Mercedes-Benz. В парке машин Сталина был ЗиС−101, замечательный образец отечественного производства. К сожалению, наш автопром перестал производить машины для высшего эшелона власти, вся современная представительская рать ездит в основном на «Мерседесах» и «Фольксвагенах».
— А чем коллекционная модель отличается от просто дорогой детской игрушки?
Лева: «Качеством, ручной работой, мельчайшими деталями. Поэтому я не очень люблю, когда мои экспонаты берут в руки: можно случайно что-то сломать».
— Наверняка ваши маленькие сыновья — трехлетний Авив и годовалый Давид — неравнодушны к коллекции. Переживаете?
Лева: «Вообще-то нет, я совсем не волнуюсь на этот счет. У меня специальный шкаф с замками, его не так-то просто открыть. И он отлично выдерживает испытания на прочность — и Авив, и Давид, бывало, стукались в него лбами. И шкаф не сломался, и дети не пострадали. Стекло там покрыто специальной пленкой, но если оно все же разобьется, то осколки никого не поранят. И потом, Авив уже понимает, что это папина коллекция, а играть ему лучше со своими машинками, которых у него предостаточно. А Давид поймет это со временем».
— Вы состоите в каких-нибудь сообществах по интересам?
Лева: «У меня нет на это времени. Зато есть знакомые ребята, которые работают в нужных магазинах и вовремя меня информируют, если привозят что-то интересное. К тому же я сам держу руку на пульсе — читаю специальные сайты, отслеживаю новости. И моя коллекция постепенно увеличивается».
— Как же вам удается обуздывать эту страсть? Ведь даже такой большой шкаф когда-нибудь заполнится…
Лева: «Ограниченность пространства помогает мне сдерживаться. Знаете, если маленькую акулу поместить в небольшой аквариум, она не вырастет больше. А если перенести ее в бассейн, акула может вырасти до огромных размеров. Примерно то же самое происходит с эго коллекционера. Хотя не исключаю, что куплю еще один шкаф».
— Есть ли польза от этой коллекции? Что вам дает обладание ею?
Лева: «Возможно, любовь к декоративным моделям компенсирует невозможность иметь их в реальной жизни. А еще коллекция помогает мне переключиться, отвлечься от моего основного дела — иначе начнешь в нем повторяться. Я достаточно часто смотрю на свои модели».
— А на какой машине вы мечтали бы покататься в реальности?
Лева: «На многих. Например, на Duesenberg
— На чем вы ездите в повседневной жизни?
Лева: «Довольно долго у меня был красный Ford Mustang, но недавно я приобрел Audi. Автомобильный мир вообще очень меня интересует. Права у меня с 1989 года, то есть с семнадцати лет. Я окончил школу ДОСААФ, могу даже грузовик водить. Много читаю на любимую тему, видите, сколько книг? Слежу за гонками „Формулы−1“, неоднократно был на чемпионате в Австралии. Когда идут соревнования, рев машин слышен даже на окраинах Мельбурна. Я был за кулисами „Формулы“, трогал болиды, еще горячие после гонок, общался со спортсменами».
— А сами попадали когда-нибудь в экстремальные ситуации на дороге?
Лева: «Расскажу об одном забавном эпизоде. Когда я приехал в Израиль практически без денег, но ездить на чем-то надо было, то купил подержанный Ford Escort за 800 долларов. У него отсутствовал капот, и на свалке я нашел синий капот, при том что сама машина была желтой. Жил я в городке на севере страны, а работал в Тель-Авиве. Однажды, опаздывая на репетицию, я обогнал четыре машины в месте, где было запрещено это делать, вдобавок дорога была извилистой… Но я не заметил, что обогнал и полицейскую машину. Меня даже преследовали, но я ничего не слышал — в салоне гремела музыка. В общем, догнали меня. Я морально приготовился к штрафу. Полицейский долго что-то писал, потом протянул мне эту бумажку — а я в то время иврит плохо знал. На ломаном английском спросил, что же мне грозит. А полицейский (как выяснилось, выходец из Грузии) сказал с усмешкой: „Рак, ну-ну“. „Рак“ в переводе с иврита означает „пока“, а „ну-ну“ — сами понимаете. То есть я отделался предупреждением».
— Ваши декоративные машинки — дорогое удовольствие. Не жалко регулярно тратить на них крупные суммы?
Лева: «Думаю, что моя коллекция — достойное капитало-вложение. И, к счастью, мне есть кому передать ее по наследству».