Дефолт семейного масштаба
Как избавиться от дыр в домашнем бюджете?
Психологи утверждают, что чаще всего супруги ссорятся из-за денег. Жена купила себе тридцатую по счету кофточку и очередной мобильник, а муж — дорогущий японский спиннинг или в десятый раз заказал «игрушки» для своего авто.
Господи, ну почему у нас деньги текут, как сквозь пальцы? Чтобы найти ответ на этот наивный вопрос, нужно хотя бы неделю записывать все свои траты.
«Это же представить невозможно, — скажете вы. — Каждый вечер сидеть и пунктуально вносить суммы со всех чеков! Чтобы такое выдержать, надо быть настоящим бухгалтером если не по профессии, то хотя бы в душе». Прямо как пресловутые сороконожки из детского стишка Веры Инбер: «Для такой работы папа вынул счеты. Тише, тише, дети, папа снял сюртук. Захирела печка, догорела свечка, папа с мамой вместе счет ведут во тьме».
Не вдохновляет? Другой вариант — попробовать вести учет семейных финансов с помощью компьютера. Электронные программы для планирования домашнего бюджета можно купить, скачать из Интернета, переписать у друзей, а некоторые более-менее «продвинутые пользователи» создают их самостоятельно. Такие программы позволят не только подсчитать, сколько и на что потрачено денег в текущем месяце, но и спланировать будущие расходы, и даже учесть предполагаемые доходы. В любой программе есть разделы и подразделы вроде «Продукты», «Одежда», «Отдых»
Но! Чтобы извлечь из электронного бухгалтера максимум пользы, опять же — придется хранить все чеки и квитанции и не реже двух-трех раз в неделю вбивать в базу данных абсолютно все, даже самые копеечные, траты. Картина нарисуется наглядней некуда. Сразу станет ясно, в какую копеечку влетают невинные увлечения шопингом и купленные по дороге с работы домой «пустячки» вроде модных журналов и разных домашних прибамбасов. А еще со временем учет всего и вся так надоест, что поневоле перед каждой покупкой сто раз подумаешь, стоит ли тратить деньги. И это самое главное.
«Я ВСЕГДА БЫЛА СТРАШНОЙ ТРАНЖИРОЙ…»
Мария, молодая жена, около года живет в Амстердаме:
…Самое ужасное, что я даже не могла точно ответить на вопрос, куда дела деньги. Я даже боялась носить с собой наличные в кошельке. Дольше одного дня они там не задерживались. Муж предложил вести электронный бюджет. Однако нововведение я приняла без энтузиазма. Это означало, что отныне мне нужно запоминать и учитывать каждую потраченную копейку. Часто я пользовалась категорией «Неизвестно», чтобы «пояснить», куда улетела очередная тысяча на этой неделе. К тому же муж хоть и сердился, но дефицит в моем личном бюджете обычно компенсировал. В конце концов наш первый проект по бюджетированию как-то сам по себе заглох. Чему я была несказанно рада. Все это было еще в Москве.
В июне 2010 года в связи с работой супруга мы переехали жить в Амстердам. Где-то к ноябрю я поняла, что, совершенно не шикуя, мы умудряемся спускать зарплату мужа до нуля. Он зарабатывает за двоих, а денег в семье не прибавляется. Наоборот, траты только растут — различные страховки, транспорт, аренда жилья
Мы завели обыкновенный файл в Excel (достаточно немного разбираться в этом приложении, чтобы настроить учет самостоятельно), создали графы — дата, описание платежа, сумма, категория, подкатегория (например, в категории «Еда» мы указываем в подкатегории, какая конкретно еда — мясо, рыба, фрукты
Чем нам это помогает? Я знаю, сколько денег в этом месяце мы получили и на что потратили. Могу планировать, как можем тратить в будущем. В общем, занимаюсь самообразованием в области бюджетирования.
Ближайшая цель — уменьшить расходы на еду. С переездом в Голландию мы стали в два раза больше денег тратить на продукты. Если в Москве это было 8—10 тысяч рублей, то в Амстердаме на питание уходит до 16—20 тысяч (в переводе на рубли). В чужой стране ты не знаешь, в каких магазинах и на каких рынках можно купить недорогие, но хорошие товары. Поэтому идешь в самые популярные места, где цены в несколько раз выше. В бюджет я вношу все покупки самым подробным образом. И все наши траты видны как на ладони, можно сравнивать, где что дешевле стоит, на чем можно сэкономить…
«ДЕНЕГ НЕТ ХРОНИЧЕСКИ…»
Константин, молодой отец, сыну 3 года:
…Иногда возникает ощущение, что их и не было никогда, и вообще не существует. А то, что я снимаю с карты или получаю в кассе — это некие специальные бумажки, которые просто нужно отнести и кому-то передать. И все это — на фоне трех кредитов и постоянно растущих долгов.
В очередной раз окидывая тоскливым взглядом кипы счетов, графики платежей и «напоминалки» о мелких долгах, невольно начинаешь задумываться о том, чтобы объявить дефолт. Но нельзя.
И как раз в один из таких тяжелых жизненных моментов нам подсказали, что расходы можно систематизировать, структурировать, а в идеале еще и прогнозировать с помощью электронной бухгалтерии. И даже посоветовали программу. Софт (т. е. программное обеспечение. — Прим. «РД») был условно-бесплатный: три месяца мы пользуемся им на халяву, потом надо платить тысячу рублей.
То, что траты можно вбивать раз в неделю, — байка. Их нужно вбивать каждый день. И то, начинаешь серьезно задумываться о версии для карманного компьютера, чтобы вносить расходы сразу по факту покупки, потому что мелких трат много, а чеки выдают далеко не везде.
То, что это под силу только людям с высшим бухгалтерским образованием, — байка. Словосочетание «дружественный интерфейс» («интерфейс» — то, что мы видим на экране компьютера, что позволяет нам отдавать и принимать данные. — Прим. «РД») не отражает сути. Вернее, слоган «теперь понятно и ежу», но он, наверное, не слишком подходит для рекламы.
То, что заполнять расходы скучно, — третья байка. Во-первых, это очень увлекательно, потому что структурировать расходы можно на свое усмотрение. Лень вбивать каждую позицию — пиши просто «продукты». Не лень — создавай подкатегории «молоко», «масло», «крупа», «яйца» — однажды созданные, потом они будут предлагаться сами. Короче, очень увлекательно. А во-вторых, это очень полезное занятие с точки зрения подведения дневных итогов. Следуя за своими расходами, человек словно заново проживает день — со всеми переживаниями и ключевыми событиями. А чеки — это как опорные точки, которые ведут по хронологии с утра до вечера.
Результатом месячного мониторинга собственных расходов стал довольно предсказуемый результат: экономить нам не на чем. На категорию «роскошь», в которую записывались необязательные расходы, было потрачено в общей сумме 400 рублей. Зато мы смогли в полной мере насладиться графиками и диаграммами, наглядно показывающими очевидные вещи: больше всего денег у нас уходит на раздачу долгов, ребенка и еду.
На продление пользования программой денег не оказалось.