Архив

Про деревья и людей

Водка, интриги и стиральные машины на съемках фильма «Когда деревья были большими»

Этот фильм был необычен во всем. Непривычно длинное и какое-то странное название. Герой картины — пьяница, жулик и неумеха. А исполнитель главной роли — клоун, снявшийся в нескольких комедиях. Но это не помешало стать картине одной из самых любимых в стране.

9 марта 2011 18:36
5736
0

От ведьмы до деревьев

Однажды вечером супруга режиссера Льва Кулиджанова Наталья Фокина обнаружила среди горы писем, приходивших на киностудию им. Горького, пакет со сценарием. Наталья Анатольевна показала работу белорусского режиссера и кинодраматурга Николая Фигуровского тогдашнему руководителю студии имени Горького Сергею Аполлинарьевичу Герасимову. И вскоре Николая Николаевича вызвали в Москву для доработки присланного им сценария. Кстати, именно Фигуровский в ходе правок своей работы придумал ставшее крылатым название «Когда деревья были большими». До этого сценарий назывался «Благоразумная ведьма».

В работе над фильмом «Когда деревья были большими» подружились Леонид Куравлев и Василий Шукшин. До этого Куравлев снимался у Шукшина в его дипломной режиссерской работе. А здесь, проведя много времени вместе, они нашли много точек соприкосновения. И впос
В работе над фильмом «Когда деревья были большими» подружились Леонид Куравлев и Василий Шукшин. До этого Куравлев снимался у Шукшина в его дипломной режиссерской работе. А здесь, проведя много времени вместе, они нашли много точек соприкосновения. И впос


От Меркурьева до Никулина

На роль Кузьмы Кузьмича Иорданова первоначально решили пригласить звезду, лауреата трех сталинских премий Василия Меркурьева. Василию Васильевичу сценарий понравился, и он дал свое согласие. Но поставил одно условие, которое оказалось, увы, невыполнимым. Актеру на тот момент уже исполнилось 57 лет. Выезжать в командировки Меркурьеву было тяжело, поэтому он попросил снимать натуру недалеко от его дачи под Ленинградом, что вылилось бы в серьезные затраты для бюджета картины. Поэтому, извинившись перед артистом, Кулиджанов начал искать нового исполнителя. Как-то вместе с супругой он отправился в цирк, где увидел клоуна Юрия Никулина. И Лев Александрович решил пригласить его на пробы. Позднее в своих мемуарах Никулин недоумевал, как Кулиджанов смог в него поверить. Ведь режиссер не видел киноработ Никулина, да и сам артист сомневался в своем успехе: первая драматическая роль, много текста, который Юрий Владимирович запоминал с трудом, и огромная занятость в цирке. Но пробы прошли удачно, и вскоре Никулин приступил к съемкам.


От кепочки до мебельного магазина

На художественном совете было решено не шить костюм для главного героя. Долго искали обшарпанный и помятый комплект, который выглядел бы как с чужого плеча. Еще дольше провозились с головным убором Кузьмы Кузьмича. Из костюмерной и из дома принесли больше сотни всевозможных фасонов кепок и фуражек, но ни одна из них не подходила под образ Иорданова. Однажды, в очередной раз примеряя фуражку, Никулин бросил взгляд в самый темный и захламленный угол костюмерной: там лежала маленькая кепочка со сломанным козырьком. Оказалось то, что нужно. По совету режиссера актер побродил несколько дней по улицам, магазинам и пивным, чтобы приглядеться к людям, подобным главному герою. Один из первых эпизодов фильма снимали возле только что открытого мебельного магазина на Ленинском проспекте. На площадку Юрия Владимировича привезли уже загримированного и одетого в помятый костюм. Возле дверей магазина стоял директор, который старался всячески помочь киношникам и отгонял ненужных ротозеев. Завидев Никулина, он решительно перегородил ему дорогу и попросил побыстрее убираться и не мешать съемкам. Актер попытался объяснить, кто он такой, и тогда добровольный помощник обратился к стоящим неподалеку режиссеру и оператору, знают ли они этого пройдоху. К удивлению артиста, те, не сговорившись, заявили, что нет. В результате директор магазина разбушевался и начал звать милицию. Только после этого Лев Кулиджанов и Валерий Гинзбург пришли на помощь растерявшемуся Юрию Никулину.

Для съемок Никулин специально отрастил трехдневную щетину, которую потом аккуратно подравнивали ножницами. Днем актер снимался в кино, а вечером выходил на манеж, поэтому Юрию Владимировичу приходилось накладывать толстый слой грима, чтобы хоть как-то скр
Для съемок Никулин специально отрастил трехдневную щетину, которую потом аккуратно подравнивали ножницами. Днем актер снимался в кино, а вечером выходил на манеж, поэтому Юрию Владимировичу приходилось накладывать толстый слой грима, чтобы хоть как-то скр


От актера к режиссеру

Отсняв все эпизоды в Москве, большинство из которых, к сожалению, не вошли в фильм, съемочная группа отправилась в Ногинский район, деревню Мамонтово, где по сюжету и должны были разворачиваться основные события фильма. По воспоминаниям жены режиссера Натальи Фокиной, это была одна из самых счастливых экспедиций в жизни большинства ее участников. Многие на съемки приехали целыми семьями. Юрий Владимирович расположился в отдельном доме, так как его сопровождали жена Татьяна, сын Максим и даже теща Мария Петровна. Вместе с Кулиджановым и Фокиной поселился приехавший из Минска сценарист Фигуровский. Исполнительницу главной женской роли Инну Гулая разместили с дебютанткой, студенткой «Щуки» Людмилой Чурсиной и еще одной исполнительницей эпизодической роли Татьяной Тишурой. В одном доме жили Леонид Куравлев и Василий Шукшин, которые во время этой работы очень подружились. По воспоминаниям Фокиной, именно тогда был заложен успех фильма «Живет такой парень», который стал дебютным для режиссера Шукшина.

Для съемок эпизода, в котором герой Никулина роняет в лестничный проем стиральную машинку, действительно разбили два агрегата; правда, один без мотора.
Для съемок эпизода, в котором герой Никулина роняет в лестничный проем стиральную машинку, действительно разбили два агрегата; правда, один без мотора.


От стиральной машинки до стакана водки

Для Никулина одним из самых любимых эпизодов в картине стала история со стиральной машинкой. По сюжету Кузьма Иорданов, чтобы заработать, решает помочь старушке донести до дома ее стиралку. Но дойдя почти до квартиры, он случайно роняет агрегат в лестничный проем. Для съемок этой сцены было куплено две новеньких машинки, из которых вытащили моторы. Нашли с подходящим подъездом жилой дом на проспекте Мира, предупредили всех жильцов о грохоте и начали работу. В первом дубле Юрий Владимирович без труда поднялся на верхний этаж с облегченной машинкой и уронил ее. А во втором дубле артисту пришлось попотеть: звукооператор попросил второй прибор сбросить вместе с мотором, чтобы звук получился естественным. Потом еще долгое время зрители спрашивали у артиста, неужели он действительно разбил настоящую стиралку. А для съемок сцены, где пьяный Кузьма на пароме поет песню, Юрий Владимирович для точности образа предложил выпить по-настоящему. Ему налили стакан водки и начали снимать. Но, посмотрев получившийся материал, актер ужаснулся: в кадре какой-то сумасшедший изображал пьяного. Больше экспериментировать со спиртным артист не стал.

Съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье, в Ногинском районе, в деревне Мамонтово, которую очень долго искали. В Мамонтово оказались очень красивые леса, поля и речка с живописными берегами, просто поразившими киношников.
Съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье, в Ногинском районе, в деревне Мамонтово, которую очень долго искали. В Мамонтово оказались очень красивые леса, поля и речка с живописными берегами, просто поразившими киношников.


От плохого до хорошего

Как ни странно, картину хотели закрыть, потому что она получилась очень хорошей. Киношные цензоры возмущались, что история о пьянице и тунеядце снята настолько добротно, что она не может не понравится зрителям. А значит, «все ее идейные недостатки станут более выпуклыми». Но за фильм заступился тогдашний замминистра культуры Николай Данилов, которому материал понравился, и он разрешил продолжить работу. Говорят, на премьере «Когда деревья были большими» из зала вышел человек и попросил о помощи. Он сказал, что этот фильм про него и он хочет найти такую же девочку Наташу, благодаря любви которой он изменится к лучшему.

Для актрисы Инны Гулая эта работа стала самой заметной в ее биографии. На съемочной площадке все были поражены, насколько актриса может вживаться в образ и заражать своей игрой окружающих.
Для актрисы Инны Гулая эта работа стала самой заметной в ее биографии. На съемочной площадке все были поражены, насколько актриса может вживаться в образ и заражать своей игрой окружающих.