Сергей Писаренко и Евгений Никишин: «Нам повезло, потому что мы попали в золотой век КВН»
В один из выходных мы встретились со звездами команды КВН «Уездный город», а ныне ведущими программы «Смех в большом городе», и были рады знакомству
Застать в Москве Сергея Писаренко и Евгения Никишина непросто — плотный гастрольный график заставляет их довольно активно передвигаться. Редкие же свободные дни они предпочитают проводить с семьями в родном Магнитогорске.
Интервью было назначено на субботний день в довольно оживленном крупном торговом центре в обеденное время. Не боясь быть узнанными, Сергей и Евгений уверенно сели за столик в кафе. Официантка Кристина, подошедшая за заказом, явно смутилась, когда Евгений Никишин, взяв лежащий на столе диктофон, попытался взять у нее интервью: «Что у вас есть из кофе?» «Эспрессо, американо, капучино, латте с сиропом. А можно потом с вами сфотографироваться?» — не удержалась девушка. «Можно. Нам два американо», — подключился Сергей Писаренко. «Молочко, сливки?» — поинтересовалась официантка. «Сначала влейте молочко, потом сливки, потом добавьте чуть-чуть американо. Я шучу», — продолжал Сергей. «Ой, я вас плохо понимаю», — растерялась Кристина. Звезды КВН явно были в образе, но шутки не доходили до аудитории. Пришлось на полном серьезе просто попросить два кофе.
«Вы так легко назначаете встречу в людном месте. Не боитесь быть узнанными?» — начинаем разговор. «Москва в этом смысле очень достойно ведет себя, — успокаивает Сергей. — Вот вчера мы были в Казахстане, и в последней фазе нашего выступления люди просто вылезли на сцену и начали с нами фотографироваться. Охрана даже подоспеть не успела! Москвичи не такие. Здесь можно спокойно передвигаться и встретить кого угодно и где угодно». «А как реагируют на вас в родном городе?» — продолжаю тему. «Мы продолжаем быть гордостью, — говорит Сергей. — Последний звонок оттуда мне был такой: «Сергей, мы хотим тебя видеть в администрации городского собрания Магнитогорска, чтобы ты участвовал в жизни города. Но тебе, наверное, некогда? (Смеется.) Недавно там выпустили журнал с самыми популярными людьми региона, и мы вошли в этот список. Так что нас все помнят и смотрят».
Их сделал популярными КВН, но если тогда это были просто удачно придуманные образы в составе команды «Уездный город», то теперь это уже самостоятельно звучащие имена. Шоумены уже успели поработать и как актеры (фильмы «Варенье из сакуры», «Лопухи», «Галоп», «Турист»), и как радиоведущие, и как ведущие на ТВ. А в скором времени собираются выйти и на театральную сцену. В этом месяце Писаренко и Никишин начали репетировать в антрепризном спектакле в театре, где им предстоит выходить на одну сцену с Александром Ширвиндтом, Ильей Олейниковым, Аленой Яковлевой, Галиной Даниловой. «Это очень волнительно, — делится Евгений. — Причем это предложение было настолько неожиданным! Значит, произошел какой-то шаг, который мы, наверное, еще не осознали. Значит, кто-то сказал: „Посмотрите на этих двух парней — это достаточно смешной и сценичный дуэт“. Поэтому нас стали приглашать и в кино. Ну, а когда мы в роли телеведущих — это совсем другое».
Вести программу «Смех в большом городе» должен был именно дуэт, и продюсеры остановили свой выбор на ребятах не случайно — их образы узнаваемы, и они давно работают вместе. Правда, именно от образов в случае с телевидением как раз пришлось отойти: задача была сделать актеров более стильными и менее театральными. «Евгений был абсолютным вариантом типичного „ботаника“, проведшего в библиотеке большую часть жизни, — поясняет Сергей Писаренко. — Я — совершенный антипод, воспитанный улицей, который мог драться, а порой и выпивать. А когда мы стали ведущими, на нас надели красивые костюмы, срезав процентов пятьдесят „национальности“, — и образы ушли. Остался внутренний конфликт: добавили чуть-чуть иронии, чуть-чуть жесткости, красивые бархатные пиджаки — и все это с оглядкой в зал. И уже нет потуг на декламирование. А если они появляются, их нещадно вырезают».
Творческий дуэт Сергея Писаренко и Евгения Никишина сложился в 1997 году, когда Евгений еще учился в Магнитогорском государственном педагогическом институте, а Сергей уже в нем преподавал. Сергей заметил талантливого студента и пригласил его в институтскую команду КВН, в которой играл и сам. Их дружбе 14 лет — и за это время они умудрились даже не поссориться. Наоборот, проводя большую часть жизни вместе, поддерживают друг друга в любой ситуации. Тем более когда «Уездный город» ездит на гастроли, а семьи в это время далеко. «Бывает — сижу, у меня депрессняк, подходит Серега: „Да ладно, толстый, чего ты?“ И через какое-то время и правда все проходит», — говорит Евгений Никишин.
Семьи шоуменов дожидаются их дома, в родном Магнитогорске. В среднем они бывают дома четыре дня в месяц. И так — уже на протяжении одиннадцати лет гастрольной жизни. Переехать в Москву у жен Сергея и Евгения пока нет возможности: на семейном совете каждого было решено, что для этого у них еще слишком маленькие дети. К тому же на Урале у детей уже сложились свои увлечения, а в Москве им придется устраиваться заново. У Сергея Писаренко — старшая дочь Дарья и пятилетний сын Никита. Дарья всерьез занимается фигурным катанием, является призером областных соревнований. А Никита ходит в младшую группу в хоккейную секцию клуба «Металлург» — пока учится стоять на коньках и держать клюшку. У Евгения Никишина — двухлетняя дочь Арина и пятилетний Всеволод. Арину через год родители планируют отдать в танцевальный кружок, а Всеволод вместе с сыном Сергея Никитой ходит в одну хоккейную секцию.
Общаться с семьями на расстоянии — тяжело, но пока это единственный выход. Выручают современные средства связи: в любой гостинице главы семейств могут подключить компьютер к Интернету и поговорить с детьми и женами по скайпу. «Уезжая, я каждый раз даю детям задания, — рассказывает Сергей. — Например, говорю сыну: „Пока меня не будет, объявляем это „временем набора друзей“. Когда приеду — ты перестаешь драться и обзываться в детском саду и рассказываешь мне, сколько новых друзей у тебя появилось“. Отсутствие мужчины в семье, конечно, сказывается. Ребенок больше с няней, мамой и бабушкой. Только дед — один мужик. Я потому и отдал сына в хоккейную секцию, чтобы он стал мужиком. Хотя там, конечно, есть свои перегибы».
Но какой бы сложной ни была гастрольная жизнь, для молодых кавээнщиков Писаренко и Никишин — уже кумиры, и повторить их успех хотел бы любой. Сегодня они и сами размышляют над тем, как им удалось пробиться на вершину. «Я думаю, мы просто попали в золотой век, когда КВН был театральный, образный, — рассуждает Евгений. — Наше поколение в нем действительно задержалось, и некоторые ребята смогли нормально организоваться. Те же „Уральские пельмени“, „Дети лейтенанта Шмидта“. Выпускники КВН периода 2000—2005 гг. многое дали и телевидению, и кино. А после 2004 года пошло жесткое срезание. Все надели черные костюмчики, стали одинаковыми. Появилась плеяда команд, из которых нельзя вспомнить ни одного яркого индивида». «И сейчас, когда я вижу молодых ребят, которые хотят получить от нас совет, — продолжает Сергей. — Каждый раз им говорю: «Не повторяйте наших ошибок. Осознайте свой образ — кто вы на сцене. Толстый ты — будь толстым, пусть люди над этим смеются. Худой — будь худым, тупой — тупым. Метросексуал — играй это. То есть чуть ли не Станиславского начинаем заправлять. (Смеется.) И любая даже самая средняя шутка будет звучать в два раза смешнее».
К советам, которые дает Сергей, прислушаться стоит. По образованию он — педагог и психолог, защитил кандидатскую по психологии и до сих пор числится преподавателем в родном вузе. «Моя трудовая книжка лежит в институте, и мой курс „Психология рекламы“ за мною сохранен, — делится он. — Просто изменился учебный план, и его перенесли на более старшие курсы. До этого я читал „Политическую психологию“. Когда прилетал домой на Урал — неделю вычитывал студентам лекции. Психология — это невероятный тренажерный зал для мозгов». Знание психологии пригождается Сергею и на гастролях — благодаря ему он всегда безошибочно угадывает настроение зала и на ходу придумывает, по какому сценарию должно развиваться выступление «Уездного города».
Есть у бывших кавээнщиков и другие таланты. Евгений Никишин, например, отлично играет в футбол. Сейчас на любимое увлечение, правда, совсем не остается времени, но он все равно старается держать себя в форме. «Когда-то мы на умении Жени поставили целый номер, — рассказывает Сергей. — Женя выходил на сцену с мячом, что-то напевал, а потом набрасывал мяч ногой за голову и ловил его шеей. Зал был на ушах — никто не ожидал от „ботаника“ такого».
Сергей Писаренко со спортом тоже на «ты» — когда-то увлекался боксом, имеет звание кандидата в мастера спорта. И хотя сегодня он в боях не участвует, боксерские навыки пригождаются ему в совершенно неожиданных ситуациях. «Идем мы как-то в шесть утра с чемоданами по вокзалу, вернулись с гастролей, — рассказывает Евгений Никишин. — И тут позади нас три молодых дембеля начинают что-то так отпускать нам вслед, мол, „лишь бы нам только на этих „п…расов“ не быть похожими“. Серега как развернулся — даже гитару не успел снять… В общем, было весело. (Смеется.) Охрана набежала, сдали мы этих ребят в милицию. Потом взяли чемоданы, пошли дальше, тут неожиданно Сергей останавливается и спокойно так говорит: „Ну что, может, сегодня в театр сходим?“ Если мы еще и были спросонок, то эта шутка сразу всех разгрузила».