Зри в Кореневу
Кто-то очень точно назвал ее самой некрасивой красавицей советского кинематографа
Ее роли в кино — всегда запоминающиеся, будь то трогательная девочка Таня из «Романса о влюбленных», преданная возлюбленная Марта из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» или наивная медсестра Людочка из «Покровских Ворот».
Она родом из кинематографической семьи. Ее отец — Алексей Коренев — снял всенародно любимые фильмы «Большая перемена» и «По семейным обстоятельствам». Мама — Наталья Коренева — работала ассистентом по актерам, в свое время помогала самому Ивану Пырьеву. Кстати, именно Наталья Коренева когда-то предложила Эльдару Рязанову снимать в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Андрея Мягкова.
Однако долгое время Елена Коренева и не помышляла об актерской профессии. Она мечтала стать… балериной. Поэтому день, когда ей подарили пуанты, был самым счастливым воспоминанием из детства. Впрочем, все иллюзии по поводу балетного будущего моментально рассеялись, когда девочку не приняли в училище при Большом театре. А потом в дело вмешался случай.
«Родители видели меня переводчиком и отдали обучаться в британскую спецшколу, — вспоминает Елена. — В кино я попала абсолютно нечаянно. Папа выискивал шестнадцатилетнюю героиню для фильма „Вас вызывает Таймыр“, и художник-постановщик порекомендовал попробовать меня. Папа чрезвычайно опасался, что я окажусь неспособной, беспокоился. Я также ужасно беспокоилась, опасалась подвести папу. Очень запомнился мне такой момент. Папе необходимо было, чтоб я зарыдала, а у меня не выходило. И неожиданно быстро он обеспечил мне пощечину и скомандовал: „Мотор!“ Это был шок — я заревела. И собственную первую роль в папином кинофильме считаю лучшей из лучших».
Конечно, после окончания школы Лена не раздумывая поступила в театральное. И уже на втором курсе Училища имени Щукина сыграла одну из главных ролей в своей жизни. «Романс о влюбленных» снимал режиссер Андрей Кончаловский. Это был и их романс в том числе, растянувшийся на целых три года. Но их отношения были обречены. Причины расставания позже каждый назовет разные. Вот версия Кончаловского, которую он изложил в своей книге «Возвышающий обман»: «Мне хотелось домашнего уюта, еды в доме, жены, которая рядом со мной. Лена не была для этого создана: самолюбивая, порывистая, талантливая, она любила поэзию, не любила прозу быта. Мы были вместе почти три года — стало ясно, что мы расстанемся». Сама же Елена утверждает, что Кончаловскому вообще в те годы претил институт брака как таковой.
Тем не менее разрыв она переживала тяжело. А потом случилось то, что многие не поняли и не приняли. В начале восьмидесятых Елена решила эмигрировать в Америку.
…Этот ее поступок стал полнейшей неожиданностью даже для близких. Хотя сама Коренева не видела в нем ничего особенного: она постоянно вращалась в среде, где об эмиграции грезили буквально все! Поэтому когда американский подданный, преподаватель русского языка и литературы Кевин Мосс сделал ей предложение руки и сердца, сомнений не было никаких. К тому же он встретился ей в довольно тяжелый период жизни, и его поддержка пришлась как нельзя кстати.
С Кевином они прожили четыре года. Одной из причин развода Елена позже назовет бисексуальность мужа: в какой-то момент ей просто надоело ревновать Кевина к другим мужчинам. И она приняла решение расстаться. Ушла в никуда. И вот тогда ей пришлось на собственном опыте понять, каково это — жить в незнакомой стране абсолютно одной. Чем только ей не довелось заниматься, чтобы заработать на кусок хлеба! Какое-то время Елена работала арт-дилером художественной галереи в Лос-Анджелесе — продавала полотна Шемякина, литографии и шелкографии Энди Уорхола. В Нью-Йорке служила в офисе по продаже кофе и золота. А потом устроилась официанткой в знаменитый русский ресторан «Самовар». Ничуть, впрочем, не стыдясь сего факта. Ведь эта работа подарила ей знакомство с Иосифом Бродским.
«Бродский порой заходил туда поесть. Мне запомнилось, как когда-то на поминках собственного приятеля — балетного критика — Бродский неожиданно поднялся и, словно бросив вызов поддельной чопорности, резко подошел к роялю и заявил аккомпаниатору: «Давай «Цыпленок жареный, цыпленок пареный». Потом спел «Как опасается седина моя твоего локона». Через пару месяцев мы с ним сдружились, я случалась у него в постояльцах, мы свободно гуляли по Нью-Йорку. Наше общение по времени было довольно непротяженным, так как я собиралась возвращаться».
Она вновь стала жить в Москве с 1993 года, проведя в Америке в общей сложности одиннадцать лет. А спустя два года после возвращения на родину встретила свою новую любовь.
…На самом деле они постоянно находились рядом, однако их пути отчего-то не пересекались. Андрей Ташков, которого все до сих пор помнят по главной роли в фильме «Сыщик», тоже вышел из кинематографической семьи. Его родители — известный режиссер Евгений Ташков и любимая всеми Фрося Бурлакова — актриса Екатерина Савинова.
Более того, в свое время семьи Кореневых и Ташковых жили по соседству в славном городе Одессе. Но судьба свела Андрея и Елену намного позже, когда у обоих за плечами был большой жизненный багаж. Андрей Ташков к тому времени пережил трагическую смерть своей матери, женитьбу отца и собственный развод с женщиной, которая подарила ему наследника. Впрочем, обо всем по порядку.
Приходите завтра…
Сначала был голос. Молодой абитуриент ВГИКа Евгений Ташков, приехавший в Москву из волгоградской деревушки, из-за отсутствия мест в мужском общежитии был определен (правда, на одну ночь) в женское. Явившись в комнату к девчонкам и извинившись, он быстренько улегся на свободную кровать и отвернулся к стене, чтобы не смущать местных обитательниц.
А девушки все прибывали и прибывали. Они что-то бойко обсуждали, но Евгений старался не вслушиваться в их разговоры. Пока на фоне общего нестройного хора вдруг не начал солировать один голос. Яркий, красивый, ни на что не похожий… Весь вечер, так и пролежав лицом к стене (парень-то деревенский, скромный), Евгений представлял, как может выглядеть обладательница такого голоса.
Утром он наконец-то ее увидел. И был ничуть не разочарован. Голубоглазая, с ясным, прямым взором и очаровательными ямочками на щеках — это и была Екатерина Савинова, его будущая супруга.
Первого сентября, придя на занятия во ВГИК, Катя и Евгений выяснили, что учатся в одной группе. Уже к концу первого курса, когда им пришлось играть вместе в одном студенческом спектакле, они поняли: между ними чуть больше, чем обычная дружба.
Правда, привычного конфетно-букетного периода ухаживаний не было, да и, наверное, быть не могло. Оба они, ребята деревенские, были не приучены к красивым жестам и высокопарным признаниям в любви. Они и жить вместе стали, только когда закончили учиться во ВГИКе.
…Свою творческую карьеру Екатерина Савинова начала стремительно, дебютировав в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки», еще будучи студенткой последнего курса ВГИКа. И так же стремительно на этом ее взлет и завершился.
И все из-за прямолинейного характера Екатерины, не готовой ни к каким компромиссам. Во время съемок Иван Пырьев, который слыл режиссером любвеобильным и искренне интересовавшимся почти всеми своими молодыми актрисами, сделал Екатерине недвусмысленное предложение. И тут же, на глазах у всей съемочной группы, получил ослепительную пощечину. В картине «Кубанские казаки» Савинова все-таки снялась, и ее роль даже не вырезали при окончательном монтаже. Но этого поступка Пырьев, который был также известен как человек, никогда и ничего не забывающий, ей не простил.
С тех пор на «Мосфильме» появился негласный запрет на участие Савиновой в картинах киностудии. Нередко бывало, что режиссеры, не подозревая об этом вето, приглашали Катю на главные роли. Пробы проходили прекрасно; казалось, наконец-то героиня найдена… Однако едва дело доходило до утверждения кандидатур на художественном совете, роль в итоге получала другая актриса.
Так, именно Савинова должна была играть Марютку в фильме «Сорок первый» Григория Чухрая — за эту роль Изольда Извицкая, которая в итоге снялась в картине, получила немало наград, в том числе и международных.
Ей же предназначалась главная роль в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». И Чухрай, и Пудовкин потом честно признались: их просто вынудили отказаться от Савиновой…
Свою самую звездную роль — Фроси Бурлаковой — Екатерина сыграла в картине своего мужа, Евгения Ташкова. Фильм «Приходите завтра» — практически биография известной актрисы. Ведь она тоже прибыла в Москву из глухой деревушки. И тоже опоздала на вступительные экзамены.
Против того, чтобы главная роль досталась именно Савиновой, было буквально все. Начиная все с того же негласного запрета на ее участие в советском кино и заканчивая вполне объективным фактом: на момент съемок Екатерине было уже тридцать четыре года. Ее же героиня — юная восемнадцатилетняя провинциалка.
Тем не менее Ташкову удалось обойти все преграды, пусть для этого и пришлось уехать снимать фильм в Одессу — подальше от всесильного Ивана Пырьева. Однако эта картина, ставшая триумфом Савиновой, приблизила и ее трагический уход из жизни.
…Те съемки были очень напряженными. Смена за сменой, почти круглосуточная работа. В какой-то момент Евгений Ташков обнаружил, что у Кати постоянно держится высокая температура — 37,4. Однако сама она в ответ на его беспокойство лишь беспечно махнула рукой: не обращай внимания, я уже привыкла. Тогда-то и выяснилось, что такая высокая температура держится у нее последние полгода.
Оказывается, Екатерина заболела еще до начала работы над судьбоносной картиной «Приходите завтра». Во время съемок фильма «Сельский врач» Сергея Герасимова, которые проходили в Крыму, она купила на местным рынке банку парного молока, которое просто обожала. Видимо, то молоко было заражено бруцеллезом. Ну, а почти круглосуточный ритм работы над образом Фроси Бурлаковой заставил болезнь прогрессировать.
Но все это стало ясно намного позднее, когда шансов на выздоровление уже просто не оставалось. Болезнь проникла глубоко в организм, поразив центральную нервную систему.
И в то время, когда вокруг на все лады расхваливали ее работу в фильме «Приходите завтра» и, казалось, появился шанс наконец-то сыграть все те роли, которые были доселе недоступны, Савинова, увы, уже не могла работать в полную силу. По два-три-четыре месяца в году Екатерина проводила в больнице, страдая от приступов шизофрении и нестерпимых болей: она нередко жаловалась, что ее тело будто охвачено огненными кольцами.
Так продолжалось долгих девять лет. В какой-то момент Екатерина поняла, что становится настоящей обузой для своих близких. Однако до последнего момента ее супруг, Евгений Ташков, не подозревал, что творится у нее на душе. Поэтому когда в апреле 1970 года она вдруг засобиралась в Новосибирск навестить свою сестру, он не подумал ни о чем плохом. Евгений Иванович как раз в тот момент заканчивал съемки картины «Адъютант его превосходительства». Так вот, Екатерина, даже находясь за сотни километров, постоянно звонила своему супругу, интересовалась, как продвигается работа.
…В тот роковой день она тщательно вымыла полы в доме у своей сестры и отправилась в церковь. Шла Пасхальная неделя. «Если наложишь на себя руки — это грех?» — спросила Екатерина у батюшки. «Конечно, грех», — услышала она в ответ. «А если в Пасхальную неделю, когда прощаются все грехи…»
Так или иначе, после беседы с батюшкой Катя уже была на железнодорожном вокзале. Она закончила свои дни как Анна Каренина, чей монолог когда-то читала на вступительных экзаменах во ВГИК, — бросившись под поезд. Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище Новосибирска.
…Андрею Ташкову тогда было лишь двенадцать. Схватив его в охапку, Ташков-старший тут же отвез мальчика на море и вот там, улучив подходящий момент (впрочем, разве могут быть такие моменты подходящими?), рассказал сыну о трагедии: «Мамы больше нет, она умерла».
Маленький мужчина, Андрей внешне никак не проявил свое горе, но Евгений Иванович частенько замечал, что, оставшись в одиночестве, сын горько плакал…
Уроки французского
Восемь лет Евгений Ташков жил в одиночестве, не в силах забыть о своем горе и полностью посвящая себя сыну Андрею. Пока на съемках новой картины «Уроки французского» не встретил ту, которая изменила его жизнь.
…Татьяна Васильева (позже она взяла фамилию своего мужа и вошла во все кинематографические справочники как Татьяна Ташкова) снялась в более чем сорока фильмах, однако в народной памяти осталась как тетя Ася из известной рекламы порошка. Хотя были в ее биографии по-настоящему удачные работы. Так, в одном из своих первых фильмов — «Когда наступает сентябрь» — она снималась вместе с Арменом Джигарханяном и Владимиром Ивашовым. Позже была главная роль в картине «Только вдвоем». Но самой важной в ее карьере стала все-таки лента «Уроки французского». Ведь эта роль принесла ей не только многочисленные награды на кинематографических конкурсах, но и встречу с будущим мужем.
А ведь тогда у нее было немало конкуренток. Нет, не на роль супруги Евгения Ташкова. Много опытных и известных актрис пробовались на главную героиню в «Уроках французского». Евгения Симонова, Лия Ахеджакова… И вдруг практически новичок в мире кино — Татьяна Васильева. Причем кинопроба Евгении Симоновой, по мнению буквально всех, была однозначно самой лучшей. Но только не для Евгения Ташкова. Он-то считал, что эта роль просто создана для Васильевой.
Конечно, члены художественного совета были обескуражены, однако в памяти еще оставался эпизод, когда режиссер столь же яростно воевал за то, чтобы главного героя в фильме «Адъютант его превосходительства» играл именно Юрий Соломин. Семь раз худсовет отвергал эту кандидатуру, и семь раз Ташков бился за него. На сей раз многие, памятуя о той истории, решили не спорить.
На съемках «Уроков французского» и начался роман опытного режиссера и юной актрисы. И это несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте! Поначалу окружающие не воспринимали эти отношения всерьез. «Вы посмотрите на Евгения Ташкова — прикидывался интеллигентом, а жену взял чуть ли не из пеленок», — шептались в кулуарах. Но с тех пор прошло уже более тридцати лет, а супруги по-прежнему вместе. У них родился сын Алексей, который — единственный из этого клана — решил не идти по стопам родителей. Он выбрал себе профессию психолога.
Продолжение следует…
Зато старший сын Евгения Ташкова — Андрей Ташков — нисколько не сомневался, что будет актером. Хотя его знаменитый отец, подаривший своим супругам Екатерине Савиновой и Татьяне Ташковой яркие, запоминающиеся роли, сына-то как раз в кино и не задействовал. Пригласил его лишь однажды — в фильм «Подросток». Но к этому времени Андрей уже был вполне состоявшимся актером — все благодаря удачному дебюту в картине «Сыщик».
На какое-то время Ташков-младший незаметно сошел с киноэкранов, однако оставался в профессии — играл в Театре имени Пушкина. Именно там он и встретил женщину, которая стала матерью его единственного сына.
С Еленой Скороходовой он познакомился, будучи уже взрослым мужчиной — на тот момент ему исполнилось тридцать шесть. Он тогда переживал не самый простой момент в своей жизни: увлечение алкоголем, потеря того, что зовется вкусом к жизни…
Поначалу Елена не обращала внимания на Андрея. И это несмотря на то, что вся женская часть труппы буквально млела от одного появления Ташкова! Нет, он не был героем ее романа. Но их объединила одна общая цель — спасение через веру.
В те годы Елена вдруг увлеклась религиозными идеями и, увидев, что заблудшая душа Ташкова требует помощи, тут же бросилась к нему на помощь. Поначалу казалось, что они оба выбрали правильный путь. Решив, что для продолжения рода им нужен наследник, Андрей и Елена официально узаконили свои отношения, а позже и обвенчались. Так что их сын Иван Ташков — ребенок желанный и долгожданный.
Однако именно появление малыша, видимо, и разрушило этот брак. Андрей сам, как и многие актеры, оставался ребенком в душе и оказался не готов к появлению «соперника». Надо было полностью менять свою жизнь, а вот этого ему, судя по всему, совсем не хотелось делать… И он ушел из семьи. В никуда. Вернулся к своей холостяцкой жизни. И именно в тот период в его жизни появилась Елена Коренева.
Их отношения тут же привлекли внимание публики. Оно и понятно, ведь оба — актеры из известных кинематографических кланов, да и сами яркие, харизматичные личности. Елена не раз повторяла, что наконец-то — со времен еще Андрея Кончаловского — вновь связала свою судьбу с соотечественником. Однако не так давно Елена и Андрей расстались.
«Если люди встретились, они вовсе не обязаны быть до гроба вместе. Как мы встретились, так и разошлись», — объяснил Андрей журналистам разрыв с Еленой. Тем не менее, несмотря на расставание, бывшие супруги продолжают общаться и даже работать в одних и тех же проектах.
Наладились отношения у Андрея и с Еленой Скороходовой, матерью его единственного ребенка. Если какое-то время Лена с горечью воспринимала их разрыв, который со стороны казался настоящим предательством, то позже поняла: даже тот факт, что с их брака снято благословение, ни о чем не говорит. Их навсегда связывают узы, которые разорвать невозможно, — воспитание сына, Ивана Ташкова. И судя по тому, что Ванечка уже снялся в своем первом фильме, династия Ташковых будет продолжена!