Жить нужно в кайф
Секрет счастья Владимира Шаинского
Он такой же светлый, веселый и доверчивый человек, как и его песни. «Голубой вагон», «Антошка», «Песенка мамонтенка», «Пропала собака» и еще около трехсот хитов, любимых детьми и взрослыми, написаны Владимиром Шаинским, которому исполнилось 85 лет.
Я играю на гармошке…
Володя родился в еврейской музыкальной семье в Киеве. Папа Яков Борисович и мама Ита Менделевна любили музыку, они-то и передали эту страсть своему сыну. В одиннадцать лет мальчик поступил в музыкальную школу на класс скрипки. Но закончить учебу Шаинскому не удалось. Началась война, и их семью вскоре эвакуировали в Ташкент, где он продолжил свое образование. А в 1943 году Володя ушел в армию. И только после войны будущий композитор решился приехать в Москву и поступить в консерваторию. Естественно, первыми произведениями молодого композитора были симфонии и струнные квартеты.
Идет солдат по городу…
Шаинский никогда не скрывал своего происхождения и даже наоборот, подчеркивал его, частенько настраивая против себя окружающих. Когда после победы в Великой Отечественной войне Шаинский узнал об образовании еврейского государства, то очень обрадовался этому факту. Поэтому неудивительно, что, когда на Израиль напали сразу пять арабских государств, студент консерватории тут же загорелся идеей поехать добровольцем на помощь угнетенному народу. Со своим другом они смогли раздобыть телефон знаменитого писателя Ильи Эренбурга, позвонили ему, и мэтр даже нашел время поговорить с двумя мальчишками. Естественно, Илья Григорьевич не знал, в какие инстанции следует обращаться по этому вопросу. Он посоветовал сходить в еврейский антифашистский комитет. Ребята тут же бросились туда. Но возле здания комитета стояла огромная толпа пацанов с требованием отправить их на фронты Израиля. Местный чиновник ничего дельного ответить на эти просьбы не мог. Но список добровольцев все-таки составил, среди первых имен которого была записана и фамилия Шаинский. Естественно, никто никуда не поехал. А вскоре пришлось пожалеть о таком горячем поступке, поскольку членов комитета начали одного за другим арестовывать и обвинять в шпионаже и космополитизме. Позднее композитор рассуждал, что ему просто повезло, и он не попал из списков добровольцев в списки обвиняемых.
Папа может, папа может все что угодно…
В двадцать шесть лет на спектакле в Большом театре Володя увидел Сталина. Эта встреча произвела на молодого человека большое впечатление и запомнилась на всю жизнь. По словам композитора, он весь балет просидел, разглядывая вождя, а не ноги балерин. Тогда Иосиф Виссарионович показался ему жутко старым, уставшим и даже безжизненным. Иное впечатление произвел на Шаинского Фидель Кастро, с которым он познакомился десять лет спустя. Представить русского музыканта команданте взялись общие товарищи. Но охрана Фиделя не хотела даже близко подпускать к нему незнакомого человека. И тогда друзья привели самый весомый аргумент: «Посмотрите на этого маленького человека. Разве такой щуплый мужчина может причинить какой-нибудь вред?». В результате композитору удалось поговорить с Кастро несколько минут о музыке.
Вместе весело шагать…
Шаинскому было уже за сорок, когда он написал песню «Как бы мне жениться, чтоб не ошибиться?». Несмотря на возраст, как песенник Владимир Яковлевич был еще неизвестен и поэтому сам решил пробивать своему произведению дорогу. Он отправился на радио, в самую популярную в шестидесятых годах передачу «С добрым утром!» Представление песни проходило тяжелее любых экзаменов. В маленьком помещении сидела огромная комиссия. Композитор, опасаясь обвинений в «эстрадности», попытался сыграть свою композицию посложнее и потяжелее. По воспоминаниям Шаинского, у него вышла «какая-то кладбищенская мелодия». Естественно, первый же выступающий начал с критики. Но, к удивлению, были высказаны и другие, положительные мнения. В результате песню приняли и вскоре должны были записать. В полной панике Шаинский начал искать исполнителя. Позвонил Магомаеву и прямо в трубку ему напел: «Как бы мне жениться, чтоб не ошибиться?» Певцу понравилось, но начать работать над песней он мог бы только через полгода. Владимир Яковлевич позвонил еще нескольким исполнителям, но тех уже зарубили в редакции. А в скором времени предложили композитору начать поиски не исполнителя, а исполнительницы. И посоветовали пригласить одну молоденькую певицу, которая спела для программы песню «Робот», в ответ на которую стали приходить мешки писем. Вскоре Шаинский заменил слово «жениться» на «влюбиться» и пришел на запись, где увидел девятнадцатилетнюю девчушку. Когда она запела, он был сильно удивлен: у нее оказался мощный голос, к тому же она скинула сначала одну туфлю, затем вторую и босиком начала пританцовывать. После записи они познакомились, начинающая певица представилась: «Алла Пугачева».
Не плачь, девчонка…
О Шаинском ходят легенды, каким он был ловеласом. И, несмотря на огромную любвеобильность, впервые женился он в возрасте 46 лет. Но вместе супруги прожили недолго, хотя воспитывали сына Иосифа. Со своей нынешней женой Светланой Шаинский познакомился, когда ей было 17, а ему 58. Он увидел ее в Союзе композиторов, где она работала бухгалтером. Девушка сразу понравилась Владимиру Яковлевичу, но он прилагал все усилия, чтобы она этого не заметила. Из-за большой разницы в возрасте музыкант долго не решался познакомиться со Светланой поближе. Постепенно они стали видеться все чаще и чаще, а потом и не заметили, как их симпатия переросла в роман. После первого развода Шаинский дал себе слово больше не жениться, но с удовольствием это слово сам и нарушил. Они вместе уже 27 лет. Их сыну Славе 23 года, с пяти лет он занимается музыкой. Девятнадцатилетняя дочь Аня прекрасно рисует и увлекается фотографией. Шаинский говорит, что его жена — самая лучшая в мире, поскольку она прекрасно готовит борщ и оберегает семью от напастей.
Чунга-Чанга
Композитор не замечает своего возраста. Он каждый день делает зарядку, бегает и занимается на тренажерах. Шаинский обожает подводную охоту, любит кататься на велосипеде, лыжах и коньках. Правда, последние увлечения стали для Владимира Яковлевича редкостью, так как в 2003 году он переехал вместе с семьей в Израиль, а три года назад перебрался в Америку. Первое время в США у музыканта не все складывалась удачно. Но сейчас у него дом в Калифорнии. Композитор наслаждается солнцем, океаном и своим небольшим садиком. А на вопрос, счастлив ли он, все так же отвечает: «А как вы думаете, если мне по-прежнему в кайф работа, я никому не в тягость и умею веселиться как ребенок?»