Архив

Быт обит обоями

Уже три столетия горожане украшают стены своих домов бутафорией

Настоящие шпалеры — панели, на которые натянута узорчатая ткань, — стоили дорого и были доступны лишь богачам. Но чья-то светлая голова додумалась: взять лист бумаги, раскрасить его ковровыми узорами да наклеить на стену!

25 ноября 2010 17:43
3383
0

Первые ткани для обивки стен (отсюда и пошло слово «обои») появились у нас более четырех веков назад. Но 200 лет назад производство такой роскоши окончательно вытеснила более дешевая имитация. Еще в 1794-м историк И. Георги писал, что в российской столице имеются «несколько мануфактур для бумажных обоев… Работа на оных уступает привозной в узоре и правильности в рисовке, однако ж бывают обои всегда на твердой бумаге и расписаны свежими красками, а при том в сравнении с чужестранными весьма дешевы, отчего их много раскупают, тем более что здесь даже самые простые избы обиты обоями…»

Процесс был достаточно трудоемким. Граверы по рисунку, подготовленному художником, вырезали рельеф на доске из твердого дерева. Эту форму мастер намазывал краской и отпечатывал картинку на небольшом участке бумажного полотнища, потом перемещал бумагу и повторял оттиск на следующем ее куске… За день сноровистый печатник мог столь примитивным способом изготовить не более 800 м одноцветных обоев, а ведь значительная часть продукции делалась четырех- и даже шестицветной! (Чтобы обойные краски дольше не выцветали, в них добавляли куриные яйца и молоко.)

Существовал и еще более трудоемкий процесс выделки. Для имитации драгоценного покрытия — «под ткань», «под брильянты», «под золото» — на бумагу для обоев наносили толстый слой густого клея и через трафарет посыпали эту еще не успевшую застыть массу мелконарубленной шерстью, порошками из толченых цветных стекол и слюды…

К концу ХIХ в. появились крупные обойные фабрики, оснащенные гораздо более совершенным оборудованием. В результате обои значительно подешевели и стали вполне заурядным элементом интерьера. Находились, однако, оригиналы из числа горожан, которые додумались отделывать свое жилище «эксклюзивными» обоями, изготовленными специально по их желанию. Например, один из рьяных почитателей только что вошедшего в моду автомобильного спорта, некий господин Петровский, заказал «автообои» — на них был изображен только что купленный Петровским «Ольдсмобиль» в разных ракурсах.


Тачанка в рулоне

На рубеже ХХ столетия в одной только Москве действовало 5 обойных производств. После революции выпуск обоев приостановили, однако вскоре выяснилось, что без этого буржуазного пережитка люди обойтись не могут. Поэтому национализированные предприятия снова заработали, выпуская рулоны разноцветной продукции. (При этом один из бывших владельцев небольшой обойной фабрики, Зайцев, был принят в ее штат на должность художника-колориста.)

Новые хозяева попробовали поэкспериментировать с рисунком обоев. На некоторых образцах, впускаемых «Бумтрестом», изобразили орнаменты из молотов, плугов, заводских труб, тачанок… и даже напечатали лозунги, отражающие текущий политический момент: «Да здравствует электрификация России!», «Даешь пролеткульт!»… Увы! «Несознательная» публика не желала украшать свои комнатушки подобными шедеврами. Пришлось печатать традиционные обои — такие, как выпускались до революции. Впрочем, в начале 1930-х полностью прекратилось изготовление глянцевой и тисненой продукции. Было объявлено, что такие обои чересчур буржуазны, хотя на самом деле причина крылась в дороговизне и нерентабельности их изготовления.

Обойное производство в Москве останавливалось и еще один раз — во время Отечественной войны. Часть оборудования фабрик, выпускавших обои, эвакуировали за Волгу, а сами предприятия перешли на выпуск оборонной продукции (московская обойная фабрика № 5 изготавливала маскировочные сети).

«Бумажные шпалеры» продолжают выпускать в столице до сих пор. Старейшее такое производство — бывшая фабрика Надежды Дмитриевой на Верхней Красносельской улице.

Работа у нынешних обойных дел мастеров значительно изменилась, в цехах используют новые материалы, новые технологии. Изготавливают, например, рельефные обои, покрытые вспененным винилом, так называемые дуплексные обои (склеенные из двух слоев разных материалов), очень прочные флизелиновые обои… Однако, по наблюдениям специалистов, наиболее устойчивым спросом у россиян пользуются традиционные виды этой продукции.