Не все завтраки одинаково полезные
В Москве введен госзаказ на питание школьников
Ревизию городского хозяйства новый мэр Москвы Сергей Собянин начал со школьных столовых. Со временем он пообещал сделать систему более прозрачной и эффективной, а детскую еду — более качественной.
— Виктор Иванович, с нового учебного года в число организаторов школьного питания вошел и ваш департамент. С какой целью?
— По поручению правительства Москвы специальным постановлением с сентября этого года в городской заказ был включен объем продовольствия, необходимого для организации школьного питания за счет бюджета Москвы. Определяет объем продукции Департамент образования. А мы по каждому виду закупок прописываем ТЗ (техническое задание) на качество продукта, готовим тендеры и контролируем объем поставок по ним. Кураторство работы с продовольствием в Москве — как раз наш профиль: в ведении Департамента продовольственных ресурсов 15 холодильников, 26 плодоовощных баз, мясокомбинат, молокозавод. Именно мы и организуем поставки всех продуктов в Москве.
— В каких масштабах удалось ввести госзаказ на школьное питание в этом году?
— Пока наш департамент наделен правом государственного заказа продовольствия 25 наименований мясной и молочной продукции, а также очищенного картофеля и овощей. В рамках этих полномочий с 1 сентября мы провели конкурс на право организации поставок, в котором приняли участие 20 организаций. Общий объем поставок составил 10 тыс. тонн на сумму более 800 млн. рублей. Победителями конкурса стали 8 организаций, причем в ходе торгов стоимость лотов была снижена на 45 млн. рублей, или на 6%. По госзаказу уже поставлено 5009 тонн продуктов питания.
— А какие продукты не вошли в этот раз в госзаказ и кто проведет их закупку?
— Профессионалы делят продукты питания на 6 групп: 1-я группа — мясо и мясопродукты плюс продукция низкого температурного хранения (замороженные продукты); 2-я группа — молоко и молочные продукты; 3-я группа — бакалея; 4-я — овощи; 5-я — хлеб; 6-я — кондитерские изделия.
Как я уже говорил, в этом году госзаказ установлен на продукты питания трех групп, а остальное школьные комбинаты питания докупают сами. Но на 2011 год сфера госзаказа расширится: уже сегодня мы должны согласовать протоколы 60 лотов. Объем поставок на год составит 48 тыс. тонн на общую сумму 4,7 млрд. рублей. На этот конкурс, как ожидается, придут порядка 100 предприятий. А это значит, что между ними развернется настоящая, жесткая конкуренция, которая позволит отобрать самых ответственных поставщиков.
— Но все равно нужен контроль, ведь речь-то идет о питании детей…
— В этом и есть одно из главных преимуществ новой схемы организации питания школьников. До сих пор проверки были разовыми: вести постоянный контроль не разрешал закон. Однако с введением госзаказа все изменилось. Городской заказ прямо предусматривает, что всю продукцию по госзаказу проверяет МосГИК (Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), причем речь буквально идет о ежедневном и ежечасном контроле за качеством поставляемой продукции. Тем временем наш департамент ведет постоянный контроль за объемом поставок. Другими словами, устанавливается ежедневный комплексный контроль.
— А насколько он эффективен?
— МосГИК — независимая организация, непосредственно подчиняющаяся правительству Москвы и наделенная широкими полномочиями. Так, в случае выявления нарушений она имеет право приостановить поставку и отправить обратно некачественные продукты.
— И МосГИК реально пользуется этим своим правом?
— Да, и еще как! Только за сентябрь—октябрь МосГИКом были забракованы и возвращены отправителям более 30 тонн продуктов, привезенных на 39 предприятий школьного питания. При этом в течение 3 часов после забраковки продуктов поставщики обязаны заменить их другой партией — качественной. (Время на это есть: поставки у нас осуществляются очень рано, машины с продуктами уходят в школьные комбинаты питания уже в 7.00.)
Фактически, МосГИК стал арбитром между теми, кто поставляет питание, и теми, кто его принимает — школьными комбинатами питания. Предположить, что в такой ситуации между ними может возникнуть сговор, крайне сложно. Тем более что сейчас между поставщиками и комбинатами постоянно идут серьезные споры. Каждый день поступают жалобы: то опоздали машины, то не довезли 5 кг сыра. И это хорошо: пока есть претензии — значит, нет сговора.
— Чувствую, вольнице поставщиков наступает конец…
— Правила для них и в самом деле очень жесткие. Например, скоропортящиеся продукты (скажем, охлажденное мясо) — должны иметь в запасе не менее 50% заявленного срока годности. А колбаса или молочные продукты должны иметь маркировку, что изготовлены специально для детей. Между тем мы оплачиваем госзаказ только по факту реальной поставки продукции.
— Значит, ожидаемый выход от нововведения — это…
— …Улучшение питания школьников. При подготовке конкурсов мы внимательно прорабатываем цены и согласовываем их с Департаментом экономической политики. Наши специалисты изучают предложения на рынке и отслеживают оптовые цены на рынке Москвы. И всё это учитывается при составлении лотов на будущий год. Правда, остается и серьезная проблема. В мире сложилась четкая практика: если в ходе одной торговой сессии происходит снижение цен больше чем на 5%, торги останавливаются. А мы гордимся, если сэкономили на наших торгах на поставки детского питания 30%! Да когда речь идет о продуктах для детей, вопрос о такой экономии не должен стоять в принципе! Но, чтобы решить эту проблему, надо менять законодательство. Да и торгов наших при всем желании не остановить: они у нас электронные, и кто контрагент, неизвестно.
— Что показала практика двух первых месяцев введения госзаказа на школьное питание? Можно подвести первые итоги?
— Вполне. Прежде всего она показала эффективность контроля МосГИКа: новая практика отрезвила многих поставщиков. Однако выявились и некоторые слабые места.
Во-первых, с 1 января 2011 года Роспотребнадзор запрещает использование замороженного мяса птицы для питания школьников на всей территории России. Готовить с этого срока предписывается только из охлажденной продукции. Однако сертификат на производство мяса птицы для детей имеют на сегодняшний день всего несколько российских птицефабрик — лично я знаю только о двух. Срок годности у охлажденной птицы — 4 дня. Причем этот вид продукции должен быть поставлен в детское учреждение с 50-процентным запасом времени. Таким образом, чтобы выполнить требования Роспотребнадзора, за двое суток надо успеть: забить птицу, скажем, где-нибудь в Пензенской области, обработать, охладить, перевезти в Москву, развезти по комбинатам питания, приготовить там полуфабрикат, привезти в школу. Реально ли, чтобы такую птицу получили все российские школы? Да еще в установленные сроки? И как избежать ценового сговора двух монополистов? Я уж не говорю о том, что далеко не все предприятия готовы хранить охлажденную, а не замороженную продукцию: для этого нужны специальные холодильники, и здесь кроется еще одна серьезная проблема.
С 1 января 2011 года срок контракта на поставки продуктов питания будет устанавливаться на 1 год. Между тем школьные базовые комбинаты питания по-прежнему выигрывают конкурс всего на полгода. Ну кто, скажите, в таких условиях будет вкладываться в дорогостоящее оборудование для хранения той же охлажденной птицы? Никто и никогда. Поэтому на местах сплошь и рядом выходят из положения, замораживая охлажденную продукцию: на каждую кухню-то проверяющего не поставишь… Вообще оборудование школьных кухонь — больной вопрос. До 70% всей школьной электроэнергии, например, приходится на неэффективные электроплиты. Понятно, что необходимо массовое переоборудование школьных кухонь. Но средств на это нет.