Кортеж для «Дю Солей»
Корреспондент «РД» побывал на цирковом карнавале
В «Лужниках» неподалеку от Большой спортивной арены раскинут белый шатер, напоминающий то ли сказочный замок, то ли инопланетный корабль. Канадский Cirque du Soleil продолжает свои вторые гастроли в Москве.
Если прошлогоднее представление «Варикай» было наполнено необузданной стихией, экзотичным буйством красок, то спектакль «Corteo», поставленный известным швейцарским режиссером Даниэле Финци-Паской, получился намного более театральным, с легко прочитываемым сюжетом и вполне узнаваемыми реминисценциями. Даниэле по происхождению итальянец, поэтому среди героев Corteo нередко проглядывают персонажи комедии дель арте: помимо белого клоуна, карликов и великанов, конечно же, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина. «В моей культуре, итальянской, как и в русской, ностальгия и печаль — это неравнозначные понятия, — говорит режиссер. — Ностальгия — это, скорее, способ перенестись в воспоминания, погрузиться в поэтические представления о жизни, это состояние таинства, в котором мы пытаемся ответить на вопросы «откуда мы пришли?», «куда уйдем?».
Главному герою — доброму мечтательному клоуну Муаро — снится сон, в котором он видит собственные похороны. В этом сне похороны превращаются в феерическое карнавальное действо, в настоящий праздничный парад, в сorteo (в переводе с итальянского «кортеж, торжественная процессия, шествие»). Первым делом рядом с ним появляются ангелы. Как и положено служителям света, они спускаются с небес, то есть прямо из-под купола шапито. На протяжении всего спектакля ангелы не оставят своего клоуна, а будут то и дело возникать рядом с ним и с его друзьями, особенно когда им потребуется помощь в этом карнавальном действии. Например, подавать гимнастке на канате реквизит — хула-хупы.
Но поскольку похороны эти все-таки не настоящие, а воображаемые, то все участники действа веселятся как на свадьбе. Финци-Паска погрузил все цирковые трюки в атмосферу детской игры, в которую вовлечены даже зрители. Например, карлица Валентина парит над сценой и зрительным залом на огромных, накачанных гелием воздушных шарах. Оказываясь над публикой, она постоянно опускается к кому-нибудь на руки и на ломаном русском просит ее подтолкнуть, и зрители с радостью это делают. А на сцене в это время оригинальные клоунские номера буквально вплетаются один в другой, не давая зрителям определить, где конец одного и начало следующего. Недаром режиссер в свое время выступал в знаменитом «Цирке Нок» как клоун. В общем, все действо представляет собой один большой карнавал, который может быть, наверное, только во сне.
Во второй части шоу, «Парадиз», смешиваются все жанры: от кукольного театра до выступлений воздушных гимнастов. Цирковой номер оказывается порой выразительнее театрального диалога. Выступление двух акробатов на канате, которых назвали Ромео и Джульеттой, было наполнено такой мощной энергетикой, которой не приходилось видеть ни в одной из сцен в постановках шекспировской трагедии.
Анализировать, разбивать на составные части спектакль невозможно, сценическое действо протекает слаженно и гладко, подобно прекрасно работающему механизму. Прекрасные костюмы, интересные сценические решения, великолепная техническая часть шоу. Думаю, не только я, но и подавляющее большинство зрителей пытались во время спектакля понять: как парят ангелы? Как клоун плывет по воздуху на велосипеде? Как сами собой передвигаются ботинки? Как летают артисты?
Покидая сказочный шатер, я вспомнил, что основатели цирка — Ги Лалиберте и Жиль Сте-Круа — начинали свою работу как уличные клоуны. Четверть века работая, целенаправленно и последовательно, они достигли таких успехов и такого уровня. Разве не достойный пример для подражания?
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО УВИДЕТЬ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ?
ФЕСТИВАЛЬ
Международный женский фестиваль «Femme Fest» (Центральный выставочный зал «Манеж», Манежная пл., м. «Театральная», «Охотный Ряд», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад»).
С 12 по 14 ноября в «Манеже» пройдет новый фестиваль для женщин, на котором к их услугам будет все: от косметики и цветов до кухонной мебели и сложной бытовой техники. Газета «Родительский дом» приглашает мам, пап и ребятишек посетить наш стенд (с 13 до 20 часов), где в дни работы фестиваля состоится презентация книг отечественных детских авторов — Игоря Карде, Натальи Волковой, Игоря Жукова, Ильи Ильина и др. Писатели и поэты проведут для ребят специальную автограф-сессию.
КИНО
«Мегамозг» (московские кинотеатры). Анимационный фильм для семейного просмотра. В нем есть все: и суперзлодей (Мегамозг), и супергерой (Мачомен), и даже совершенно необычный персонаж — Титан, который вначале был хорошим, а потом стал настолько плохим, что главному отрицательному персонажу пришлось самому с ним разбираться. Этот фильм наглядно показывает, что все в этом мире относительно, и зло может выглядеть добром на фоне еще большего зла, собирающегося уничтожить весь мир.
ОКЕАНАРИУМ
(Чистопрудный бульвар, д. 14, стр. 3, м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сухаревская»).
Если вашего ребенка интересует жизнь обитателей морских глубин, то вам прямая дорога в океанариум. В трех его залах вы найдете все, что касается подводной жизни. Вы увидите рыбу-ежа, черных акул, морских черепах, рыб-ангелов и рыб-клоунов. Последние у детей особенно популярны — после известного анимационного фильма «В поисках Немо». Увидят посетители и пираний, которые в роли хищников не уступают крокодилу.
А по вторникам в 18.30 в океанариуме проходит еще одно шоу — кормление акул. Голодным каракулам кидают еду, и они за несколько секунд расправляются с огромными кусками. Вскоре в аквариуме снова пусто, лишь акулы нарезают круги в ожидании очередного куска…