Архив Бориса Николаевича
Что носил в саквояже знаменитый поэт?
В Государственном музее
Знаменитая фраза Воланда «рукописи не горят» имеет много измерений. Как часто путь знаменитых книг от чернильницы писателя до полок книжного шкафа оказывался запутан и сложен! И сколько же рукописей, идей, замыслов на этом пути было утрачено.
Представленный архив писателя, поэта Бориса Николаевича Бугаева, вошедшего в историю под псевдонимом Андрей Белый, имеет уникальную судьбу. В начале 30-х годов прошлого века Андрей Белый, нуждавшийся в деньгах для приобретения собственного жилья, передал свой архив в Центральный литературный музей за 10 000 рублей. Однако там архив Андрея Белого хранился недолго: в 1941 году по постановлению Совнаркома СССР часть архива (в основном рисунки и фотографии) осталась в ЦЛМ (сейчас Государственный литературный музей), другая (в основном творческие рукописи) перешла в формирующийся Центральный (сейчас Российский) государственный архив литературы и искусства. Позднее богатейшие фонды Андрея Белого сформировались и в других архивах, библиотеках, музеях, а также в частных коллекциях.
К 130-летнему юбилею писателя на открывшейся в Государственном музее Пушкина экспозиции эти разрозненные свидетельства жизни и творчества впервые удалось собрать воедино. На выставке демонстрируются рукописи напечатанных и ненапечатанных произведений (в том числе тех, которые Белый не хотел видеть опубликованными при жизни), дневниковые и деловые записи, документы разных лет (выпускное гимназическое сочинение, университетский диплом с оценками Бугаева-студента), письма к родственникам и друзьям, афиши публичных выступлений, прижизненные издания Андрея Белого, книги из его библиотеки, книги с его автографами и пометками, фотоархив Андрея Белого. А также рисунки, сделанные рукой самого поэта. Это карикатуры, эскизы книжных обложек, авторские иллюстрации к поэме «Христос воскрес», романам «Петербург» и «Москва», пейзажи, выполненные в период путешествия по Кавказу, архитектурные орнаменты, красочные исторические и антропософские схемы.
Бытовой ракурс (все-таки не творчеством единым жив человек, даже если это такой талант, как Белый) выставке придают вещи писателя. Такие, как трость писателя, его письменные и курительные принадлежности, нательный крест, иконки, недавно полученный музеем в дар дорожный саквояж, медальоны, одежда и многое-многое другое. Эти мелкие вещицы хотя и не обладают какой-то особой художественной ценностью, но ценны для нас тем, что являлись постоянными спутниками Белого, свидетелями его жизни. А значит, тоже имеют полное право стать неотъемлемой частью архива Бориса Николаевича Бугаева.