И жизнь, и слезы, и любовь…
Людмила Гурченко отмечает 75-летие
Двенадцатого ноября Людмиле Гурченко исполнится 75 лет. Она не стесняется своего возраста и на вопрос «почему?» неизменно отвечает: «На первой странице моей книги написано, что я родилась 12 ноября 1935 года. Чего скрывать?»
«БОЛЬШОЙ ВАЛЬС»
Эта американская картина вышла на экраны в 1938 году. У нас в стране ее начали показывать только во время войны. И маленькая Люся после освобождения в 1943 году родного Харькова бегала смотреть «Большой вальс» чуть ли не каждый день. Мама девочки работала в кинотеатре ведущей оркестра, который играл зрителям перед началом сеанса. Поэтому Людмиле не составляло труда проникнуть в зал самой и еще с половиной класса. Гурченко была влюблена в «Большой вальс», в котором звучала волшебная музыка Штрауса и пела красавица Милица Корьюс в роли Карлы Доннер. После кино Люся не могла подолгу уснуть, она пела про себя уже выученные наизусть партии и танцевала. Однажды в классе на уроке все неожиданно засмеялись. Сначала Люся не поняла, в чем дело, а потом выяснилось: она не заметила, как начала напевать любимые песни из «Большого вальса». Именно после этого фильма девчушка из Харькова поняла, что тоже хочет петь и танцевать на сцене.
«СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ ВНОВЬ»
В 1956 году, будучи еще студенткой ВГИКа, Гурченко впервые снялась в кино. В своей дебютной картине «Дорога правды» она произнесла лишь одну фразу, но родители молодой актрисы ходили смотреть на доченьку вместе с друзьями много раз. Для стариков эта роль стала самой любимой и яркой в фильмографии их Люсеньки. Для самой же Гурченко важным стал фильм «Сердце бьется вновь», в котором она сыграла драматическую роль Тани. После этой работы ее заметили и пригласили на пробы к Эльдару Рязанову.
«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»
Никто не ожидал такого успеха фильма молодого режиссера Эльдара Рязанова со студенткой Людмилой Гурченко в главной роли. Сама актриса считает, что «Карнавальная ночь» разделила ее жизнь на две части. До этой картины она была обычной девушкой, воспитанной в счастливой семье любящими родителями. Она мечтала стать актрисой и делала все, чтобы этого добиться. Но после премьеры «Карнавальной ночи» 29 декабря 1956 года она стала звездой, за которой наблюдали, завидовали и обсуждали. Позднее в своих мемуарах Людмила Марковна напишет: «Какое счастье я испытала, когда в черном платье с белой муфточкой пела „Песню о хорошем настроении“! Ведь именно об этом я мечтала в те голодные и страшные вечера в детстве, когда мурлыкала мелодии из „Большого вальса“. „Карнавальная ночь“ — это итог моей двадцатилетней жизни с родителями. И больше я такой не была. Никогда». В киношных кругах работу Гурченко приняли двояко. Одни посчитали студентку талантливой и подающей надежды, а другие — «однодневкой» и «вертлявой попрыгуньей». Ей не простили такого быстрого успеха. Во время съемок картины «Девушка с гитарой» актрису вызвал тогдашний министр культуры Николай Михайлов и разнес в пух и прах манеру работы Гурченко, пообещав стереть с лица земли ее имя. В общем, так оно и произошло. В газетах вышли фельетоны и критические статьи о молодой артистке. А потом ее практически перестали снимать, приглашать на концерты и другие официальные мероприятия.
«ГУЛЯЩАЯ»
Картину о трагической судьбе украинской крестьянки Христины, которая пошла по наклонной, снимали в конце 1960 года. Дочери актрисы Машеньке не было еще и годика. А в это время распался брак Гурченко с Борисом Андроникашвили, которого она любила, наверное, больше всех остальных своих мужчин. Людмила Марковна вспоминала об этом периоде: «Умирала моя любовь». Играя некоторые сцены из «Гулящей», Люся забывала, что находится на съемках. Она оставалась наедине со своим горем и не верила, что это конец ее любви. В прессе картину ругали, но многие отметили достоверную игру артистки. Гурченко начали отождествлять с этой ролью. После «Гулящей» актриса с трудом могла передвигаться по улицам, поскольку всюду были косые взгляды и даже обидные слова. Доходило до того, что разражались целые скандалы из-за ее персоны, как это случилось в детской поликлинике, куда Люся пришла с Машей. Одни стали открыто осуждать актрису, другие защищать и сочувствовать. После этой работы Гурченко два года не появлялась на экранах, страдая от безысходности и несправедливости.
«СТАРЫЕ СТЕНЫ»
Этот фильм можно назвать своеобразным дебютом для Гурченко. Впервые за долгие годы она снялась в главной роли, которую заметили и оценили. И именно с этого момента она стала одной из ведущих киноактрис советского кино. Люся сама очень долго удивлялась, как ее утвердили на роль одинокой женщины, руководительницы ткацкой фабрики. Против ее кандидатуры были все, только режиссер Виктор Трегубович верил в талант Людмилы Марковны. Эта работа —
самая любимая у артистки. По ее признанию: «Несмотря на то, что эта роль внешне так далека от меня, она — моя. Она моя по человеческим и чисто женским нюансам. Режиссер фильма через много лет оживил во мне то, что уже все похоронили». С середины семидесятых годов для актрисы наступило счастливое время постоянных съемок, концертов и записей в студии.
«МАМА»
Гурченко просто летала от счастья, что наконец-то начала работать в полную силу. В одном только 1976 году у актрисы вышло сразу шесть картин, причем разноплановых и сложных, таких, к примеру, как детский мюзикл «Мама» или «Двадцать дней без войны». Но во время работы над «Мамой» с актрисой случилось несчастье. Съемки шли на льду. Люся стояла перед камерой на коньках и ждала своего момента. Вокруг нее катался и дурачился клоун Олег Попов. Неожиданно он упал на Гурченко и сломал ей ногу, размозжив кость на девятнадцать осколков. После такой травмы врачи готовили артистку к инвалидности и утверждали, что шансов вести полноценную жизнь у нее практически нет. Долгие месяцы, проведенные в больнице, четыре операции по пять часов каждая, тяжелые, изнуряющие тренировки и боль, всепоглощающая и бесконечная. Но Людмила Марковна встала на ноги, при этом закончила съемки в «Маме», приезжая на костылях на съемочную площадку. А вскоре после этой беды случилась и радость: актриса получила трехкомнатную квартиру в центре Москвы.
«БЮРО СЧАСТЬЯ»
Так получилось, что спектакль «Бюро счастья» принес Людмиле Марковне больше горя, чем радости. Его премьера состоялась в 1998 году. Этому предшествовала долгая работа, со сменой режиссера, поиском инвесторов и прочих чуждых для артиста дел, которыми была вынуждена заниматься Гурченко. В этом же году она перенесла две операции. Так получилось, что еще во время съемок «Двадцать дней без войны» Люся сильно простудилась, из-за чего двадцать лет дышала носом только благодаря лекарствам. Людмила Марковна лежала в больнице, когда ей сообщили о смерти ее любимого внука Марика, которого она называла своим сыном. Он был назван в честь деда Марка Гавриловича, ему было 16 лет, он был красив, учился в Англии. А умер от передозировки наркотиков. С его смертью оборвалась и последняя нить, связывающая Гурченко с дочерью Машей и внучкой Леной. И только один человек поддерживал актрису в такую тяжелую для нее минуту. Это был Сергей Сенин, нынешний муж Гурченко, а также ее помощник и продюсер.
«ПЕСТРЫЕ СУМЕРКИ», 2010 год
В середине шестидесятых годов Людмила Гурченко написала песню «Праздник Победы», которая на одном из музыкальных конкурсов заняла первое место. Но критики разгромили песню, не оставив камня на камне. Актриса долго переживала обиду, но писать музыку не перестала. И вот в преддверии юбилея актрисы вышел фильм, в котором вся музыка написана ею. Это опять же своего рода дебют Людмилы Марковны. Впервые она не только играет главную роль, но и выступает как сорежиссер и сценарист картины. Этой работой она отметила свое семидесятипятилетие, искренне рассказав о своих чувствах, тревогах.
Когда-то актриса призналась, что профессию в своей жизни она поставила на первое место. И, может быть, поэтому в ее судьбе было столько драм и разочарований. В первый раз Гурченко вышла замуж за сценариста Бориса Андроникашвили, с которым прожила совсем недолго. После этого она пыталась создать семью с актером Александром Фадеевым, но тоже неудачно. В 1967 году Люся вышла замуж за Иосифа Кобзона. Этот брак она считает самой серьезной ошибкой в своей жизни и не любит о нем вспоминать. Через три года Гурченко и Кобзон развелись. Вскоре Людмила Марковна встретила пианиста и композитора Константина Купервейса, с которым они прожили в гражданском браке 18 лет. В 1991 году на съемках фильма «Секс-сказка» по произведению Владимира Набокова артистка познакомилась со своим пятым мужем Сергеем Сениным (на фото). Он был продюсером той картины. Через два года они встретились вновь на съемочной площадке и больше не расставались.