Дворец для духа
Лишь в начале двадцатого века запах и флакон стали неразлучны
Что духи без формы? Как их узнаешь, поймешь, полюбишь? Ведь только заточенные в хрустальный или фарфоровый плен они становятся узнаваемыми. Однако «брак» аромата и флакона официально оформился совсем недавно.
Нет, сосуды для ароматических жидкостей существовали с давних времен. В простенькие пузырьки аптекарь разливал жидкость, а покупатель уже дома переливал содержимое в фарфоровую или хрустальную бутылочку. И лишь в начале двадцатого века запах и флакон стали неразлучны.
mkref=562
Началась эта золотая эпоха с великого парфюмера Франсуа Коти. Вообще в парфюмерном искусстве многое было начато этим корсиканцем. «Вместе с духами я дарю людям мечту, которая делает их богаче», — любил повторять Коти. Но мечта без достойного оформления ничто, поэтому уже в самом начале карьеры Франсуа стремился «нарядить» свои ароматы в достойные их флаконы. За помощью он обратился к знаменитой фирме «Баккара», создавшей по заказу Коти для ароматов La Rose Jacqueminot и L’Origan строгие флаконы прямо-угольной формы. Но Коти подобная простота не устраивала. Он мечтал о восхитительных флаконах в стиле восемнадцатого века. Однако Франсуа понимал, что в массовое производство запустить подобного рода шедевры ему вряд ли удастся. Хотя почему бы не позаимствовать при создании новых форм изысканность старинных?
В 1908 году Коти открыл роскошный магазин на площади Вандом, рядом с которым располагался салон выдающегося ювелира и художника по стеклу Рене Лалика. К нему и обратился Франсуа с просьбой создать для его духов достойную оправу. Сначала Лалик страшно возмутился и категорически отверг предложение. Он известный ювелир и не собирается тратить время на какие-то склянки! Но не было такой крепости, которую бы не взял с триумфом Франсуа Коти.
Он убедил ювелира, что только он, гениальный Рене Лалик, в состоянии удовлетворить его амбиции — превратить обыкновенный стеклянный флакон в произведение искусства. «Парфюм должен возбуждать не только нос, но и глаза», — уверял Коти.
И Лалик сдался перед таким аргументом. Он создал для Коти множество великолепных флаконов. Это и Leffourt с пробкой в виде плоского дерева и двух играющих нимф, это и Ambre Аntique, на котором изображен силуэт женщины, завернутой в тогу.
А в создании «одеяния» для духов Cyclamen Лалик впервые использовал матовое стекло, украсив флакон порхающими наядами со стрекозиными крылышками. Лалик придумал дизайн и для последних духов парфюмера A Sauma, выпущенных в 1934 году, ровно за год до смерти великого Коти.
ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ
С уходом из жиз-ни в 1945 году Рене Лалика его хрустальное дело продолжил сын Марк, чьи работы добавили изрядную долю славы Дому Нины Риччи. Но если уж быть до конца честными и объективными, своей невероятной популярностью ароматы Nina Ricci обязаны именно Марку.
К нему обратился французский бизнесмен и основатель компании Робер Риччи с просьбой создать «наряды» для своих парфюмов. Сначала появился флакон для духов Coeur Joie (1946).
Он был выполнен в форме сердца с подписью Лалика, рисунок цветов и листьев написал художник Кристиан Берар. А через два года родилось совершенство — легендарные духи L’Air du Temps, ставшие классикой парфюмерии.
Был создан и хрустальный шедевр с известными на весь мир голубями. Но не сразу: вначале был один голубь, выгравированный на пробке. И лишь в 1950 году пара голубей, символизирующих мир и любовь, взлетели над флаконом, широко расправив крылья.
В 1985 году был представлен новый вариант флакона с золотыми голубями для духов с распылителем.
В сотрудничестве с Марком Лаликом появилось множество великолепных флаконов для ароматов Fille d’Eve (1952), Capricci (1961), Farouche (1974), Fleur de fleurs (1982) и, наконец, культовая Nina (1987).
Этот аромат создан восьмидесятитрехлетним Робером Риччи незадолго до смерти в память о своей матери Нине Риччи. Флакон в виде яблока, разумеется, выполнил Марк Лалик.
МУЗЫКА ШАРОВ
mkref=563
Теперь стоит вспомнить еще об одной знаменитой в мире моды даме — Жанне Ланвен. Для нее, одного из самых элегантных французских кутюрье, источником вдохновения была ее обожаемая дочь Мари-Бланш — знаменитая пианистка графиня де Полиньяк. К ее тридцатилетию мать решила сделать необычный подарок — духи. И попросила своего парфюмера Андре Фрейса создать аромат. «Мне нужны духи, которые дают женщине то, что вносит в жизнь музыка», — сказала ему Жанна. На их разработку ушло два года. Шедевр появился в 1927 году. Но как же назвать эту восхитительную композицию, в которой было более ста ингредиентов? Имя духам придумала сама Мари-Бланш. Вдохнув аромат, она произнесла одно слово: «Arpege» («арпеджио», итальянское arpeggio, от arpeggiare — «играть на арфе»).
К этим духам требовался исключительный флакон. И Жанна предложила Арману Рато, известному скульптору-декоратору, оформившему ее особняк, создать его. Мастер придумал блестящий черный шар с позолоченной пробкой, напоминающей ягоду малины.
Художник Поль Ириб украсил шар тонким слоем золота и рисунком. На нем изображены мать и дочь, протягивающие друг другу руки.
mkref=564
Эти флаконы пользуются большой популярностью и быстро раскупаются коллекционерами.
Они выпускаются различных размеров и цветов: черный, золотой, хрустальный шар и очень редкие фарфоровые шары, изготовленные знаменитой Севрской мануфактурой в ограниченном количестве.
Говоря о шарах, следует сказать и еще об одном — усеянном звездами и созданном Рене Лаликом в 1932 году для духов Je Reviens («Я вернусь») для английского модного Дома Чарльза Уорта. Замечательный шар, но превзойти по красоте и изысканности Arpege ему, увы, так и не удалось.
ШОК И ТРЕПЕТ
Если Жанна Ланвен — элегантность, безукоризненность и строгость, то другой прославленный кутюрье Эльза Скьяпарелли — ее полная противоположность. Она кипит энергией, фонтанирует авангардными идеями и шокирует модными находками, точнее было бы сказать, выходками. Вот и духи, выпущенные в 1937 году ее Домом, называются Shocking. Что ж, шокировать так шокировать! Флакон для духов был выполнен в форме… обнаженного женского торса! Вокруг горлышка флакона завязан стилизованный портновский сантиметр, а пробка в виде позолоченной броши усеяна синими, розовыми и белыми цветами. Громкой славе этого аромата способствовал и необычный цвет упаковки — кричащий ярко-розовый, который станут называть шокирующим.
Говорят, что появилась эта пикантная дизайнерская находка благодаря голливудской кинозвезде Мэй Уэст. Но сначала несколько слов о самой Мэй. Эта блондинка с пышными формами пользовалась скандальной славой. Ее манера шутить стала притчей во языцех в Голливуде. Это ей принадлежит скабрезность: «У вас в кармане пистолет или это вы просто рады видеть меня?»
Кроме острого языка Мэй славилась, конечно же, своими роскошными формами, от которых сходили с ума не только мужчины, но и… некоторые женщины. Впрочем, не будем уподобляться таблоидам и рыться в грязном белье знаменитостей.
mkref=565
В случае Мэй можно с уверенностью сказать: да, форма определяет все. Согласно легенде Уэст, вместо того чтобы приехать самой на примерку к Эльзе, отправила к ней в ателье свой манекен. И по просьбе Скьяпарелли художница Леонор Финн создала флакон, очертаниями напоминающий выдающуюся фигуру Мэй Уэст. Так благодаря Мэй Shocking Elsa стали бестселлером.
В 1993 году, пытаясь прослыть экстравагантным, дизайнер Жан Поль Готье выпустил аромат в «одежде», а вернее, в «нижнем белье», напоминающем Shocking Elsa Скьяпарелли.
Розовый флакон представляет собой женский торс, затянутый в корсет. Но никакого шока это не вызвало, зато все сразу вспомнили Эльзу Скьяпарелли, даже те, кто никогда о ней ничего не слышал. Вот с мужской обнаженкой у Готье получилось не в пример удачнее.
Речь об аромате Le Male («Самец»), увидевшем свет в 1995 году. Флакон воссоздает мужской торс, обтянутый полосатой майкой. Хорош и постер. Два матросика, словно сошедшие со страниц романа Жана Жене «Кэрель», один по пояс обнаженный, другой в полосатой майке, демонстрируют силу бицепсов и жаркий блеск глаз.
Но вернемся к Мэй Уэст и тем давним временам, когда женщин любили не за то, что они похожи на вешалки, а за то, что у них есть тело. Среди поклонников актрисы был и другой кутюрье — Марсель Роша. Он придумал для Уэст белье из черного гипюра, а еще, вдохновившись ее знойным обликом, помог Рене Лалику выпустить флакон для первых духов своего модного Дома — Femme. Эти духи, помещенные в отделанную черным кружевом коробку, сначала рассылались по подписке. Среди тех, кому они были отправлены, — выдающиеся женщины эпохи: актрисы Арлетти, Мишель Морган, Эдвиж Фейер, Даниель Дарье, герцогиня Виндзорская, Лилиан де Ротшильд.
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДИНАН
Интересно, что именно с Дома Роша начался звездный путь дизайнера Пьера Динана, сегодня одного из самых известных создателей уникальных флаконов. В 1959 году Элен Роша, возглавившая после смерти мужа Дом моды Rochas, поинтересовалась у арт-директора одного из рекламных агентств Пьера Динана, нет ли у него идей относительно флакона для ее новых духов.
Так на свет в 1960-м появились духи Madame Rochas в созданном Динаном «платье». А через пять лет после этого Динан придумал для Кристиана Диора плетеную бутылочку в форме фляжки.
Мужской аромат называется Eau Sauvage. Кстати, это был любимый запах Алена Делона, который в этом году заключил контракт с Dior и теперь стал лицом парфюма. Вот такое удивительное совпадение. Но это было небольшое лирическое отступление.
Еще спустя два года Динан создал революционный флакон «футляр в футляре» для парфюма Calandre от Пако Рабанна, в котором впервые соединяются пластик дымчато-серого цвета и прозрачное стекло. А в 1998 году появилась тутовая ягодка из стекла, такая сочная, что просто съел бы, придуманная для духов Mure et Musc парфюмерного Дома L’Artisan Parfumeur.
Сам Динан говорит, что работать над дизайном флакона — все равно что строить маленький дом. И продолжает: «Очень важно, чтобы внешний облик духов хранил отпечаток индивидуальности самого кутюрье. Флакон — оболочка, в которую будет заключен результат его поисков, поэтому он должен нравиться парфюмеру, ведь его воплощенным мечтам предстоит жить в этой оболочке пятнадцать, двадцать, тридцать лет…»
Динан всегда стремится узнать интересы и увлечения своего заказчика. Так, начиная работать над новыми духами Кельвина Кляйна, Пьер Динан побывал в гостях у дизайнера. Этот визит и подсказал ему форму будущего флакона. Кельвин Кляйн коллекционировал гальку из горных ручьев Тибета и Скалистых гор Америки и янтарь. «Когда я узнал об этом, — вспоминает Динан, — то сам собой возник образ флакона: тяжелого, округлого, напоминающего обточенный водой камень, с крышкой, похожей на кусочек янтаря». Так была придумана «одежда» для парных ароматов Obsession, выпущенных в 1985 году.
Создавая флакон для духов Ysatis по заказу еще одного кутюрье Юбера де Живанши, Динан представлял женщину: удивительную, элегантную, изящную — ту, для которой творил Юбер. Быть может, его вдохновила Одри Хепберн — муза самого Живанши? Как знать… В итоге на свет появился флакон-скульптура из тяжелого стекла, тысяча граней которого словно подмигивают этой женщине, всегда разной и соблазнительной.
Юбер де Живанши, отмечая редкий дар Динана, сказал о его творениях: «Какой тонкостью чувств, каким профессионализмом надо обладать, чтобы „одевать“ духи, когда единственное, что создает их индивидуальность, — это запах!»
Ну, а мы можем сказать, что вот уже более ста лет аромат и флакон идут рука об руку по жизни. Их любовный союз все так же крепок, поражая оригинальностью, дерзостью, молодостью. И если браки заключаются на небесах, то это один из самых прекрасных.