Музы мастера
К 90-летию Сергея Бондарчука
Двадцать пятого сентября Сергей Федорович Бондарчук отметил бы 90-летие. «МК-Бульвар» вспомнил, как любимые женщины мастера влияли на его жизнь и карьеру
ЕВГЕНИЯ БЕЛОУСОВА
До недавнего времени мало кто знал, что сразу после войны Сергей Бондарчук женился. Точнее, прожил с красивой девчушкой несколько недель. В то время это было очень популярно. Но жизнь у молодых не заладилась, и они без обид расстались. Бондарчук поступил во ВГИК, а Белоусова осталась в своем городке, где они и познакомились. Если бы тогда Сергей и Женя стали жить вместе, то вряд ли будущий актер и режиссер отправился бы покорять Москву. Ему повезло, он попал на курс Сергея Герасимова, который и предложил своему ученику первую роль в кино. Именно там Бондарчук познакомился со своей второй женой, Инной Макаровой.
ИННА МАКАРОВА
Они увидели друг друга на съемках «Молодой гвардии». Макарова играла Любовь Швецову, а Бондарчук — подпольщика Валько. Поначалу роли для Сергея не нашлось, поскольку выглядел он намного старше своих однокурсников (Герасимов снял в картине практически весь свой курс). Сергей Аполлинариевич смог предложить для фронтовика-студента только роль большевика-подпольщика. И Бондарчук вскоре отправился в свою первую экспедицию. К концу съемок Инна Макарова и Сергей Бондарчук поженились, а в 1950 году у них родилась дочь Наташа. Правда, вскоре молодым родителям пришлось развестись. Неожиданно в Москву приехала Евгения Белоусова с маленьким сыном Алешей. Она попросила актера признать ребенка. А по законам того времени это можно было сделать только при официально зарегистрированном браке. Пока тянулась волокита с разводами, регистрациями и оформлениями отцовства, Сергей Федорович успел сняться в главной роли картины «Тарас Шевченко». Это был 1952 год. За рубежом фильм пользовался огромным успехом, а в СССР был принят просто на ура. Говорят, Сталину настолько понравилась актерская работа Бондарчука, что вождь назвал актера «истинно народным артистом». На следующий же день тридцатидвухлетнему Сергею Федоровичу присвоили звание народного артиста, минуя все промежуточные звенья. В результате Бондарчук стал самым молодым народным артистом в Союзе.
Макарова и Бондарчук расписались во второй раз только в 1955 году. Через два года они расстались после счастливого десятилетнего брака.
ИРИНА СКОБЦЕВА
В середине пятидесятых Сергей Федорович познакомился с красавицей-студенткой Школы-студии МХАТ Ириной. Известный актер пришел к своему другу-художнику на открытие выставки и там увидел портрет девушки, а вскоре и ее саму. Через некоторое время они встретились на съемках фильма «Отелло», в котором Скобцева играла Дездемону, а Бондарчук — Отелло. Несмотря на то что с Макаровой Бондарчук уже не жил, официально актеры не разводились.
В 1957 году Бондарчук решился взяться за собственное кино. Он решил экранизировать рассказ Шолохова, опубликованный в новогоднем номере «Правды». Целый год Сергей Федорович проходил всевозможные инстанции и наконец добился разрешения. Картину он снял за рекордные для кинематографа 74 дня. В это время Скобцева ни на шаг не отходила от режиссера-дебютанта. Кроме того, и ее родители помогали Бондарчуку чем могли: печатали сценарий на машинке, склеивали нужные листочки с текстом, вкусно кормили. В 1959 году «Судьба человека» вышла на экраны. Случился настоящий триумф, причем не только в СССР, но и во всем мире. Бондарчуку присудили тогда престижную Ленинскую премию. После этого изменилась не только творческая жизнь Сергея Федоровича (ему было позволено практически все), но и личная: Скобцева и Бондарчук поженились и получили хорошую отдельную квартиру в центре. Через три года у супругов родилась дочка Леночка (будущая мама Кости Крюкова, умерла в 47 лет от рака). А в 1967 году родился сын Федор.
С началом перестройки на режиссера начались гонения, поэтому свой последний фильм «Тихий Дон» он решил снимать совместно с итальянцами. В 1992 году Сергей Федорович закончил съемки, но смонтировать картину ему так и не дали. Итальянские продюсеры под предлогом отсутствия денег забрали все 460 коробок с пленкой и увезли в неизвестном направлении.
Только после смерти режиссера, спустя 10 лет, семье Бондарчука удалось вернуть отснятый материал, а его сын Федор постарался смонтировать «Тихий Дон» так, как мечтал отец.