К концу года в столице появятся еще 36 детсадов
«РД» побывал на объектах с руководителем Департамента городского строительства Александром Косованом
1 сентября московские детские сады приняли более 343 тысяч детей —
на 23 тысячи больше, чем в прошлом году. И все равно в очереди остаются еще 25,5 тысячи малышей.
Огромный жилой комплекс на Малой Юшуньской улице еще не заселен, строительные работы идут полным ходом, но детский сад, занимающий два первые этажа одного из корпусов, в октябре уже примет детей. И сейчас сюда завозятся шторы, подушки, одеяла…
— Наш сад необычный, — говорит заведующая детским садом № 2514 Оксана Пархоменко. — Во-первых, потому что будет располагаться в двух зданиях. В «старом», которому всего три года, разместятся дети в возрасте от 5 лет и старше, а в строящемся будут заниматься малыши от 2 до 4 лет. Во-вторых, наш сад со спортивным уклоном. На московской олимпиаде среди дошкольных учреждений «Я готов учиться в школе» мы заняли третье место. У родителей спортивный сад пользуется повышенным спросом, но, увы, здание не могло вместить всех желающих. Поэтому и было решено нас «разделить», выделив малышам отдельную «жилплощадь». Нужные нам квадратные метры нашлись в строящемся жилом комплексе.
Территория нового детского сада со всех сторон окружена корпусами из стекла и бетона.
— Поэтому мы решили все так называемые малые архитектурные формы (беседки, горки, качели
Необычно в 2514-м и то, что, войдя в него через парадное крыльцо, попадаешь сразу на второй этаж. И сразу же за постом охраны видишь раздевалку для гостей, чего в других детских садах нет вообще.
— У нас бывает много гостей, мы проводим большую разъяснительную работу с родителями, так что раздевалка совершенно необходимая вещь, как, впрочем, и актовый зал с иллюминацией и большим экраном, на котором можно хоть кино показывать.
А вот ради главного — спортивного зала — заведующей пришлось пожертвовать своим кабинетом. Зато теперь малышам будет где заниматься спортом.
— Вообще проект пришлось дорабатывать, что называется, по ходу дела, — объясняет Пархоменко. — Скажем, закупать в туалеты дополнительные обогреватели, а для процедурного кабинета — искать нестандартную плитку, с веселым цветочным узором, чтобы дети не боялись медицинского помещения, чувствовали себя здесь более-менее свободно.
Пищеблок — это вообще отдельная песня. Есть даже особый цех для обработки яиц, и прибор для проверки их качества имеется. Пища готовится в горячем цехе, причем рыбные и мясные блюда в нем ни при каких условиях не пересекутся. Для обработки и рыбы, и мяса установлено отдельное оборудование.
Заведующая еще долго водила нас по помещениям будущего детского сада, рассказывала о том, где что будет. Чувствовалось, что будущие владения ей по душе. Главное теперь, чтобы в них понравилось и детям. Впрочем, и строители, и персонал детского сада на все сто процентов уверены, что так оно и будет.
Но это только один из многих детских садов, которые должны открыться до конца года. А что с остальными? А с ними не все так просто.
* * *
— Нам нужно до конца года дополнительно сдать еще 12 детских садов (изначально в 2010-м планировалось построить всего 33 садика. — «РД»), — говорит руководитель департамента городского строительства Москвы Александр Косован. — К строительству одного из этих детских садов мы приступили только в начале сентября. Жители окрестных домов повели себя очень странно: делали все, чтобы стройка не началась. Строительство остальны× 11 садов началось только в августе — надо было объявить и провести конкурс на подрядные работы, проверить проектную документацию. В такие короткие сроки детские сады еще не строились, но обещания свои строители выполнят.
2010 год можно с полным правом считать разминкой. Потому что, начиная с 2011 года, строители должны ежегодно сдавать уже по сто детских садов.
— По 25 садам торги по определению подрядчиков пройдут уже в октябре, — продолжает Александр Косован. — А в ноябре — по оставшимся 75.
Кстати, у департамента городского строительства накопилось много «теплых» слов в адрес пресловутых торгов, вернее, закона, который определяет порядок их проведения. По закону главный критерий отбора — цена. Кто меньше денег возьмет, тот и выиграл. Знаете, что из этого получается?
— 80% организаций, которые выигрывают торги, вызывают у нас большие сомнения в том, что смогут выполнить задание, — говорит Косован. — Скажем, выясняется, что победитель аж из Новосибирска и цену, чтобы только взять объект, сбил чуть ли не на 40%. Вы представляете, что значит так снизить цену? Объект ведь просчитан многократно, все расходы сведены до разумного минимума. В результате торги выигрывают организации, у которых в Москве нет ровным счетом ничего — ни базы, ни техники, ни людей, вот они и нанимают гастарбайтеров. Отсюда срыв сроков, низкое качество строительства. А мы потом сталкиваемся с огромными проблемами. Приходится чуть ли не силком вводить на объект новые организации и их силами завершать строительство. Поэтому мы вышли с инициативой внести изменения в правила торгов, но для этого надо менять закон.
* * *
И все-таки сейчас главное — построить то, что намечено. Большинство детских садов строится, конечно, по типовым проектам. Рассчитаны они или на 125, или на 220 мест. Между прочим, в типовом детском саду на 125 мест в бассейне и в помещениях ясельной группы полы будут с подогревом. А плавательный бассейн теперь вообще само собой разумеющаяся вещь, без него проект просто не утвердят. Предусмотрены и отдельные залы для физкультуры и музыкальных занятий, помещения для групп кратковременного пребывания и даже компьютерный класс. Здания, построенные по индивидуальным проектам, имеют тот же самый набор помещений.
Все новые детские сады оборудованы подъемными платформами, пандусами и спецограждениями, так что никаких проблем с доступом в них детей с ограниченными физическими возможностями не возникнет. По широким коридорам можно спокойно передвигаться на инвалидной коляске, к тому же все детские сады имеют специальные санузлы с широкими проемами.