Внешкольное лето
Как хорошо отдохнуть и не растерять знания за каникулы
Для большинства родителей летняя пора — проверка на смекалку и находчивость. Весь учебный год чадо было под присмотром педагогов: утром — уроки, вечером — любимые кружки да секции. Но каким же полезным делом занять ребенка сейчас, если он не уезжает в лагерь, к бабушке
Для большинства родителей летняя пора — проверка на смекалку и находчивость. Весь учебный год чадо было под присмотром педагогов: утром — уроки, вечером — любимые кружки да секции. Но каким же полезным делом занять ребенка сейчас, если он не уезжает в лагерь, к бабушке
В чем были единодушны все специалисты — всё хорошо в меру. С одной стороны, каникулы на то и даны, чтобы забыть на время о школе и насладиться прекрасным ничегонеделанием. С другой — ничего страшного, если летом ребенку в обязанности будет вменяться час в день порешать задачки по математике, выучить новое стихотворение или помузицировать, чтобы не потерять свежеприобретенный навык. Удивительно, но спортивные игры могут помочь и в учебе: недаром опытные учителя прогнозируют, что первоклашка, ловко ловящий на лету мяч, скорее всего не будет испытывать проблем с чтением.
Игры, развивающие устную речь ребенка
Песня в дорогу. Что делать, когда руки заняты рулем, а дети скучают на заднем сиденье автомобиля? Петь песни! И это может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд.
Выберите простенькую детскую песенку и попробуйте спеть ее, заменяя все существительные словом «ля-ля». Выигрывает тот, у кого песенка получится длиннее. Например, «В траве сидел кузнечик»: В ля-ля сидел ля-ля-ля,/ В ля-ля сидел ля-ля-ля,/ Совсем как ля-ля-ля-ля/ Зелененький он был… Получилось? Тогда к скрытым существительным добавьте глаголы и пойте вместо них «па-па»: В ля-ля па-па ля-ля-ля,/ В ля-ля па-па ля-ля-ля,/ Совсем как ля-ля-ля-ля/ Зелененький он па… Таким же образом можно скрывать прилагательные или местоимения, заодно повторяя с ребенком части речи.
Придумай историю. Играют от двух человек и больше. Цель — сочинить связный рассказ, где все слова начинаются с определенной буквы (развивает память, внимание, помогает автоматизировать проблемные звуки в логопедии). По очереди бросаем друг другу мячик, называя новое слово, дополняющее рассказ, при этом каждый раз повторяя все сказанное ранее. Например:
1-й участник говорит: «Слон», — и бросает мячик партнеру. 2-й: «Слон сидел», — и бросает мяч следующему игроку. 3-й: «Слон сидел, скучая»
Подвижные игры для большой компании (Классика, проверенная временем и незаслуженно забытая современными детьми)
Колдунчики. Среди играющих выбирают одного водящего (при большом количестве игроков — двух). По команде все участники игры разбегаются, а водящий старается догнать какого-нибудь игрока и дотронуться до него — «заколдовать». «Заколдованный» обязан застыть на месте, раскинув руки в разные стороны. Остальные игроки могут «расколдовать» товарища, дотронувшись до его вытянутой руки. Игра заканчивается, когда все участники игры оказываются «заколдованными» водящим, или через установленное заранее время.
Советы родителям будущих первоклассников
Вам кажется, что ваш ребенок еще недостаточно готов к обучению в школе? Не теряйте время — некоторые проблемы можно решить за лето. Расширяйте кругозор ребенка, стимулируйте его интерес к окружающему миру. Ходите вместе на экскурсии, в музеи, приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже если они односложны и сбивчивы. Задавайте уточняющие вопросы. Чаще читайте ребенку книжки и обсуждайте прочитанное. Для развития мелких движений руки, необходимых для овладения письмом, полезны рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация.
Для закрепления понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа) чаще предлагайте ребенку задания вроде «взять карандаш и положить его между компьютером и книгой», или «на третью полку слева», или «справа от телевизора»
Для развития общей ориентации в окружающем мире и расширения запаса основных знаний можно ориентироваться на следующие вопросы (их часто задают на собеседовании при поступлении в школу):
1. Назови свою фамилию, имя и отчество. 2. Сколько лет маме и папе, как их зовут? 3. Как зовут бабушку и дедушку? 4. Как называется столица государства, в котором ты живешь? 5. Где ты живешь (точный адрес), номер телефона? 6. Каких птиц можно встретить в окрестностях твоего дома? 7. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять? 8. Назови инструменты, которые есть у вас в доме (посуду, мебель
КСТАТИ
Окулисты советуют: максимально дайте отдохнуть глазам летом, старайтесь пореже включать компьютер с телевизором, чаще бывать на свежем воздухе. А по словам ортопедов — борцов с подростковыми сколиозами и сутулостями — плавание, гимнастика, упражнения на укрепление спины и плечевого пояса лучше всего подготовят спины школьников к новому учебному году. (Например, упражнение «лодочка»: лежа на животе, тянуть вверх голову и ноги и попробовать покачаться.)
РОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ
Инна, мама пятиклассника: «Все чаще слышу, что с чтением у детей возникают проблемы. Но ведь чтение — это основа основ. В спецшколах, лицеях, гимназиях на первом месте языки да математика, а вот литературу как-то незаслуженно задвинули на задний план. Летом мы с сыном читаем по 4 страницы и решаем от 5 до 10 заданий в день. Сыну такое не в тягость. Если куда-то уезжаем, то автоматически занятий нет. Прошлое лето почти не занимались — ребенок был в разъездах, так результат не преминул сказаться: школьные успехи намного хуже прежних лет, когда летом занимались хотя бы изредка».
Марина, мама двух школьников (9 и 12 лет): «Прошлым летом мы больше всего читали (так советовала учительница) и писали под диктовку 1 раз в неделю по 3—5 предложений. Чуть больше занимались за 2 недели до школы. Могу дать совет: попробуйте писать письма. Бабушке и дедушке, например. Обычно детки это любят. Мы со старшим одно время этим очень увлекались. Тут ведь и фантазию нужно включать, и писать красиво. Еще и рисовать можно. И всем приятно!..»
Иван Дмитриевич, папа сыновей-подростков: «Как потомственный педагог, советую летом уделять минимум 2 часа в день занятиям с перерывом на отдых — чтобы не растерялся материал и ребенок пришел к сентябрю в тонусе. Ни для кого не секрет, что ребенок легче воспринимает информацию через игру. Со своими детьми летом мы ходили на пикник на речку с книжками, делали фоторепортаж на прочитанную или придуманную тему, составляли свои викторины, а физику вообще в шарадах загадывали. Диктант, математика, чтение. Дальше — ваша инициатива. Больше уделяйте внимание самой природе вещей, объясняйте больше не частное, а общее, связывайте школьные знания с их применением в жизни. Учите стихи — это тренирует память. Придумывайте сказки — развивает воображение. Для развития аналитического мышления пишите отзывы на прочитанное — по 5—6 предложений. Разнообразьте занятия, и потом ваш ребенок будет долго вспоминать, что родители полноценно уделяли ему внимание. Только не переусердствуйте — ведь у детей есть и свои интересы: друзья, подвижные игры