Перекличка времен
«РД» собрал ветеранов ВОВ из разных городов и стран
Так случилось, что ветераны ВОВ, которые 70 лет назад сражались в одном строю за общую Родину, сегодня живут в разных странах. Иногда даже кажется, что дружбе народов пришел конец. Не говоря о том, насколько бывает далека
от мечтаний фронтовиков повседневная жизнь отдельного человека.
Так случилось, что ветераны ВОВ, которые 70 лет назад сражались в одном строю за общую Родину, сегодня живут в разных странах. Иногда даже кажется, что дружбе народов пришел конец. Не говоря о том, насколько бывает далека от мечтаний фронтовиков повседневная жизнь отдельного человека. Но 9 Мая мы вспоминаем общую Победу, независимо от штампа в паспорте. А это значит, что наши отцы и деды сражались не зря.
Под Москвой была одержана первая значимая победа и тем самым развеян миф о непобедимости Германии. Контрнаступление Красной Армии под Москвой началось 5—6 декабря 1941 г. Советские войска к началу 1942 г. отбросили гитлеровцев на 100—250 км от столицы. Стратегическая инициатива перешла к Красной Армии.
С НАМИ НА СВЯЗИ:
Анатолий Иванович БОГАЧКИН, артиллерист, участник штурма Берлина и освобождения Праги.
— Из четырех наших батарей, с которыми я начинал служить, я один дошел до Берлина, остальные погибли. Из нашего московского дома на фронт ушло 16 человек, вернулись шестеро, сейчас живы четверо. И до сих пор мы, четыре полковника, дружим — нашей дружбе пошел уже 86-й год…
В эти праздничные дни ветеран предпочитает говорить не о себе, а о своих однополчанах и товарищах. Например, о Лидии Григорьевне Удовенко, которая на фронт попала в 17 лет. В первый же день войны она помчалась в военкомат и добилась, чтобы ее направили на курсы медсестер. Чтобы попасть на фронт, приписала себе год.
— Знаете, что она чаще всего вспоминает? — спрашивает ветеран. — Свой первый бой под Таганрогом. Она бежала за своей ротой, которую бросили в атаку, кругом рвались снаряды, и в какой-то момент девушка просто растерялась. Снаряды рвутся, а она стоит посреди поля и ничего не понимает: куда бежать, в какую сторону?
Очень хочется, чтобы молодые помнили, какой дорогой ценой досталась нам Победа.
Сталинградская битва (ноябрь 1942 — февраль 1943 гг.) — начало коренного перелома в войне, была уничтожена одна из самых сильных армий Гитлера — 6-я армия, взято в плен свыше 91 тыс. немецких солдат и офицеров, в том числе фельдмаршал Паулюс. Победа на Волге вынудила Турцию и Японию воздержаться от вступления в войну против СССР.
С НАМИ НА СВЯЗИ:
Анна Петровна ГРАЖЕВСКАЯ (Козеева), военфельдшер.
Свое боевое крещение Анна Козеева приняла под Сталинградом:
— Всю ночь мы шли пешком со станции Иловля до Котлубани и с ходу — в бой, — вспоминает Анна Петровна. — У нас, медсестер, было много работы. Мы не замечали времени суток — день это или ночь. Кругом грохот и дым пожарищ, воздух пронизан смертоносным металлом. Иногда нам даже казалось, что нет солнца. Все кругом горело. Раненых везли, несли, они шли сами, и нужно было каждому оказать помощь.
— Я была тяжело ранена в ногу, началась гангрена, — вспоминает Анна Петровна. — На ампутацию мне, совсем еще юной девочке, соглашаться не хотелось, хотя положение мое было безвыходным: или ампутация, или смерть. В этот момент и приехал в госпиталь командир нашей медсанроты 291-го гвардейского стрелкового полка капитан Евгений Кондратьевич Гражевский. Он сказал: «Анна, ногу надо ампутировать». Я отвернулась, стараясь скрыть слезы. Думала: кому я буду нужна после войны? «Я тебя в беде не оставлю, — сказал мне тогда капитан. — Кончится война, и ты будешь моей женой, а пока лечись». И я согласилась на операцию.
Анна Петровна Козеева выписалась из госпиталя лишь в ноябре 1945-го, инвалидом второй группы. Евгений Гражевский действительно приехал к ней, они поженились и счастливо прожили вместе долгие 30 лет, до его внезапной смерти в 1975 году.
— Секрет нашего многолетнего послевоенного счастья довольно прост, — говорит Анна Петровна. — Надо быть добрыми людьми, стараться помогать друг другу во всем, любить друг друга, своих детей и внучат. Дай Бог каждому встретить своего любимого человека и прожить долгую мирную жизнь!
После поражения под Сталинградом немецкое командование вновь попыталось овладеть инициативой и сосредоточило на Курской дуге свои главные силы для уничтожения советских войск. В районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное за всю мировую историю танковое сражение. Победа СССР в Курской битве (июль—август 1943 г.) означала завершение коренного перелома в ВОВ и окончательное закрепление стратегической инициативы в руках советского командования вплоть до полной капитуляции Германии.
С НАМИ НА СВЯЗИ:
Виктор Григорьевич ГОРЛЕНКО, заместитель председателя Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы.
В армию был призван восемнадцатилетним, в начале 1944 г. Служил в артиллерийской разведке, участвовал в боях за освобождение Венгрии, Австрии и Чехословакии.
— До сих пор при слове «война» вспоминаю 22 июня 1941 года, — говорит Виктор Григорьевич. — Теплый солнечный день, мы с отцом вернулись с рыбалки. Отец понес снасти, а я, 14-летний подросток, остался у лодки его ожидать. Ждал долго. Наконец приходит побледневший отец: «Война, сынок». Как война?!. …Вечером кое-где еще раздавались звонкие девичьи припевки — и заглохли, замолчали навсегда.
В ноябре, продолжает ветеран, в селе появились первые немцы:
— Они хозяйничали на наших подворьях, словно у себя дома. Тяжкое было время. Пришлось не раз попадать под обстрел, порой в грудь упирался ствол автомата… Злость и беспомощность — вот два чувства, которые тогда обуревали мальчишеские сердца.
А затем были освобождение, учеба в запасном полку и фронт. Уже в первый день колонна 1286-го артиллерийского полка, где служил юный Витя Горленко, попала под налет вражеской авиации. Паренек уцелел. Стал артиллерийским разведчиком, практически все время находился на передовой. Вместе с пехотинцами отбивал атаки фашистов, ходил в контратаки.
— Война — это своеобразная охота, охота на людей, — продолжает Виктор Григорьевич. — На фронте ты все время под прицелом врага. Часто все определяет случай. В городе Дьёре я попал под удар немецкого шестиствольного миномета; в городе Брно за минуту до моего появления в комнату, где находились мои товарищи, попал немецкий снаряд… Память хранит многое из той войны. Но главное — это память о боевых товарищах: Иване Буковцеве, погибшем в последние дни войны, Алексее Ештокине, сержанте Потехине, Грише Антропове…
Осенью 1943 г. началось общее наступление советских частей на протяжении более 2000 км — от Великих Лук до Черного моря. Перед ними стояла задача освободить важнейший промышленный район — Донбасс, а также сельскохозяйственные районы Левобережной Украины. К утру 6 ноября 1943 г. после упорных боев группировка немецких войск в Киеве была разгромлена.
С НАМИ НА СВЯЗИ:
Адриан Прокофьевич ГАЛИБАРНИК, партизан, рядовой, участвовал в освобождении Киева, а также в войне с Японией.
— Когда началась война, я только окончил 7 классов и поступил в Киевскую авиационную школу, — рассказал «РД» Андриан Прокофьевич, — там мне дали характеристику, в которой прибавили мне два года, и это позволило попасть в истребительный батальон в Железнодорожном районе, а потом поступил в полк народного ополчения и защищал территорию около авиаремонтного завода 410.
Галибарник участвовал в бою на левом берегу Днепра, попал в окружение и в плен. Паренек провел там 12 дней, затем ему удалось бежать. Вернулся в Киев, стал членом подпольной группы Александровской Слободы. В 1943-м участвовал в освобождении родного города с войсками, которые форсировали Днепр. После освобождения Киева был призван в армию, в пехотный полк 258-й стрелковой дивизии, и вместе с ним отправлен на Дальний Восток в Ворошиловск-Уссурийск, на войну с Японией.
— Воевать было страшно, — говорит ветеран. — Ведь я был тогда еще совсем ребенком. Мне исполнилось 19 лет, когда закончилась Вторая мировая война. Победа в войне стала самым лучшим подарком на мой день рождения, который приходится на 2 сентября…
После окончания войны Галибарник работал на авиаремонтном заводе 410, территорию которого защищал во время Великой Отечественной войны.
После стратегического наступления советских войск в начале 1944 г., 27 января, была полностью снята блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней.
С НАМИ НА СВЯЗИ:
Петр Алексеевич СМИРНОВ, капитан 1 ранга в отставке.
В 1941 году окончил Первый курс высшего военно-морского училища имени Фрунзе; летом 1941 года в составе «курсантской особой морской бригады» участвовал в обороне подступов к Ленинграду. В 1942 году курсантов перевели в Баку. Там началась оперативная подготовка молодых кадров для службы на кораблях и подводных лодках советского флота. В июне—августе 1943 года курсант Петр Смирнов уже принял участие в 4 боевых походах по сопровождению транспортов от Мурманска до Архангельска и обратно. В мае 1944 года он окончил училище имени Фрунзе в звании лейтенанта и был назначен на Черноморский флот, на подводную лодку «М−120», штурманом. Первое время лодка выполняла задачи возле русских берегов, а в конце августа 1944 года субмарине был дан приказ подойти к берегам Румынии, занять позицию для атаки кораблей противника.
— Из всех боевых действий, в которых мне приходилось участвовать, самым трудным был поход нашей подводной лодки в августе 1944 года, — рассказывает Петр Алексеевич. — Тогда нужно было не выпустить вражеские корабли из баз и не дать им попасть к Босфору. Еще задача судна состояла в том, чтобы занять боевую позицию и передавать информацию о вражеских кораблях, а в случае приказа атаковать их. «Малютка», как прозвали нашу лодку, маневрировала на минном поле. Днем лодка в течение 14—15 часов находилась на небольшой глубине под водой. Море неспокойное, волнение 4—5 баллов. Я находился на мостике в рубке, как вдруг почувствовал содрогание корпуса лодки. Сразу последовал доклад, что из торпедного аппарата вышла торпеда — произошел самопроизвольный выстрел. Через 4 минуты далеко впереди по курсу произошел взрыв. Мы срочно погрузились, судно легло на грунт, чтобы враги не смогли заметить его. Немцы сбросили глубинные бомбы — к счастью, мимо. Наступили тяжелые часы ожидания. Было трудно дышать: не хватало кислорода, воздух лодки насыщался парами масел, газом.
Только через 18 часов лодка всплыла на воду. Открыли лодочный люк, и струя свежего воздуха ворвалась в лодку. «Радость вдоха была беспредельна, и кажется, что ничего больше человеку не надо — только дышать, дышать и дышать!» — вспоминает теперь ветеран. Вскоре подлодка вернулась в Новороссийск: задача была выполнена, вражеские корабли не смогли уйти через Босфор. Экипаж «Малютки» был награжден за этот и другие походы…
Летом 1944 г. в ходе наступательных операций Красной Армии, а также партизанского движения была разгромлена группа немецких армий «Центр» и освобождены города Минск и Брест. Красная Армия впервые вышла к западным границам СССР.
С НАМИ НА СВЯЗИ:
Мария Наумовна ОБРИНА, участница партизанского движения, инвалид войны.
Когда началась война, Марии Наумовне не было и десяти. Отец был военным, семья жила в Белоруссии. Отец в первый день войны ушел на фронт и погиб в первый же месяц войны. «Мы успели еще получить похоронку», — вспоминает теперь его дочь. А потом пришли фашисты, и, спасаясь от них, мама с Машей буквально бежали в партизанский отряд. Так в 9,5 лет, девочка стала партизанкой.
— Мое детство — это постоянный страх и ужас, постоянное ожидание артналетов и бомбежек, — говорит Мария Наумовна. — Я была партизанской разведчицей, ходила все время по краю смерти… И каким же было счастьем для нас услышать, что подписан акт капитуляции Германии! Все эти долгие четыре года войны мы мечтали о жизни без бомбежек и артналетов. Наша Победа — великое счастье! Мы дожили до нее — это тоже огромное счастье и везение.
…Сегодня у детей есть прекрасно оборудованные школы и классы — всего этого я была лишена. И как же нелегко потом было наверстывать упущенное за годы, проведенные в оккупации и партизанском отряде! Поэтому я хочу сказать: цените то, что у вас есть такая возможность — учиться, работать, просто жить под мирным небом. Надо видеть основное и не зацикливаться на мелочах. Счастье — это жить и уметь радоваться жизни!
Общее пожелание всех наших ветеранов — участникам ВОВ — крепкого здоровья, а молодому поколению — не забывать, какой ценой досталась Победа, и быть достойными памяти дедов, отдавших жизнь за Родину.