Архив

Все по плану?

Столичные власти обсудили, какой будет Москва к 2025 году

Генплан−2025 — четвертый в истории российской столицы — существенно отличается от своих предшественников 1935-го, 1971-го и 2005 годов. Впервые за всю историю московских генпланов документ прошел процедуру общественных слушаний.

16 апреля 2010 18:29
3260
0

Генплан−2025 — четвертый в истории российской столицы — существенно отличается от своих предшественников 1935-го, 1971-го и 2005 годов. Впервые за всю историю московских генпланов документ прошел процедуру общественных слушаний. Слушания были разделены по районам, таким образом, жители Москвы могли обсудить «детали» — перестройку их собственных улиц и домов, ведь именно это в первую очередь интересует горожан. Наконец 9 апреля документ собралась обсудить Общественная палата РФ.


— Мы учли мнения тысяч москвичей, добавив в первоначальную редакцию множество поправок и изменений, — заявил председатель Московской городской думы Владимир Платонов.


— Встречи с жителями продолжались долгое время, что обеспечивало активное результативное общение. Многие вопросы снимались, люди успокаивались, — в свою очередь сказал глава Москомархитектуры Александр Кузьмин.


Предполагалось, что уже к январю 2010 года Генплан вступит в силу. Однако в связи с большим количеством доработок Госдума разрешила регионам утвердить документы до 2012 года. Но московские власти, скорее всего, не будут затягивать принятие своего Генплана.


СПРАВКА «РД»:

Как следует из материалов Генплана, в столице развернется грандиозная перестройка. Столичные власти намерены снести пятиэтажки, 9- и 12-этажные дома, что строились в 70—80 годах. В течение ближайши× 15 лет будет снесено и перестроено около 20 млн. квадратных метров жилья. Это решение, по подсчетам экспертов, затронет каждого пятого москвича. Жильцов сносимых домов будут переселять в новые. Переселенцам должны предоставить либо равноценную квартиру в том же районе, либо денежную компенсацию по рыночной стоимости прежнего жилья в безналичной форме для приобретения новой квартиры.


К 2025 году планируется построить большое количество детских школьных и дошкольных учреждений с учетом прогнозируемого роста рождаемости. Также планируется отвести порядка 75 млн. квадратных метров общей площади для обеспечения комфортной среды жизнедеятельности населения: создание системы спортобъектов, современного досуга, магазинов и развлекательных комплексов.


В Москве должны построить Четвертое транспортное кольцо. Безсветофорная трасса будет иметь по четыре полосы движения в каждую сторону с пропускной способностью в час пик около 5,5 тысячи автомобилей.


Также запланировано строительство дублеров Дмитровского, Ленинградского, Варшавского шоссе. Важную роль будут играть еще две новые магистрали, так называемые рокады — Северная и Южная. Они с двух сторон пересекут город, пройдут за пределами Третьего транспортного кольца параллельно Москве-реке. Вдоль них будут формироваться новые жилые зоны.


По замыслу проектировщиков, к 2025 году в Москве появятся новые троллейбусные линии и система скоростного трамвая. Пассажирские поезда могут быть запущены по Малому кольцу Московской железной дороги, на котором планируется соорудить 30 пассажирских станций. Еще запланировано расширение и реконструкция железных дорог и вокзалов в черте города.


Будут построены участки метро на Люблинской и Арбатско-Покровской линиях, новая станция «Технопарк» на Замоскворецкой линии, Солнцевская линия, участки в Жулебине, Новокосине, Кожухове и часть третьего пересадочного контура.


— Новый Генплан Москвы опирается как на существующие градостроительные реалии, так и на современные требования, предъявляемые к мегаполису XXI века, — заявил на последнем заседании Общественной палаты по вопросу утверждения Генплана Александр Кузьмин. Но несмотря на подобное оптимистическое утверждение, Общественная палата посчитала, что Генплану необходима новая экспертная оценка, а также общая доработка.


— Генплан не предлагает решения транспортной проблемы мегаполиса, а планы дорожного строительства, в нем предусмотренные, представляются нереальными в сопоставлении со сложившимися в городе строительными ценами, — полагает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Более того, по его словам, прогнозная база Генплана также является весьма спорной. Динамика продаж автомобилей до 2025 года сильно занижена, обслуживание такого автомобильного парка требует особых мер транспортного планирования, которые не введены в Москве сейчас и не рассмотрены в Генплане 2025 года.


Большое количество претензий касалось и перестройки культурно-исторической части Москвы.


— Культурное наследие Москвы долго было на обочине жизни, но мы видим, что и в новом Генплане не уделяется достаточного внимания сохранению архитектурных памятников столицы, — посчитала председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.
И несмотря на замечание главного архитектора Кузьмина, что «Москва, как исторический город, имеет всемирное культурное значение, и в Генплане отражены культурно-исторические обязательства столицы перед мировым сообществом», — председатели Общественной палаты стояли на своем.


— Система мер по сохранению культурного наследия и исторически сложившегося своеобразия Москвы не только не была развита, но и не была в должной степени обновлена в соответствии с требованиями законодательства об охране памятников, — заявил председатель Комиссии ОП по сохранению и развитию отечественной культуры Василий Бычков.


Эксперты экологии и здравоохранения также выступили с замечаниями. По их мнению, Генплан должен быть дополнен показателями медицинской статистики и санэпидемнадзора, перечнем мероприятий, позволяющих улучшить показатели качества жизни горожан.


— Нельзя строить что-то новое, да и жить практически нельзя, например, на местах бывших свалок. Жители должны как минимум отдавать себе отчет о том, в какую местность они переезжают. Однако на сегодняшний день население не имеет доступа к данным медицинской статистики, — убеждала председатель попечительского совета Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева.


К сожалению, «конструктивного диалога», на который рассчитывали представители горадминистрации, не состоялось. Дело в том, что замечания по существу со стороны «общественности» уступили место оскорблениям в адрес московских властей. Реплики Платонова и Кузьмина постоянно прерывались криками «Вранье!» и «Позор!». Столичные чиновники в знак протеста покинули зал… Во второй половине апреля в Мосгордуме должно пройти третье итоговое голосование по Генплану.


Анастасия ФРОЛОВА.


МЕЖДУ ТЕМ


ЗНАМЕНИТЫМ АРХИТЕКТОРАМ ВОЗДАЛИ ЧЕСТЬ ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ


9 апреля в Центральном доме архитектора прошло торжественное вручение почетных грамот инженерам-архитекторам первого выпуска Строительного института Мосгорисполкома.


Первый выпуск состоялся 60 лет назад. Поэтому не удивительно, что самому молодому выпускнику — за 80. Перед собравшимися выступили представители стройкомплекса Москвы, Федерального агентства по строительству.


— Из 60 человек до наших дней дожили лишь 24. Здоровье многих подкосила война, — рассказал «РД» председатель комиссии по подготовке инженеров-архитекторов учебно-методического объединения по строительству и архитектуре Алексей Соловьев.


В 1950-е годы было еще пять выпусков инженеров-архитекторов, после чего до 1994 года Строительный институт прекратил их готовить — говорят, из-за ревностного отношения МАрхИ. Ведь чем отличается инженер-архитектор от просто архитектора? Алексей Соловьев объясняет, что архитектор больше художник, он разрабатывает концепцию проекта. А инженер-архитектор может и проект разработать, и дом построить.


Среди первых выпускников много руководителей мастерских, которые строили здания в Германии, в Чехословакии. Специалистам хорошо известны имена знаменитого архитектора Виктора Егерева (в числе его работ станция метро «Краснопресненская», Музыкальное училище имени Гнесиных, здание ТАСС), а также Ларисы Назаровой, которая была главным архитектором Норильска и отстроила город фактически с нуля.


САЛАТОВАЯ ВЕТКА РАСТЕТ ВВЕРХ И ВНИЗ


К 15 мая метрополитеновцы планируют открыть две новые станции Люблинской линии — «Достоевская» и «Марьина Роща». На них полным ходом идут отделочные работы.


Со станции «Достоевская» пассажиры смогут выйти на Суворовскую площадь и на обе стороны Селезневской улицы. «Достоевскую» украсят традиционной флорентийской мозаикой, набранной из мрамора без шва. Тема — жизнь Федора Михайловича Достоевского и его творчество. На торце будет огромный портрет классика, на двух пилонах — сцены из четырех знаменитых романов («Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы»).


«Марьину Рощу» местные жители ждали почти 20 лет — в начале 1990-х годов она была законсервирована. Вот и теперь откроется она не сразу: сначала, в мае, вестибюль у кинотеатра «Гавана», с выходом на Сущевский Вал и на обе стороны Шереметьевской улицы. Второй выход — к театру «Сатирикон» и 4-му проезду Марьиной Рощи — метростроевцы планируют построить через год. Как сказал «РД» генеральный директор «Мосметростроя» Геннадий Штерн, впервые в мире на этой станции мы применили канадский горнопроходческий комплекс наклонного хода диаметром 10,5 м. За два месяца новый щит прорыл 105 метров (такое же расстояние на «Достоевской» старый щит прошел за полтора года).


В общем, через месяц северная часть Люблинской линии прирастет двумя станциями. А через полтора-два года на этой же линии (на юге) должны открыться еще три станции: «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово».


Ольга ГРЕКОВА.