Насколько здоровы «дети из пробирки»
Корреспондент «РД» встретилась с «поколением ЭКО»
Уже несколько месяцев в прессе часто повторяются слова главного педиатра страны Александра Баранова о том, что чуть ли не три четверти детей, появившихся на свет благодаря методикам искусственного оплодотворения, являются инвалидами. Корреспондент «РД» решил выяснить, так ли это на самом деле.
Уже несколько месяцев в прессе часто повторяются слова главного педиатра страны Александра БАРАНОВА о том, что чуть ли не три четверти детей, появившихся на свет благодаря методикам искусственного оплодотворения, являются инвалидами. Корреспондент «РД» решил выяснить, так ли это на самом деле, и отправился на весенний праздник, где собралось более двухсот таких ребятишек.
На первый взгляд, самый обычный детский праздник: малыши с визгом прыгают на батутах, девочки постарше старательно склонились над рисунками на тему «Моя семья», подростки предпочитают компьютерные игры. Только присмотревшись, замечаю, что в этой веселой разновозрастной толпе очень много близнецов: двойняшек, тройняшек и даже четверняшек.
— Лет 13 назад врачи старались подсадить побольше эмбрионов, — в расчете на то, что хоть кто-то приживется, — рассказывает мне мама четырех близнецов Ирина. — У меня были проблемы со здоровьем, поэтому к долгожданной беременности я шла долги× 8 лет.
На тот момент Ирине было 32 года, и это была уже ее четвертая попытка искусственного оплодотворения. Все эти попытки были неудачными, и вдруг — удивительный случай — прижились все подсаженные эмбрионы! Несмотря на все предупреждения врачей об опасностях такой многоплодной беременности, Ирина не стала избавляться ни от кого из живших в ней малышей.
— Я решила, что выношу всех, чего бы это мне ни стоило, — продолжает эта красивая, ухоженная женщина. — Где-то в середине беременности я полетела в Израиль — там и климат лучше, да и у врачей был большой опыт выхаживания сильно недоношенных малышей. Когда на седьмом месяце мои крохи появились на свет, они весили от 1200 до 1700 граммов.
Ирина говорит, что не представляла, каково это стать мамой сразу четырех младенцев, ведь каждому малышу нужно и постоянное внимание, и теплые материнские руки. Хорошо, что в тот момент в их семье появилась своя Арина Родионовна, которая до сих пор помогает растить этих активных и любознательных четверняшек.
Теперь этим ребятам уже по 12 лет, у каждого свои интересы и друзья. Да и внешне они не очень-то похожи, только как дети одних родителей, не больше. Хоть ребята и родились в один день, у них разный генотип и они не являются однояйцевыми близнецами, а просто братьями и сестрами — таковы тонкости экстракорпорального оплодотворения.
— Ваши дети знают, что они появились на свет благодаря ЭКО? — интересуюсь у многодетной мамы.
— Мы с детства ничего не скрывали, всегда старались объяснить им это на доступном уровне — лучше пусть узнают от нас, чем это где-то неожиданно всплывет. Но, кажется, их это мало волнует, они просто знают это как факт.
— Я узнала о своем необычном зачатии, когда мне было десять лет, и тоже восприняла это совершенно спокойно, даже не особо обратила внимание на слова мамы, — подключается к нашему разговору Алена Донцова, первый советский ребенок «из пробирки». К своим 24 годам эта статная, темноволосая девушка успела уже очень многое: окончила техникум и институт, вышла замуж и родила сына (кстати, вполне естественным путем).
Сейчас у Алены непростой этап жизни: она решила развестись и, по ее словам, «вернуться на историческую родину», то есть в Москву, где она появилась на свет. Покорение столицы дается нелегко: живет девушка у друзей, много работает, решает проблемы с документами — в общем, все как у тысяч и тысяч ее ровесниц.
— Здоровья у меня на десятерых хватит, — бойко отвечает Алена. — Глупости это, что «экошные» дети все больные. Пусть на меня посмотрят.
— Действительно, какой-то серьезной статистики по состоянию здоровья таких деток у нас в стране просто нет, — говорит руководитель клиники репродуктивного здоровья, акушер-гинеколог, репродуктолог Елена Калинина. — Цифры, приведенные Барановым, якобы 75% «экошных» детей больны, взяты с потолка. Надо отметить, что мнение главного педиатра не отражает позиции Минздрава России в целом, оно является необдуманным и антинаучным. Министерство с самого начала активно поддерживало и развивало программу репродуктивного здоровья. По нашим данным, количество отклонений у наших новорожденных не отличается от среднепопуляционны× 4%. Скорее наоборот, мы же отбираем самые лучшие, самые здоровые клеточки для оплодотворения, поэтому у нас скорее будут рождаться более здоровые детки, чем в среднем. Потом важно решить, что считать патологией, а что нет. Например, мальчик с косоглазием — он как, по мнению чиновников от медицины, инвалид? Или все-таки нет?
— На здоровье малыша еще влияет и возраст родителей, а у вас, смотрю, они в основном достаточно солидные…
— К сожалению, с возрастом в нашем организме происходит много разных не очень хороших изменений. Генетические заболевания сцеплены с возрастом матери.
— Елена Андреевна, вы говорили, что большинству ваших клиенток больше 30—35 лет. То есть действительно высока вероятность рождения детей с генетическими проблемами?
— Во время беременности всем женщинам делают анализы на тяжелые генетические заболевания. Наши мамочки чаще всего, если узнают о проявлении таких проблем, предпочитают сделать аборт, а потом снова приходят к нам на ЭКО. Но у тех женщин, которые впервые задумываются о ребенке после 35, беременность может так и не наступить — даже с помощью новейших методов искусственного оплодотворения. Например, если в 20—25 лет вероятность зачать ребенка с помощью методов ЭКО равна 45%, то после сорока — всего лишь 7—10%.
Удовольствие это, надо сказать, не из дешевых: в среднем один цикл, включающий в себя подготовку организма женщины, забор яйцеклеток и перенос эмбрионов, обходится в 120 тысяч рублей. В Западной Европе, например в Бельгии или Германии, на 1 миллион человек приходится 2000 циклов, а в России — всего 184. У нас федеральные квоты на лечение бесплодия стали выделяться совсем недавно, и их могут получить только 2,5 тысячи супружеских пар — со всей страны. Причем никто не учитывает тот факт, что с первого раза беременность наступает редко, часто для этого нужно 3—5 циклов — кому как повезет.
— Чтобы родить долгожданного ребенка, наши мамочки идут на любые жертвы, — рассказывает 38-летняя Ольга, которая ждет уже второго малыша, зачатого с помощью медицины. — Чтобы оплатить ЭКО, многие берут кредиты, закладывают все, что можно и снова пытаются забеременеть. Я помню женщину, которая делала уже 15 подобных циклов.
— На здоровье женщины искусственное оплодотворение сильно сказывается?
— Конечно, во время подготовки к такой процедуре женщина испытывает гормональный стресс, — говорит Калинина. — Ничего хорошего в этом нет, но и чрезмерной опасности он тоже не несет. Бывает, после такого воздействия организм сам понимает, что от него требуется, и следом за «экошным» ребеночком рождается уже малыш, зачатый естественным путем.
Интересуюсь этой же темой у тех женщин, которые на собственном опыте испытали все тяготы искусственного оплодотворения:
— Говорят, что после процедуры ЭКО женщинам приходится пожизненно принимать разные лекарства?
— К этим методам прибегают женщины изначально нездоровые, поэтому особых проблем после ЭКО я не почувствовала, они были изначально, — говорит Ирина, мама четверняшек. — Как принимала гормональные таблетки, так и принимаю.
— У меня ничего подобного нет, я не принимаю никаких лекарств, — улыбается беременная Ольга. — Главное, здоровый образ жизни. Но дело в том, что у меня особый случай: с моим организмом все в порядке, некоторые проблемы существуют у мужа. Но мы, к счастью, их вместе вполне успешно решаем. Нашему старшему, который появился на свет благодаря Елене Андреевне, уже семь лет. Через пару месяцев, надеемся, у него будет сестренка.
Алена Донцова тоже говорит, что у ее мамы вроде бы особых проблем со здоровьем не наблюдается. Например, сейчас, пока Алена обустраивается в столице, именно мама воспитывает ее сынишку. А еще возится с внуками, которые родились у старшего брата Алены.
— Получается, твоя мама решилась на такую сложную, неизвестную тогда процедуру, уже имея одного ребенка? Зачем ей нужно было так рисковать? — спрашиваю у первой советской девочки «из пробирки».
Мама второй раз вышла замуж и загадала, что если родится в браке ребенок, значит, все у них с папой будет хорошо. Она понимала, что семья без детей — не семья. А после рождения брата она где-то застудилась, начался воспалительный процесс, и ей удалили обе маточные трубы. В Киеве сказали, что тут ничего нельзя сделать, она бесплодна. Так мама каким-то чудом узнала, что в Москве изучают методы ЭКО, и выпросила направление к столичным специалистам. И, как видите, все у нее получилось.
— Что чаще всего является причиной бесплодия? — интересуюсь я у врачей.
Это могут быть воспалительные заболевания женских половых органов, которые приводят к нарушению их функций и тем самым мешают соединению мужских и женских клеток в маточных трубах, — рассказывает главный врач клиники, акушер-гинеколог, репродуктолог Дарья Широкова. — Широко распространена и эндокринная патология — нарушение функции яичников. Следующими в этом списке идут: оперативное вмешательство (удаление матки, одного или обоих яичников), внематочная беременность, поликистоз яичников.
Врачи всего мира бьют тревогу: за последние годы у мужчин резко снижается количество активных сперматозоидов. Специалистам даже приходится регулярно пересматривать стандарты мужского здоровья. Так, за последние шестьдесят лет мировой норматив количества сперматозоидов в миллилитре спермы уменьшился в шесть раз. И если в середине прошлого века мужчина становился причиной бесплодия пары всего в 5% случаев, то сейчас «доля ответственности» мужчин в этой тонкой сфере выросла уже до 49%.
— 7% мужчин, состоящих в браке, в России не могут иметь детей, — печально констатирует врач-андролог, эмбриолог Вадим Коренев. — По мнению исследователей, резкий рост мужского бесплодия вызван изменением окружающей среды, наличием токсинов, побочными действиями от принимаемых лекарств, неправильным образом жизни — все это приводит к снижению мужской фертильности.
Еще, считают ученые, на мужское здоровье влияют стрессы, коих в мегаполисе, наверное, не избежать (вспомнить хотя бы ежедневные столичные пробки), и даже памперсы в младенчестве и обтягивающие трусы во взрослой жизни (и те и другие ведут к перегреву чувствительного «депо» сперматозоидов).
— Но метод ИКСИ, когда у мужчины берется, бывает, что единственный качественный, сперматозоид и тончайшей иглой вводится в яйцеклетку, помогает решить даже самые сложные мужские проблемы, — успокаивает Вадим Иванович.
— С женщинами в этом плане все-таки гораздо сложнее, — вздыхает Елена Калинина. — Мы, конечно, стараемся сделать все, что от нас зависит, но природа и время часто берут верх. Поэтому всем советую: не откладывайте на потом материнство. Карьеру можно сделать и после сорока, а вот с детьми так может и не получиться.
Я оглядываюсь на веселящихся вокруг ребятишек: очаровательных, умненьких, веселых. Даже подумать страшно, что их могло просто не быть! А ведь если бы не достижения современной медицины, в этом зале и в семьях таких гордых и счастливых сейчас родителей царила бы пустота.
ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ В БОРЬБЕ С БЕСПЛОДИЕМ ЯВЛЯЮТСЯ:
• ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) — комплекс подходов, позволяющий получить и оплодотворить яйцеклетки in vitro. Культивировать эмбрионы вне организма и переносить полученные эмбрионы в полость матки (метод вспомогательной репродукции).
• ИКСИ (инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки) — оплодотворение яйцеклетки путем введения единичного сперматозоида при помощи стеклянной микроиглы; применяется, главным образом, при тяжелых формах мужского бесплодия.
• Криоконсервация и перенос замороженных эмбрионов.
• Донорские программы (донация яйцеклеток и спермы). В репродуктивных клиниках существуют банки доноров яйцеклеток и спермы. К выбору донора для каждого обратившегося пациента в нашей стране подходят с особой тщательностью: важна группа крови, цвет волос и глаз доноров, чтобы будущий ребенок был похож на родителей.
СТАТИСТИКА
По данным Российской ассоциации репродукции человека, в России существует примерно 100 клиник репродуктивного здоровья. Результат их работы определяется количеством циклов (подготовка женщины к искусственному оплодотворению, забор яйцеклеток, перенос эмбрионов), проведенных в клинике. На 2007 год в России было более 26 тысяч подобных циклов, в Европе за тот же период зарегистрировано более 400 тысяч циклов.