Супер старость
Как полюбить свой возраст?
Наш постоянный автор психолог Юлия Жемчужникова призналась, что в последнее время… сосредоточена на процессе старения, подходит к нему серьезно и вдумчиво и «рассчитывает грамотно состариться лет за 10—20». Всеми личными наработками по этой жизненной теме Юлия готова поделиться с читателями «РД».
Наш постоянный автор психолог Юлия ЖЕМЧУЖНИКОВА призналась, что в последнее время… сосредоточена на процессе старения, подходит к нему серьезно и вдумчиво и «рассчитывает грамотно состариться лет за 10—20». Всеми личными наработками по этой жизненной теме Юлия готова поделиться с читателями «РД».
До некоторого времени о старости практически не говорилось. Часто происходит так: 40—50-летние обсуждают и решают проблемы стариков (дряхлых, беспомощных, одиноких). Это, безусловно, благородное и полезное дело позволяет им отделиться психологически от старости по принципу «это они, а это мы». Никто не будет утверждать, что старости не существует, но она всегда не про нас, а про кого-то.
Я провожу некоторые эксперименты и собираю данные, постоянно обсуждаю эту тему. Накопила некоторую статистику. К старости отношение у всех одинаковое — страх и отвращение. Какие синонимы и признаки старости? Что приходит на ум? Обычно: дряхлость, болезни, слабость… Печальные прогнозы вроде «все позади», «скоро смерть»… В лучшем случае вторым эшелоном: мудрость, опыт
35-летний мужчина, архитектор, не женатый, живущий с мамой, говорит: «Что вы! Какая старость! Вот моей маме 70, а она себя старухой не чувствует».
Почему я именно этого мужчину в пример привожу? Очень большой сейчас пласт мужчин, в 20—30—50 лет живущих с мамами не только психологически, но и физически. Это стало не стыдно и вполне нормально. Подчеркну: важно, что этот мужчина живет с мамой, а не она с ним. Я вижу здесь в том числе связь с тем, что мамы не стареют. Помните песню: «Все на свете могут наши мамы. Только не умеют не стареть». Похоже, мамы и это освоили. При этом я весьма уважаю идею, что мальчику, чтобы вырасти, надо, чтобы мама состарилась. То же самое и с отцами. Причем важно не просто «уходить со сцены», уступать следующему поколению, важно переходить на другой уровень задач.
— Кем же чувствует себя ваша мама? — спросила я архитектора. — Девочкой? Девушкой?
— Полноценным человеком! — ответил он.
То есть опять: старость — плохо, т. к. равна неполноценности.
Само слово для нас наполнено плохими смыслами. Хотя, если играючи посмотреть — с англоязычной транскрипции, — красиво. Один из вариантов названия моей будущей книги — «Супер-стар-ость». Старый, старина — когда-то имели смысл: опытный, матерый. Именно это подразумевалось в песнях про «старого мужа», а вовсе не дряхлый старикашка, как в мультиках рисуют.
При этом что мы скажем о девушке, которая в 18 лет чувствует себя, например, трехлетним ребенком? Что мы подумаем, если 35-летний скажет, что чувствует себя подростком? Правильно, отправим их на психотерапию. Почему же мы скорее радуемся за старика, чувствующего себя не в соответствии с возрастом? А очень многие скажут, что тело их лет на 20—30 старше души — и это еще хуже. Я думаю, отсутствие «моды на старость», процветание гедонизма — это не очень хорошо.
Кому бы я ни говорила о моих планах, что я собираюсь готовиться к старости, стареть, — 99% (мои дети не в счет) реагируют примерно так: «Ты что! Тебе еще рано! Покрась волосы… Просто устала…» Старость — будущее 40-летних (и всех остальных тоже). И оно — настоящее 60-летних. Почувствовали протест? Это хорошо, о нем и речь.
Мы, психологи, много говорим о кризисе середины жизни. Да, это важный этап жизни. Серьезная ломка, трансформация. Часто ли мы решаемся сказать, что потом — старость? Похоже, не очень. Мы говорим о второй молодости, новых возможностях
Когда мне говорят: «Рано еще!» — терпеливо объясняю. Моему сыну 14, и он успешно инициируется в мужчину. Я часто с гордостью говорю ему и о нем — «настоящий мужчина». Мальчики и девочки в 13—14 инициируются во взрослых, чтобы стать ими в 25—30. Так? Так и я, чтобы в 60 стать настоящей Полноценной старухой, должна уже сейчас готовиться. А иначе одряхлеть-то я одряхлею, а состариться полноценно могу не смочь.
Итак, если я вас немного убедила в необходимости и неизбежности старения, в чем же оно состоит? Это, собственно говоря, один из главных предметов моего интереса.
Так начинается большинство наших сказок. Эти самые старики практически никогда не являются действующими лицами. Они некий фон, ткань, они создают пространство, на котором разворачиваются события. Обычно старики рожают героев и уходят со сцены или остаются на краю ее. Здесь еще интересна тема не только старых родителей разных героев (Иванушек, Снегурочек, трех братьев
Старикам (т. е. людям, прошедшим детство, молодость, зрелость…) становится доступным мифотворчество в самых разных формах. Они, безусловно, могут сочинить и рассказать историю (миф, притчу). Но, как дети, не только сочиняют, но и создают песочные замки и кукольные сюжеты… Старики могут играть в судьбы.
В нашей урбанистической культуре люди от 40 до 60 к чему стремятся? Заседать и руководить.
Один из вопросов: готовы ли вы стать стариками, зачинающими сказки? Задача, безусловно, трудная. Когда-то нам казалось, что очень тяжело отвечать за все. А теперь еще труднее — не решать, не делать и даже не отвечать.
Какие же дела и задачи в старости? Любить, думать, поддерживать, познавать. Мудрость и милосердие — вот два основных мотива старости. Они не звонят каждый час Колобку и не сортируют друзей Снегурочки. Они только мудрость и милосердие, любовь — те, что есть всегда. Затевают и, прищурившись, смотрят, что из этого выйдет, держа наготове свою Любовь.
Старость — это мудрость и милосердие, настолько наполненные и широкие, что не нужно большой активности для их реализации.