Архив

Ярмарка тщеславия

Приключения «Кубанских казаков»

Шестьдесят лет назад, в феврале 1950 года, в широкий прокат вышел фильм «Кубанские казаки» Ивана Пырьева. «Кубанские казаки» для послевоенного СССР стали своеобразной мечтой о прекрасном будущем, идеалом, к которому нужно стремиться. Но не все было гладко в истории этой деревенской сказки.

3 февраля 2010 18:06
5619
0
По сюжету фильма к героине Клары Лучко Даше Шелест сватается передовик из соседнего колхоза — коневод Николай (Владлен Давыдов). Но их чувствам противятся председатели обоих колхозов Галина Пересветова (Марина Ладынина) и Гордей Ворон (Сергей Лукьянов).
По сюжету фильма к героине Клары Лучко Даше Шелест сватается передовик из соседнего колхоза — коневод Николай (Владлен Давыдов). Но их чувствам противятся председатели обоих колхозов Галина Пересветова (Марина Ладынина) и Гордей Ворон (Сергей Лукьянов).

Шестьдесят лет назад, в феврале 1950 года, в широкий прокат вышел фильм «Кубанские казаки» Ивана Пырьева. «Кубанские казаки» для послевоенного СССР стали своеобразной мечтой о прекрасном будущем, идеалом, к которому нужно стремиться. А песни из этого фильма до сих пор поют практически в каждой семье. Но не все было гладко в истории этой деревенской сказки. В преддверии юбилея картины «МК-Бульвар» узнал о ней все самое интересное.


В самый разгар Великой американской депрессии в США была очень популярна театральная постановка, рассказывающая о том, как хорошо жить в этой стране. Шоу имело такой резонанс, что о нем узнали даже в СССР. Естественно, ответ не заставил себя долго ждать. В начале 1941 года знаменитый сценарист Николай Погодин написал «Веселую ярмарку», рассказывающую о прекрасной, сытной и веселой жизни двух колхозов. Но из-за начавшейся войны работа над фильмом так и не началась. И только в феврале 1949 года на «Мосфильме» был одобрен этот сценарий, а режиссер картины Иван Пырьев приступил к подбору актеров.


На главную роль председателя колхоза Галину Пересветову Иван Александрович взял свою жену Марину Ладынину, которая снималась во всех его фильмах. А на роль председателя колхоза Гордея Ворона Пырьев пригласил звезду Театра имени Вахтангова Сергея Лукьянова.

А вот актрису на роль второй главной героини Даши Шелест искали долго. Начинающая актриса Театра киноактера Клара Лучко случайно увидела объявление о чтении Пырьевым нового сценария «Веселая ярмарка». Она пришла, и режиссер пригласил ее на фотопробы. Клара отправилась на кастинг ради любопытства, поскольку понимала, что ей ничего интересного не светит. Не повезло Лучко уже во время самих фотопроб. Девушка пришла одной из самых последних, и костюм ей подбирали из остатков. По задумке Пырьева, у актрис на фото должно было быть две косы, но у гримерши осталась только одна. И пришлось Кларе повязывать на голову платок, чтобы спрятать «жалкие остатки». Во время съемок Иван Александрович обратил на платок внимание и попросил его снять. Увидев только одну косу, он отчитал молоденькую артистку за небрежный подход к пробам, досталось и гримерам. Но результат все же признали удачным. Сама Лучко потом признавалась, что долго не могла поверить в свое счастье. Актрисе действительно можно было позавидовать: после выхода фильма на экран она стала и звездой, и лауреатом Сталинской премии.


Съемки картины проходили в самом известном в то время колхозе-миллионере «Кубань». Для того чтобы актеры как можно лучше вжились в свой образ, Пырьев заставлял их трудиться вместе с крестьянами. Как раз шла уборочная пора, поэтому столичным знаменитостям пришлось научиться управлять и комбайном, и лошадью, работать на току и в поле.


В конце 1949 года «Веселую ярмарку» показали Сталину. Работой вождь остался доволен. Ходит легенда, что именно он предложил назвать ее по-другому — «Кубанские казаки». И что якобы после просмотра фильма он произнес: «А все-таки неплохо у нас обстоят дела с сельским хозяйством». После одобрения картины Сталиным ее выпустили в прокат, и в феврале 1950 года «Кубанских казаков» увидела страна. Говорят, что люди не только смеялись, но и плакали во время сеанса, мечтая о такой же сказочной жизни.


После смерти Сталина для картины и для ее авторов настали тяжелые времена. Хрущев почему-то ополчился именно против «Кубанских казаков». Он назвал картину символом сталинского кино, в котором украшают действительность и превозносят культ личности. И о «Казаках» забыли больше чем на 10 лет. Уже при Брежневе, в 1969 году, фильм отреставрировали, отредактировали и переозвучили, убрали все про ведущую роль Сталина в жизни советского колхозника и вновь выпустили на экран. Именно новый вариант мы и смотрим сегодня, подпевая главным героям о том, «каким ты был, таким ты и остался»…


КСТАТИ


Фильм снимали в станице Курганная. На съемочной площадке побывал практически каждый житель станицы и близлежащих хуторов. Причем любопытство у местного населения было отнюдь не праздное, а вполне конкретное.


Оказывается, все любопытствующие приходили не только поглазеть на столичных знаменитостей, но и заработать деньги. Все они снимались в массовых сценах гуляния на ярмарке. Работа над ними шла несколько недель, так что станичники смогли прилично заработать.


А киноярмарка со временем превратилась в настоящую традиционную сельскохозяйственную ярмарку, которую каждый год проводят теперь уже в городе Курганинске.


Фильм снимали в голодное послевоенное время, поэтому такого изобилия овощей и фруктов найти не смогли. В кадре достижения народного хозяйства выглядят очень аппетитно, но есть их нельзя — они бутафорские.


Сергей Лукьянов, сыгравший Гордея Ворона, в кино тайно и безнадежно любил героиню Марины Ладыниной Галину. А вот в жизни предпочел другую — Клару Лучко. Когда актер впервые увидел девушку на съемочной площадке, то сказал: «Я пропал!» А сразу после съемок влюбленные поженились.


Сценарий фильма был написан еще до войны, поэтому драматург Николай Погодин перед началом съемок в 1949 году переписал некоторые детали и добавил героям медали и ордена, заслуженные на фронтах Великой Отечественной.