Мама на пять
Репортаж из жизни супермногодетной матери
Есть женщины, для которых быть матерью — профессиональное призвание. И за свою жизнь они воспитывают огромное количество детей. Это — учителя, детдомовские работники, воспитатели детских садов.
Есть женщины, для которых быть матерью — профессиональное призвание. И за свою жизнь они воспитывают огромное количество детей. Это — учителя, детдомовские работники, воспитатели детских садов. Одна из таких женщин — наша сегодняшняя героиня, Мария ПРОЧУХАЕВА.
У нее пятеро родных детей и еще 260 воспитанников детского сада № 288, заведующей которым она является. Получается, что одновременно Мария заботится сразу о 265 детишках.
Должность заведующей детсадом вроде бы вполне рядовая, некоторые даже скажут, что скучная и не престижная. Ну что может быть увлекательного: следи, чтобы детей кашей как следует кормили, горшки вовремя мыли и на прогулку выводили. Но есть люди, которые так любят свое дело, что заряжают этим чувством других.
— Наш детский сад существует давно (кстати, изначально он был частным, а потом Центральное окружное управление образования предложило нам войти в городскую структуру), — рассказывает Мария. — Сюда, в новое здание, мы переехали только в сентябре. До этого располагались в малюсеньком помещении недалеко от станции метро «Улица 1905 года». Нам там было уже очень тесно. Ножки и ручки из всех форточек торчали… А каждую неделю к нам 3—4 новых воспитанника обращались, и очень грустно было им отказывать. Теперь же для всего места хватает — и для службы ранней помощи, и для занятий с психологом…
СПРАВКА «РД».
Мария Прочухаева своего рода новатор. Вот уже 14 лет она занимается инклюзивным дошкольным образованием (когда ребята с ограниченными возможностями здоровья занимаются вместе со всеми). Сначала это был Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом». А теперь детский сад № 288 — экспериментальная московская площадка для обкатки новейших методик инклюзивного образования. 30% воспитанников детсада — дети-инвалиды.
— А как получилось, что вы стали работать в детском саду? Из-за своих детей?
— Честно признаться, я своих старших дочерей в детские садики не водила вообще. Всего боялась, напугана была страшно. Считала, что ни один детсад, пусть даже самый лучший, не заменит детям мать. А работать воспитательницей решила, когда вторая дочка пошла в школу. Тогда я поняла, что сильно ошибалась.
— И в чем же?
— Ну, во-первых, я не умею ни лепить, ни играть на музыкальных инструментах. Во-вторых, ни я, ни любая другая мама в одиночку не в состоянии дать детям навыков общения в коллективе. А это очень нужно. Ведь детсадовская группа — это наш социум в миниатюре. Ребенок видит и осознает, что люди очень разные: кто-то лидер, кто-то, наоборот, тихоня. Кто-то талантлив, а кто-то — посредственность. Кто-то физически сильный, а некоторые не могут даже ходить самостоятельно. И, как показала практика, инклюзивное образование полезно не только детям с нарушениями развития, но и здоровым ребятишкам.
И для меня, как профессионала, очень интересно работать в такой системе. Потому что есть возможность постоянно экспериментировать, внедрять известные методики и разрабатывать свои. Знаете, у меня такое чувство, что я каждый день рисую красивую-красивую картину или собираю какую-то необычную конструкцию. И что впереди еще долгая интересная работа.
Наш разговор прерывает стук в дверь. Оказалось, новые сотрудницы принесли необходимые документы. Молодые, веселые девушки. Став невольной свидетельницей разговора, я понимаю, что все девушки — с хорошим образованием и опытом работы. Честное слово, не ожидала увидеть в муниципальном детском саду такие хорошие кадры.
— Я смотрю, у вас прямо очередь из новых сотрудников. Получается, охотно молодежь идет на работу в детский сад?
— Не знаю, как у других, но у меня недобора нет. Зарплаты сейчас достойные. Эти девушки пришли на должности кинезотерапевтов: специалистов по физическому развитию особых детей.
Одно время я и правда очень боялась, что не смогу подобрать нужные кадры. Но, как показала практика, хороших людей много. Мы объявили конкурс, для всех претендентов устроили стажировку. Я, психолог по образованию, поэтому разбираюсь в людях. Для работы воспитателем человек в первую очередь должен обладать гибкостью и терпением. И, конечно, надо любить людей. Потому что именно эти качества позволяют относиться к чужим детям так же, как и к своим.
Снова стук в дверь.
— Мария Михайловна, я уже все убрала, — сообщает девушка с пылесосом в руках. — Я очень старалась. Посмотрите.
— Обязательно, но попозже, — девушка дверь закрыла, и Мария говорит уже мне: — Эта наша сотрудница, она инвалид (задержка умственного развития). Естественно, с таким диагнозом никак не могла найти работу. Мы ее взяли уборщицей. Представляете, какое для нее это событие — ведь до этого она сидела дома и была лишена вообще какого-либо общения. Работник из нее получился хороший, старательный. Но она так боится потерять работу, что как только видит у меня в кабинете незнакомого, сразу волнуется — вдруг я на ее место хочу кого-нибудь принять. У нас еще один такой сотрудник — дворник Саша.
— У вас не только инклюзивное образование, но и инклюзивный трудовой коллектив?
— Получается, что так, — смеется Мария Михайловна. — Я на днях читала в газете, что правительство Москвы собирается внедрить городскую программу по трудоустройству инвалидов. Так мы эту программу уже выполняем.
Опять стук в дверь.
— Мария Михайловна, — обращается к заведующей мужчина, — я розы привез. Куда их отнести?
Распорядившись, Мария возвращается к разговору со мной:
— Это нам управление образования розы выделило. Теперь мне, как Золушке, нужно срочно посадить пять розовых кустов.
— Расскажите про свою семью. Знаю, что у вас пятеро детей.
— Да, пятеро. И еще один внук. Самая старшая дочь, Женя, недавно сделала меня бабушкой. Второй дочке, Дарье, сейчас 19, учится на юриста. Сыну Мише — 9, Варваре — 7, а младшему, Левушке, — 1,2 года. Сейчас он в яслях в моем же детсаду.
— Ух ты! То есть Лев такой молодой, а уже дядя?
— Точно! Но все-таки он старше своего племянника на несколько месяцев. Так что приличия соблюдены.
— А вы всегда хотели иметь большую семью?
— Никогда об этом серьезно не думала. Но знаете, как забавно получилось. У меня есть подружка Лена, мы выросли с ней в одном дворе. И как-то моя тетя Рита нагадала, что и у меня и у ее Ленки будет по пять детей. Так все и вышло. Когда я родила Левушку, Лена позвонила и сказала: «А ведь тетя Рита все с самого начала знала!»
Опять стук в дверь. На этот раз женщина принесла показать сделанное своими руками полотно, к которому пришито 24 кармашка. Как я поняла, это приспособление для того, чтобы детишки хранили в нем свои поделки.
— Как думаете, — советуется с заведующей мастерица, — в какую группу это отнести?
— Думаю, такой шотландский дизайн подойдет в «Волшебной горе». Или в «Лебедином озере».
— Это что, названия групп?
— Да. У нас еще есть «Остров сокровищ», «Чудесная радуга», «Земляничная поляна», «Синее море», «Солнечный берег», «Таинственный лес», «Сказочный замок» и «Волшебная гора».
— Дизайн соответствует названию?
— Конечно. Пойдемте, покажу вам «Волшебную гору». В этой группе одна мама — дизайнер. Она такую идею классную предложила!
— Активность родителей — важная часть инклюзива, — делится своим мнением Мария Михайловна. — Поэтому очень важно, чтобы был хороший контакт между воспитателями и мамами-папами. И когда в этой связке случаются конфликты, мы должны его быстро нейтрализовать. Для этого устраиваем что-то типа психотерапевтического сеанса для конфликтующих сторон. На прием к нашему штатному психологу приходят одновременно и мама, и воспитатель. И там, в цивилизованной обстановке, выясняют отношения. А психолог выступает как модератор. Ой, простите, не модератор, это я просто про сайт задумалась и…
— Постойте, постойте. Это что же вы, со мной разговариваете об одном, а думаете о другом?
— Ну да. Я как-то раз субботним утром, варя манную кашу, записала на бумажку, о скольких вещах одновременно я думала. Получилось 10.
Мы прогулялись по группам. Детишки в это время как раз обедали. Я обратила внимание, что здание у нового садика красивое и современное. Снаружи — хай-тек, внутри — домашний уют и красота. Много специализированных кабинетов — комната Монтессори, лекотека, в группе «особый ребенок» современное развивающее оборудование. Все это удалось приобрести благодаря нескольким грантам, завоеванным коллективом детского сада.
Кроме того, все стены в саду завешаны красивыми фотографиями.
— Знаете, новые строения обычно такие холодные и неуютные. Чтобы их обжить, мы перевезли все свои снимки из старого помещения, — поясняет заведующая. — Нравится?
Конечно, мне нравится. Веселые сценки из детсадовской жизни. Вот утренник. Вот дети с Дедом Морозом. А вот целое облако воздушных шаров.
— Эти дети — воспитанники разных лет, — говорит Мария. — Все фотографии делает наш сотрудник Дима Леонтьев, работает у нас воспитателем, а хобби у него — снимать.
— Значит, у вас есть и свой усатый нянь?
— Да. И не один. Мужчин у нас много. А Миша Бородин меня заменял целый год, пока я была в декрете. И хотя было ему тяжело, он со всем прекрасно справился.
— Тяжело быть директором детского сада?
— Тяжело, но очень интересно. Нравится общение с людьми, детьми. Возможность попробовать что-то новое. Люблю пройтись по садику, со всеми поговорить. Но, к моему великому сожалению, есть еще и бумаги. И они требуют много времени. Недоделанная работа (а оформить эти бумажки раз и навсегда нереально) мешает мне наслаждаться прелестями моей должности. Ну и, конечно, приходится свой трудоголизм приостанавливать. Есть же еще муж, выставки, театры. А на работе у меня время бежит быстро. Только пришла в садик — уже 20.00.
После этих слов я невольно взглянула на часы. И оказалось, что я и сама попала во временной водоворот детсадовской жизни — думала, что прошел где-то час, а оказалось, аж три с половиной. Простившись с Марией Михайловной, я вышла в холод и осень. А она осталась в теплом, душевном месте, где со всех фотографий улыбаются дети, где пахнет манной кашей и царит веселая кутерьма.
Закрывая за мной калитку, сторож Саша признался, что многие работники и дети говорят «Маша», а подразумевают «мама». Они даже песню написали, и подарили ее Марии Михайловне на день рождения. Я подсчитала — выходит, у нее не пять детей, а 265. Даже 266 — еще же теперь и внук есть.
МАТЕРИНСТВО В ЦИФРАХ И ФАКТАХ:
Самая пожилая мама в мире — жительница Индии Раджо Деви. Своего первого ребенка она родила в 70 лет.
Лина Медина (рожденная 27 сентября 1933 в Paurange, Перу) родила в возрасте 5 лет, 7 месяцев и 21 дня. На данный момент она — самая молодая мать в медицинской истории.
Самое большое количество детей, появившихся на свет одновременно — 8. Случаи таких многоплодных беременностей повторяются все чаще и чаще. Связано это с развитием экстракорпорального оплодотворения.
В 2008 году россиянке Любови Плучевской вручили почетный знак «За вклад в развитие Отечества». 17 лет назад женщина взяла на себя заботу о двух ребятишках из детдома. За прошедшие годы в семье Плучевской и Артема Багдасарова из Новосибирска воспитано 24 ребенка. Приемная семья Плучевских-Багдасаровых внесена в Книгу рекордов Гиннесса за наибольшее количество одаренных детей, воспитываемых в ней: организован музыкальный семейный ансамбль, есть лауреаты всероссийских конкурсов художественной самодеятельности.
В этом году свой 10-летний юбилей отметил конкурс для женщин с детьми «Миссис Москва». За это время в нем приняли участие более тысячи жительниц столицы. Особой гордостью организаторов заслуженно являются многодетные москвички, имеющие троих, четверых, пятерых и даже шестерых детей. Выбор «Миссис» города — праздник и традиция, существующая во многих городах мира.
День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять женщин с детьми. Традиционно — это тихий семейный праздник, когда в родительском доме собираются все дети. В большинстве стран мира День матери приходится на второе воскресенье мая. В России же этот праздник отмечается в последнее воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа