Архив

«Тебя люблю, и нет сомнений, но ты пока еще в шестом…»

О чем пишут в стихах современные дети?

«Говорят, что пишет каждый в девятнадцать лет…» Так в старой песне поется, а на самом деле сейчас пишут в 13 — и все больше стихи. Самый острый возраст, период умственного и полового созревания.
В эти годы вчерашние счастливые детки вдруг чувствуют себя одинокими и никем не понятыми. Какие проблемы волнуют современных детей и подростков, можно понять из их творчества. Недавно вышел пятый выпуск поэтического альманаха «Золотые семена» — стихи школьников Северного и Южного Бутова. На основе этого сборника «РД» составил «психологический портрет» нового подрастающего поколения.

2 июня 2008 19:49
2711
0

«Говорят, что пишет каждый в девятнадцать лет…» Так в старой песне поется, а на самом деле сейчас пишут в 13 — и все больше стихи. Самый острый возраст, период умственного и полового созревания.
В эти годы вчерашние счастливые детки вдруг чувствуют себя одинокими и никем не понятыми. Какие проблемы волнуют современных детей и подростков, можно понять из их творчества. Недавно вышел пятый выпуск поэтического альманаха «Золотые семена» — стихи школьников Северного и Южного Бутова. На основе этого сборника «РД» составил «психологический портрет» нового подрастающего поколения.

Детское стихотворчество — явление уникальное. Те же самые девчонки и мальчишки, которые на переменках носятся как угорелые, дерутся, шушукаются, ведут войну с параллельным классом — те же самые подростки в минуту грусти превращаются в пушкиных и лермонтовых. Ручка в руке — как гусиное перо, во взгляде тоска, и слог у них выспренный, поэтический (спасибо школьной программе по литературе). Стихи, конечно, пишут не все. И чаще все-таки девочки, хотя и ребят немало.

Большая часть писать стихи скорей всего бросит — пока ведь это не столько литературная страсть, сколько возможность самовыражения. Стихи наивные и этим очень милые. Чем ребенок старше, тем осмысленнее, сложнее творчество.

Младшеклассники, пока еще с трудностями переходного возраста не столкнувшиеся, пишут про лес, про речку, про солнышко. Девочки постарше — об одиночестве, о любви и о проявлениях самых разных чувств. Мальчики пишут о войне, посвящают стихи неизвестному солдату, маме, а иногда и оды дамам сердца сочиняют.


«Я не такая, как все в этом мире»

Одиночество, холод, мрак, безысходность. Мир зол, жесток и лжив. Меня никто не понимает. Жизнь не имеет смысла. Если б уметь летать, тогда можно было бы навсегда улететь. Вот такие чувства частенько охватывают школьников классе в 7—8-м.

Тихо по ночам кричала,
Прятала свои обиды,
На звонки не отвечала.
А меня никто не видел.
Смятые листки тетрадки,
В комнате гуляет ветер…
Вся сгорела. Без остатка.
И никто и не заметил.

Тарина Колесникова,выпускница ГОУ СОШ № 1354.

Поссорился человек с другом или подружкой, или в классе испортились отношения, или с родителями непонимание — ребенок замыкается в себе и начинает воспевать свое одиночество. А уже отсюда — ощущение избранности, своего высшего поэтического удела:

Я не такая, как Все
в этом мире…
И в этом очень мне повезло…
Я различаю, где правда…
где зло.
Значит, все знаю
и глубже и шире.

Анастасия Калинина, выпускница ГОУ СОШ № 1163.

Но и у этой медали есть другая сторона. Оптимистического пафоса в духе то ли советских гимнов, то ли пушкинской бодрости у ребят хоть отбавляй. Причем частенько у одного и того же юного поэта: то мрачные, тоскливые вирши, то солнечные, легкие стишки в стиле «товарищ, верь, взойдет она». Что поделаешь, настроение — штука переменчивая!

Когда на небе облака,
И дождь все не кончается,
Ты верь, так будет не всегда!
И солнышко появится!

Дарья Савинова, ГОУ СОШ № 1355.


«Милый, ты помнишь еще меня?»

Любовная тоска у ребят не менее популярна, чем тоска одиночества. Тут и откровенные признания, и трагическая, неразделенная любовь, и сомнения («Может, ты меня не любишь? Сомневаюсь, что поймешь!.. А любовь не нарисуешь, Как монету, не найдешь!»), и разлука («Отдать тебе б все без остатка, Но ты сейчас так далеко!»). Кстати, в любовной лирике юные поэты выглядят гораздо более зрелыми, и страсти там бушуют, и говорятся пронзительные слова: «Швырну весь мир к твоим ногам!» Что ни говори, любовь — лучшая муза. Любовный шедевр нынешнего сборника — стихотворение «Тебя люблю» Сергея Толокова (выпускник ГОУ СОШ № 1064):

Тебя люблю, к чему скрываться
От жалких взоров и речей
Тех, кто изволили смеяться
Над милой младостью твоей.
Да, может быть, я был не прав,
В тебя влюбившись этим летом,
А ты не думала об этом,
Моей единственною став.
Тебя люблю, и нет сомнений,
Да ты пока еще в шестом,
Но не таю я сожалений
О том.


«Я шел по тихим берегам…»

Тем, кому сложно с миром людей, хорошо на природе. Долгожданный покой, умиротворение находятся на берегу речки, в березовой роще — в общем, там, где нет обычной, бытовой жизни с ее будничными проблемами.

Я сделал это! Я сбежал
Из душных стен долой!
Там месяц надо мной пылал
Совсем, совсем другой.

Вячеслав Спиридонов, ГОУ СОШ № 1065.

Если в теме любви ребята вдруг превращаются в совсем взрослых юношей и девушек, то в стихах о природе лучше всего проявляется поэтическая одаренность. Самые талантливые стихи — пожалуй, именно о природе.

Ребята, бывает, ударяются в ностальгию, вспоминая в стихах детство, которое, кажется, ушло невозвратно. Об «иконной Руси», о старой Москве… Чего вы не встретите в детских стихах — так это бытовухи, жизненных подробностей. Стихи про черепашек-ниндзя или про Сейлор Мун вы не найдете: у детей есть четкое понимание, что поэзия — это некая высшая сфера. Они никогда не употребляют в стихах сниженную лексику, не говоря уж о мате. Наоборот, все высоким штилем: «младость», «упоенья миг», «чертоги любви». Мата им и в школе хватает, литература для них — выход из обыденности. И не только из обыденности — из депрессии, из состояния подавленности. А лучше, чем эти строчки Наташи Казаковой (ГОУ СОШ № 1978), нет объяснения:

Три линии, три рифмы,
три абзаца…
Я не художник,
не поэт — не думайте.
Не хочется мне просто
расставаться
Со своей озорной юностью.