Чтобы стало легче
100 номеров газеты «РД» — это 1600 полос, 10 миллионов 500 тысяч букв и около 5000 иллюстраций.
Никогда раньше не думала, что придется мерить год не неделями и месяцами, не от праздника до праздника, а номерами газеты. Один год — около сорока номеров, сорок жизненных историй нашего коллектива: журналистов, корректоров, иллюстраторов, верстальщиков, работников производственного отдела…
Никогда раньше не думала, что придется мерить год не неделями и месяцами, не от праздника до праздника, а номерами газеты. Один год — около сорока номеров, сорок жизненных историй нашего коллектива: журналистов, корректоров, иллюстраторов, верстальщиков, работников производственного отдела…
Истории эти иногда добродушные, обыденные, иногда — драматичные, а иногда просто-таки смахивают на триллер: текст вовремя не сдали, нужной фотографии в агентстве нет, заголовок надо срочно сменить, а верстальщики вообще говорят, что их все «достало» и они сейчас оставят включенный компьютер нам, а сами уйдут домой… Правда, часу в девятом-десятом вечера все обычно завершается относительным хеппи-эндом… И после того как на 16-й полосе вбито время сдачи номера, беспокойный творческий процесс переходит в более уравновешенный технический. Полосы отправляют на обработку и в типографию.
Сегодня у нас 100-й номер. Если честно, первыми о приближающемся юбилее напомнили читатели, что очень приятно. И нахлынули воспоминания…
Как сидели с нашим дизайнером Максимом Орешиным до трех утра над первыми номерами «Родительского дома», разложив по полу готовые полосы и выбирая, какая верстка лучше.
Как переводили газету на английский и французский языки, чтобы представить «РД» на презентации Года ребенка в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. И как потом радовались вместе с нашим пиар-директором Людмилой Волковой, видя, что иностранцы подчистую разобрали спецномер с русской красавицей на обложке.
Как вдвоем с нашим «семейным» корреспондентом, молодой мамой Диной Карпицкой, раздавали газету на Всемирном фестивале детских театров в саду «Эрмитаж» и она все шутила: знали бы гости, что это главный редактор «работает на раздаче».
Как будили по утрам звонки из управ, где после материала Лены Бабаян «Залез. Скатился. Гипс» началась системная проверка состояния детских игровых площадок (спасибо за оперативное поручение первого заместителя мэра Людмилы Швецовой).
Как награждали в Манеже за лучшие материалы по семейным проблемам Настю Кузину и нашего молодого отца-бойца Костю Старикова.
Как люди из «большого «МК» подходили и спрашивали: неужели правда, что наш корреспондент, многодетная мама-психолог Юлия Жемчужникова с семью детьми, отправилась из Москвы в глухую деревню и построила там юрту, чтоб на натуральном хозяйстве пересидеть кризис? Чистая правда!
Как приехали на экскурсию в редакцию подростки из приюта: мы думали «научить их жизни», позвали в зал планерок, пригласили на встречу автора «Писем президенту» Александра Минкина. А «детки» быстро опустили взрослых на землю вопросами про размер зарплаты и предложением «уж так и быть — забрать себе машину обозревателя, если его пробки не устраивают». Только в конце, за чаем, сквозь ершистое, вызывающее поведение тинейджеров стали пробиваться недоверчивые, но такие детские нотки… А дальше были наши новые, уже переосмысленные акции для ребят из непростых семей, детдомов: сбор клубники в подмосковном совхозе, поездка в бутафорскую мастерскую, музей вертолетов, встреча детдомовских мальчишек с бойцами Ракетных войск…
Много всего было. И, надеемся, будет еще.
В нашей газете нет кроссвордов, гороскопов, завлекательной рекламы. Может, кому-то от этого она покажется менее легкой и веселой. Но наша задача не отвлекать от проблем, а, наоборот, помогать вам решать те вопросы и преодолевать те трудности, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Если говорить о чем-то, то серьезно, обстоятельно, искренне — по душам. Если отдыхать, смеяться, то так, чтобы это действительно был отдых и смех со смыслом. Чтобы жизнь действительно стала хоть чуть-чуть легче.
главный редактор газеты «Родительский дом» Елена Добрюха.
Игорь СЕРГЕЕВ, ответственный секретарь «РД», ведущий рубрик «Книжная полка» и «Афиша»:
— Я пишу статьи для «Родительского дома» уже три года — с самого начала издания. Любимые темы — образование и воспитание. В свободное от журналистики время сочиняю стихи для детей и историко-фантастические романы для взрослых. Сын Кирилл помогает маме по работе — издательство книг, а дочь Маша в этом году заканчивает школу.
Елена БАБАЯН, ведущая рубрики «Пульс города»:
— Учусь на факультете журналистики МГУ. Общаясь с москвичами для еженедельного опроса, была приятно удивлена, насколько неравнодушно большинство из них относится к городу, в котором живет. Сама люблю Москву всей душой и мечтаю, что когда-нибудь его признают лучшим городом для жизни.
Инга КУМСКОВА, ведущая рубрики «За неделю вокруг света»:
— Жизнь в мегаполисе обязывает нас идти в ногу со временем. Мы постоянно куда-то спешим, торопимся везде побывать и многое увидеть. Порой в ежедневной спешке забываются настоящие семейные ценности. Работа в газете «Родительский дом» лично для меня — это возможность лучше разобраться в тех проблемах, которые важны как для каждой отдельно взятой семьи, так и для всех семей в целом. Сама часто читаю и применяю в личной жизни советы «РД». Эта газета — как домашний помощник, который всегда подскажет, как поступить в трудной ситуации и сохранить тепло домашнего очага. А в нашей стремительной жизни без таких советов трудно обойтись.
Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ, ведущий рубрики «Я шагаю по Москве»:
— Вообще-то в таком названии, на мой взгляд, скрыта неточность. На нашей исторической странице в «РД» мы не шагаем по Москве, а мчимся на журналистской «машине времени», легко перескакивая через десятилетия и века, чтобы добраться до нужной «остановки». Иногда задаю себе вопрос, надолго ли хватит «бензина» для такой поездки? И с радостью убеждаюсь: есть еще топливо в баке нашей «машины времени"! На полках в домашнем архиве лежит стопа папок с вырезками из старых газет, с выписками из книг и документов, подбираемых по разным темам, связанным с историей нашего города и его жителей. Содержимое этих папок копится уже много лет, с той поры, как еще в студенческие годы я увлекся «путешествиями» в старую Москву. Часть собранных материалов уже пригодилась при подготовке публикаций в первой сотне выпусков «РД», но оставшихся запасов еще много. Так что, надеюсь, что с их помощью рубрика «Я шагаю по Москве» доберется не только до 200-го номера «Родительского дома».
Мария КОСТЮКЕВИЧ, наш «семейный корреспондент»:
— Скажу правду: я работаю в «Роддоме» из корыстных соображений. Основная корысть — все, про что я пишу, мне интересно. Меня безумно радует, что порой надо придумывать, вырезать, клеить, лепить и даже печь по заданию редакции. Или, например, регулярно мучить вопросами разных хороших людей: то актеров со спортсменами, то врачей с экологами, а то и случайных прохожих с улицы. Иногда попадаются крайне любопытные экземпляры — когда я стану древней старушкой (если доживу), будет что вспомнить. Еще я развлекаюсь тем, что когда пишу о чем-то серьезном, то представляю, что это моя диссертация. Сколько я их уже написала, не знаю. Быть может, когда-нибудь напишу и настоящую. А еще — я просто живу в этом городе, который за что-то люблю, а чем-то откровенно возмущаюсь, у меня самая обыкновенная семья, дома бегают два самых обыкновенных мальчишки, возрастом не намного старше «Роддома» — а значит, все мы имеем самое непосредственное отношение к тому, о чем пишет наша газета.
Ольга ГРЕКОВА, ведущая рубрики «Полезные новости»:
— Мое постоянное место работы — в газете «Московский комсомолец», в отделе городской жизни. Когда Лена Добрюха предложила мне заняться новостями и в «Родительском доме», я некоторое время сомневалась: будут ли у меня силы после бурного трудового дня в «МК» готовить публикации еще для одного издания? Но, как сразу подчеркнула Лена, новости должны быть не сенсационными, а прежде всего полезными. И теперь «Родительский дом» для меня — как тихая гавань. Уютная и спокойная.
Светлана ПЛЕШАКОВА, наш «семейный корреспондент»:
— «Родительский дом» — это та газета, в которой хочется работать, ее интересно, а главное, полезно читать. Часто бывает, что выписываю нужные адреса или ссылки из статей моих коллег. Здесь много любопытной информации, исторических экскурсов и будущих нововведений. Даже мой серьезный и занятой муж, который сам занимается распространением и оптовой продажей прессы, с удовольствием прочитывает каждый наш номер. А еще благодаря «наводкам» «РД» и ее афише вся наша семья проводит время так, что весело и интересно всем — и нашей 6-летней дочери, и нам с мужем.
Александр СЛАВУЦКИЙ, постоянный автор «звездной» рубрики «Разговор по душам» и «Живого уголка»:
— Первый мой материал, опубликованный в газете «Родительский дом», был связан с цирком. И это не случайно, потому что вся моя жизнь чем-то очень напоминает цирк, своей непредсказуемостью, неожиданностью, спонтанностью. Каждый раз, выходя из дома, я не знаю, где окажусь вечером, какие встречи, какие события, какие впечатления мне готовит день грядущий. Но в этом бушующем океане жизни имеются и свои путеводные нити, и свои маяки, ориентируясь на которые я могу продвигаться вперед, развиваться, самосовершенствоваться. И один из них — это издание «Родительским дом», которое за год сотрудничества с ним стало для меня родным и близким, как же приятно бывает подняться на 7-й этаж здания на улице 1905 года, заглянуть в кабинет к главному редактору и окунуться в атмосферу тепла, доброты.
Светлана ЛЮБОШИЦ, наш «народный контролер» в вопросах быта и медуслуг:
— У нас самая обычная семья — папа, мама и сын. Мама — журналист и по образованию, и по профессии, папа — архитектор, а сын — почти годовалый человечек, который делает первые самостоятельные шаги и прямо-таки рвется к самостоятельности и независимости. По-моему, у него это неплохо получается. С появлением ребенка темы моих статей кардинально изменились. Теперь все больше пишу о проблемах, с которыми сталкиваются родители. Очень интересно и любопытно сравнивать свой и чужой опыт.
Дина КАРПИЦКАЯ, наш «семейный корреспондент» (кстати, у Дины две сестры и брат):
— Однажды я услышала в адрес «РД» от знакомого сотрудника милиции следующее: «Скучная у вас газета. Ни убийств, ни криминала…» И хоть это не звучало как комплимент, мне приятно было такое слышать. Потому что остальным людям (имею в виду тех, кто не работает во внутренних органах) убийства и ЧП уже надоели. Они просто отвыкли видеть по ТВ и читать в газетах что-то хорошее, светлое. Пусть привыкают! Я пишу о том, что интересно всем нормальным людям, — о детях, о психологии, о путешествиях, о семьях и событиях. О том, что в других газетах часто задвинуто на второй, а то и третий план. И стараюсь фильтровать темы по принципу «только позитивное». Конечно, в нашей жизни происходит и много плохого, нечестного и некрасивого. Я это прекрасно вижу и возмущена некоторыми фактами не меньше моих коллег из других изданий. Но вот только считаю, что тиражировать совершенное кем-то зло в СМИ — не всегда правильно.
Юлия ЖЕМЧУЖНИКОВА, мама семи детей, наш «штатный психолог»:
— Я ощущаю газету как свою, своего роду-племени. Из тех, кто дорожит людьми, домом, детьми и родителями, теплом отношений, добрым юмором и деловым подходом к проблемам. О чем бы я здесь ни писала, какие бы вопросы ни возникали — всё о любви. Вообще, в психологии какими ни покажутся на первый взгляд разнообразными проблемы и задачки, в корне — всегда дефицит и ожидание ее. И она, в конце концов, — главный и единственный метод исцеления.
Газета наша относительно молодая. И сначала казалась мне малоизвестной и обладающей небольшой популярностью… Пока не начала получать множество добрых и веселых откликов. И еще. Как-то захожу к друзьям. 11-летняя дочка по-хозяйски убирает стол для чаепития и ворчит: «Вечно эти мамины газеты…» Тут мы разговорились на эту тему. В нашем детстве (в прошлом веке) помнится, газеты были исключительно «папины» или «дедушкины». В них были мужские новости, мужские факты, скандалы, политика, футбол. А женскими были журналы. А теперь есть такая газета — семейная. «РД» успешно разрушает миф о том, что газета — это скандалы, «жареные» сенсации, негатив, подпитывающий страхи и раздражение… «РД» доказывает: без всего этого можно быть интересной. С юбилеем, милые коллеги и дорогие читатели!
Анастасия КУЗИНА, наш «семейный корреспондент»:
— Однажды мой ребенок засунул в нос лягушкин глаз. Ломала-ломала она эту пластмассовую жабу, выковыряла, в конце концов, у нее глазик размером с горошину и деловито запихала себе в ноздрю. Так делают все девочки в три года.
Я об этом глазе в носу узнала, придя с работы. Уставшая, на каблуках — мне бы полежать. А в коридоре вместо «здравствуй, проходи, чай на столе» — стоят моя мама и перепуганная Маша. Хотя мама была даже более перепуганная.
Делать нечего: девочку — за руку и на подстанцию «скорой», которая, к счастью, находится через несколько домов от нас. Подстанция расположена на территории детской поликлиники. Подхожу к калитке — закрыта. Обходим по периметру, еще калитка — закрыта… Я уже в панике. Тащу рыдающего ребенка, проходим в общей сложности метров 200. Наконец — ворота. Начинаем блуждать по территории, я уже сама на грани слез. Находим подстанцию. Заходим — правильно, никого нет. Ни врачей, ни даже водителей… Я так и села.
А потом подняла глаза — гляжу, а на стене висит новогодний календарь из «Роддома». Перевожу взгляд — на двери еще один. И так мне приятно стало, от такой приятной неожиданности даже слезы высохли. А тут и врач пришел… В секунду вытащил Маше из носа лягушачий глаз и отпустил нас домой. Вот для таких хороших людей мы и работаем!
Константин СТАРИКОВ, ведущий рубрики «Школа для пап»:
— В миру известен как Константин Новиков, корреспондент отдела политики «МК». Работал с оппозицией и писал преимущественно о ней до тех пор, пока не родился сын. Каждый день отцовства узнавал о своем ребенке и о детях вообще что-то новое. Потом начал задавать себе вопросы из области фундаментальной педагогики и, вопреки вбитому в меня институтскому курсу «Детская психология и педагогика», смог на них ответить. Когда понял, что не могу об этом не писать, предложил серию заметок «Курс молодого отца», которая была переименована в «Школу для пап». Сейчас Егору полтора, и это уже осмысленный серьезный мужичок. Каждый день, который мы проводим вместе, это очередное занятие в «школе для пап» — но уже сугубо мое, индивидуальное.
Наша газета появилась не так уж давно, однако за время своего существования она успела приобрести определенный авторитет, доброе имя и даже обзавестись кругом авторитетных друзей и постоянных читателей.
Максим НИКУЛИН: — Я считаю, что с изданием «Родительский дом» мы являемся коллегами. И у цирка, и у вашей газеты одна и та же целевая аудитория — родители, дети. В цирк ходят семьями, и ваша газета также предназначена для семейного чтения. Мы очень заинтересованы в том, чтобы в нашем городе, да и вообще во всей России было как можно больше крепких, дружных семей. А ваша газета этому способствует. А еще мне очень нравится, что в каждом номере «Родительского дома» имеется полоса, посвященная животным. Это очень важно, особенно для детей, потому что, знакомясь с жизнью братьев меньших, они становятся добрее. Поэтому я от души поздравляю «Родительский дом» с этим юбилеем и надеюсь, что мы еще не один год будем идти рука об руку, делая общее дело!
Лариса ВЕРБИЦКАЯ: — С газетой «Родительский дом» я познакомилась, когда ваш корреспондент приехал в Останкино брать у меня интервью. Мы беседовали в кафе напротив телецентра, и, прежде чем начался наш разговор с журналистом, я пролистала несколько номеров «Родительского дома» и поняла, что газета мне очень нравится. Меня привлекло, что здесь есть материалы разного плана, в том числе посвященные истории Москвы, тексты, рассказывающие о сегодняшней жизни города, а также поднимающие различные социальные проблемы. Мы живем в очень непростое время финансового кризиса, когда по понятным причинам закрываются различные СМИ, а вам удалось выпустить уже 100-й номер. Мне кажется, это замечательный результат, от всей души вам желаю успехов, чтобы через несколько лет я могла бы поздравить «Родительский дом» с выходом 200-го, 300-го, а потом и 1000-го номера!
Георгий ГАРАНЯН: — В «Родительском доме» мне нравится, что эта газета обладает «лица необщим выраженьем» и совсем не похожа на большинство газет и журналов, появившихся в нашей стране за последние годы. Здесь нет желтизны, сплетен, скандалов, бессмысленных описаний светских тусовок. Зато есть много актуальной, важной информации, блок материалов, посвященных социальным проблемам, постоянные встречи с незаурядными людьми. Я искренне радуюсь, что у вас выходит юбилейный номер, не сомневаюсь, что это только начало, верю в то, что газету ждет долгое и счастливое будущее. И пожелать бы хотел вам только одного — наладить эффективную систему распространения. Потому что несколько раз от различных знакомых я слышал, что в «Родительском доме» вышел интересный материал, однако все попытки найти газету в киосках или магазинах к успеху не приводили. Надеюсь, к следующему вашему юбилею «Родительский дом» станет такой же неотъемлемой частью московской жизни, как и его старший брат — газета «Московский комсомолец».
Яна ПОПЛАВСКАЯ: — Я очень переживаю за подрастающее поколение. Сегодняшнюю молодежь окружает множество проблем, которые мое поколение не затронули. Это и наркотики, и снижение общего культурного уровня, повышенная агрессивность, падение нравов. К сожалению, большая часть молодежных изданий, выходящих у нас, не только не помогают бороться со всеми этими проблемами, а наоборот, содействуют торжеству глупости, навязывают подрастающему поколению ложные ценности общества потребления, рекламируют низкопробную попсу и прочие антикультурные явления. Издание «Родительский дом» является одним из немногих, противостоящих этому потоку серости и глупости, заставляющих читателя думать, искать ответы на сложные вопросы, не оставаться равнодушным к проблемам нашего общества. Я понимаю, насколько это непросто — идти таким курсом, сохранять верность этим высоким целям. Поэтому выход сотого номера «Родительского дома» для меня, да и думаю, что для всей Москвы, является событием очень радостным и приятным. Я искренне желаю вашей газете долгих лет существования, больших тиражей и признания в журналистском сообществе.