Синдром вечного птенца
Ученые выяснили, в чем причина инфантилизма нынешней молодежи
Российская молодежь год от года становится все более «домашней» и не спешит покидать отчий дом.
Российская молодежь год от года становится все более «домашней» и не спешит покидать отчий дом.
«Я не вижу необходимости менять что-то в своей жизни, если мне и с родителями хорошо», —
так в основном отвечают юноши 18—20 лет, девушки же и подавно в большинстве своем связывают уход из родных стен исключительно с замужеством, которое может наступить и в 25, и в 30 лет. По мнению руководителя отдела социальных исследований ВЦИОМа Никиты ЧУЛОЧНИКОВА, в ближайшее время эта тенденция будет только усиливаться. Почему — попытался выяснить корреспондент «РД».
Согласно принятым в нашей стране возрастным границам, молодежь — это граждане от 18 до 25 лет. 58% из них, являясь незамужними/ неженатыми, продолжают жить с родителями, в крайнем случае — с бабушками и дедушками. Причем чаще всего повзрослевшими птенцами, не желающими вылетать из родительского гнезда, оказываются именно юноши.
Социологи решили выяснить, что думает по поводу ухода подросших детей из дома взрослое сообщество. Чуть менее половины (41%) от общего числа опрошенных разных возрастов ответили, что дети от 18 до 25 лет, не состоящие в браке, должны жить вместе с родителями, 52% высказались за расставание с родителями по мере взросления и лишь 7% затруднились ответить. Это резко противоречило реальной картине, и исследователи решили пойти дальше. Они допросили отдельно тех, кто «за уход», и тех, кто «против».
«20-летним необходимо учиться самостоятельности и ответственности, быстрее начать зарабатывать на себя и помогать родителям», — ответили 64% респондентов из первой группы.
«Эта свобода может повести их по неправильному пути», — парировали 45% оппонентов.
«Дети, живущие отдельно, внимательнее прислушиваются к советам родителей, территориальное разделение поколений уменьшает количество конфликтов», — продолжала наступление первая группа.
Их противников неожиданно поддержало поколение бабушек и дедушек (старше 66 лет), видимо, уже хлебнувших жизни без поддержки своих детей. «Дети должны оставаться с родителями», — считают они.
Вслед за старшим поколением социологи обратились к самым молодым, 18—25-летним. Больше половины из них ответили, что должны жить отдельно от родителей. 45% из них подтвердили, что не готовы к самостоятельной организации быта. 24% опрошенных опасаются, что могут в самостоятельной жизни свернуть на «неправильный путь».
Так что же получается — на словах большинство российской молодежи хочет жить отдельно, а на деле — продолжают ютиться под маминым крылышком. Парадокс?
— Нет, парадокса здесь нет, — объясняет Никита Чулочников. — Просто зачастую дети при всем желании не могут отделиться от мам и пап по чисто экономическим причинам. Очень дорог нынче съем, а тем более покупка собственного, отдельного жилья.
А если отбросить экономическую составляющую вопроса? Предположим, с деньгами в семье все в порядке. В таком случае дети среди причин, по которым они бы не хотели покидать отчий дом, на первое место ставят опеку над родителями, на втором месте — потребность самих молодых в опеке со стороны родителей, на третьем месте у них стоит проблема одиночества, таким просто бывает «не с кем поговорить».
— Надо сказать, что предпосылок к несамостоятельности молодежи в нашей жизни очень много, — поясняет Чулочников. Во-первых, проведя детство за компьютером, выросший юноша или девушка просто боятся или не умеют общаться с окружающими. Во-вторых, за последние 15 лет резко выросло количество желающих поступать в вузы, избегая при этом армии. А это еще дополнительные годы сидения под родительским крылышком. И если раньше большая часть абитуриентов отсеивалась (после чего уходила в армию или уезжала работать), то с введением ЕГЭ, большая масса теперь все-таки поступает в высшие учебные заведения…
Комментирует профессор нейротерапии и лечебной психологии Евгений ШАПОШНИКОВ:
— Расставание с родным гнездом свойственно по мере взросления всем детенышам. Человеческие не исключение — дочери выходят замуж, сыновья женятся, снимают или покупают жилье, не останавливаясь перед финансовыми трудностями. Так должно быть в нормальных семьях, для того чтобы взрослеющий человек полноценно смог адаптироваться к жизни. У психотерапевтов есть определенная возрастная граница — 28 лет, после которой, по их мнению, недопустимо, чтобы «большой ребенок» жил с родителями в случае, если финансово он в состоянии купить себе отдельное жилье. У тех, кто засиживается в отчем доме надолго, диагносцируется либо задержка умственного развития, либо присутствует социофобия, чрезмерная застенчивость или неуверенность в себе. С такими людьми, чтобы направить их на правильный самостоятельный путь, должны работать психотерапевты.
Правительство Италии готово приплатить холостякам, чтобы они уехали от мамы с папой и начали самостоятельную жизнь
Главным активистом, ратующим за это, оказался министр финансов Италии Томмасо Падоа-Скиоппа. Известно, что в Италии мужчины традиционно продолжают жить в родительском доме вплоть до достижения ими 30, а в некоторых случаях — и 40 лет. Средний же возраст, когда итальянцы все-таки решаются на ответственный шаг, составляет 36 лет.
Томмасо Падоа-Скиоппа намерен изменить эту статистику. Ведь, по его словам, такая традиция мешает Италии развиваться и идти вперед. «Заставим больших детишек покинуть семейные гнездышки», — под такими лозунгами министр финансов намерен внедрять свою революционную для Италии программу.
Подобная ситуация сейчас наметилась и в Великобритании. Как рассказывает колумнист одного из местных изданий, его сын, попытавшись жить самостоятельно, в итоге вернулся домой. «После того как он выкинул $55 тыс. на съемное жилье, он понял, что это абсолютно нецелесообразно, и снова переехал жить к нам». Согласно общеевропейской статистике, в 25-летнем возрасте продолжают жить с родителями: 95% итальянцев, 94% испанцев, 60% немцев, 57% британцев, столько же французов и 46% шведов.