«Если доживу — грибочков тебе намариную»
В московских семьях появились «ба-де» — бабушки и дедушки по переписке
«Если б я тебя, Лизонька, раньше знала, было бы хорошо», — пишет Лизе Олескиной одна из ее бабушек.
У девушки их всего четыре. Две родные. И еще две — «по переписке».
«Если б я тебя, Лизонька, раньше знала, было бы хорошо», — пишет Лизе Олескиной одна из ее бабушек.
У девушки их всего четыре. Две родные. И еще две — «по переписке». Лиза познакомились с ними два года назад в доме престарелых под Архангельском, куда приехала на практику изучать диалекты. Сегодня Лиза ОЛЕСКИНА возглавляет проект «СТАРОСТЬ В РАДОСТЬ», по которому любой желающий может через интернет выбрать себе бабушку или дедушку для переписки. Идея пользуется бешеной популярностью — за считаные месяцы более чем у 200 стариков появились дистанционные внуки.
Лизу Олескину называют внучкой всех бабушек. Это она придумала находить родных людей по переписке. Еще студенткой 1-го курса филфака девушка оказалась в маленьком селе Ямм Псковской области. В тамошнем доме престарелых вместе с однокурсниками устроила концерт, а заодно познакомилась со своими первыми подопечными. Потом была фольклорная практика в других городках. Были новые всеми позабытые бабушки и дедушки, которым хотелось подарить немного заботы и внимания. Но как? К двум старушкам из архангельского приюта Лиза особенно прониклась симпатией, написала им письма. Ответили.
— Так у меня появились два близких человека — Клавдия Ивановна и Анна Дмитриевна, — говорит Лиза. — Я подумала, почему бы и другим людям не помогать находить себе дедушек и бабушек по переписке. Вот все понимают, что надо помогать детям из детских домов, дети — это наше будущее. А до одиноких стариков в домах престарелых никому дела нет. Старики — прошлое, они уходят…
В нашей стране существует программа, по которой можно усыновлять старых одиноких людей, но ведь всех по семьям не разберут. То ли дело написать письмо. «Для нас — это пустяк. А для всеми позабытого человека, доживающего свой век в четырех стенах приюта, в таком письме — весь смысл жизни».
Единомышленников Лиза нашла быстро, среди друзей. Два десятка девушек и парней — вот и вся волонтерская команда. Поначалу, прежде чем передать координаты какой-нибудь бабушки потенциальному внуку, ребята встречались с ним в кафе, расспрашивали о целях переписки, а уже потом вверяли старушку в надежные руки. Теперь на помощь пришел интернет.
На сайте starikam.ru в фотоальбоме «Им пока никто не пишет» пусто. «Всех бабушек и дедушек разобрали, — объясняет Лиза Олескина. — Свободные старики на вес золота. У нас очередь в 500 человек из потенциальных внуков выстроилась в Сети».
Выбрать себе нового родственника по переписке можно прямо на сайте, просмотрев альбом с фото и маленькими трогательными пометками про каждого старика. Своим подопечным ребята придумали ники (виртуальные имена): Бабушка-Латышка — та, что вязать любит, Певунья поет замечательно, есть еще одна старушка, у которой ник — Добрый Человек. А все вместе они «ба-де» — это уменьшительно-ласкательное от бабушки и дедушки.
«Хомова Надежда Петровна. Родилась 27 августа 1929 года. Работала сторожем. Лежачая. Еще она неграмотная, письма ей читает медсестра». «Василий Викторович Белек, у него страсть собирать часы, в нем есть что-то «льюискэрроловское». «Рыжова Нина Николаевна, родилась 27 февраля 1928 года. Живет в комнате с Надеждой Петровной. Надежде Петровне пишут письма новые внуки, вот и Нина Николаевна мечтает, чтобы ей написали».
А еще ниже идут послания от молодых, здоровых и вполне успешных людей: «А можно я стану внучкой этой бабушки?» или «Можно написать этому дедушке?»
Но здесь придерживаются политики «каждому старику по одному внуку» — чтобы «ба-де» не путались в тех, кто им пишет, и чтобы потенциальных внуков хватило на большее количество одиноких стариков. Чтобы пополнить виртуальные фотоальбомы, ребята ездят по домам престарелых отдаленных городков, заглядывают в дома инвалидов и палаты сестринского ухода. Белышево, Боровичи, Анциферово… Там старым людям вдвойне сложнее выжить — к одиночеству еще и нищета прибавляется.
Свое стремление обрести близкого человека все объясняют по-разному. Кто-то родную бабушку потерял, а старушка на фото один в один на нее похожа, кто-то стремится скрасить последние годы жизни чужого человека, внести в них хоть каплю добра и любви, а кто-то просто влюбляется в морщинки на добром старческом лице и, не раздумывая, садится за письмо. Особенно большой популярностью пользуются «ба-де» у семей, где есть маленькие дети, но нет родных дедушек и бабушек.
— Моя родная бабушка умерла в прошлом году, она жила с нами и я очень тяжело пережила ее уход, — рассказывает москвичка Елена Потолицына. Сложнее всего для женщины было объяснить своим дочкам — 10-летней Юле и 4-летней Даше, что их прабабушки больше нет. «Даша без конца спрашивала, когда же наша бабуля вернется. И вот недавно я увидела объявление в интернете. Так наша семья нашла себе новую бабушку — 80-летнюю бабу Галю Морзунову из дома престарелых Нижегородской области».
— А я с детства любила писать и получать письма, а кому теперь их напишешь — есть интернет, телефон… Потому мне вдвойне приятно писать послания по две страницы да еще двум своим новым бабушкам — Екатерине Петровне из Архангельской области и Раисе Ивановне из Тульской, — рассказывает Ольга Дрыгина. У Ольги тоже две дочки — Каря и Варя. Они совсем маленькие, но как только подрастут, мама собирается познакомить их с тульской бабушкой — благо, добираться недалеко. Родные Ольги не только не приревновали ее к новым родственницам, даже наоборот: «Свекровь тоже решила написать письмо какой-нибудь старушке».
Самое трогательное, что может быть в любой переписке, — это ответы. Они приходят редко, потому что сложно писать на девятом десятке жизни, когда глаза ничего не видят, руки не слушаются, да и на почту разве набегаешься?
«Получила письмо, первое. Рада, прыгаю до чердака», — мелькают радостные сообщения молодежи в форуме. «Получила весточку от своей бабушки — Татьяны Сергеевны из села Песь. Пишет про жизнь свою. Муж у нее умер, старший сын утонул, когда ему было 12 лет, а младший в 2003 году ушел на работу и не вернулся. Так она одна и осталась. Рассказала, как встречали они в доме престарелых этот новый год: „Праздники мы почти не отмечаем. А на этот раз нас собралось 5 человек, была вкусная еда и бутылка ликера. Слушали приемник („Радио России“) до часу ночи, а потом легли спать“. Прочитала я это и расплакалась…» — делится еще одна дистанционная внучка.
У ответственной за письма проекта Насти Скворцовой как и у Лизы Олескиной две бабушки — баба Люда и баба Лиза. Пишут они Насте в основном одно и то же. Оно и понятно: у них в жизни вчерашний день всегда копия завтрашнего. Одно счастье — письма от Настеньки.
«Я лежу — не встаю, но письма читаю сама, очень радуюсь весточке от тебя. У меня ведь нет никого, да уж и не думала, что от кого-нибудь когда-нибудь получу весточку. Дай Бог тебе, милая, здоровья. За бандероль огромное спасибо, плакала долго, как ее получила. Раньше-то брошенная была, а теперь нашелся человек, который пишет. И мне легче переносить тяготы судьбы», — перечитывает Настя письмо бабушки Люды. Рядом послание от второй старушки. Елизавета Ивановна более активная, поэтому рассказывает, где была за день, про кота своего пишет, иногда про планы на будущее, про встречу с внучкой: «Настя, получила я твои открытки и фотографию, очень рада, спасибо. Слава Богу, что у тебя все хорошо с учебой. Летом, если доживу, грибочков тебе намариную».
Иногда весточки от бабушек и дедушек не приходят вовсе. Но Лиза и ее подруги все равно советуют не останавливаться и каждый месяц отправлять очередное письмо. Это главное условие и единственное правило — не переставать писать.