Уж полночь близится
Чем пахнет снег на съемках Нового года?
Если в Новый год вы традиционно решили сидеть дома под елкой, значит, отмечание праздника неизбежно будет сопровождаться включенным телевизором. Минус: набор артистов на всех кнопках увидите приблизительно одинаковый. Плюс: они хотя бы будут петь разные песни, а музыкальные номера местами обещают быть интересными и даже оригинально снятыми.
Если в Новый год вы традиционно решили сидеть дома под елкой, значит, отмечание праздника неизбежно будет сопровождаться включенным телевизором. Минус: набор артистов на всех кнопках увидите приблизительно одинаковый. Плюс: они хотя бы будут петь разные песни, а музыкальные номера местами обещают быть интересными и даже оригинально снятыми. Пока в домах потенциальных зрителей только рассуждают, чем накрыть праздничный стол, телевизионщики уже вовсю работают над своим новогодним меню. Как проходили съемки отдельных кадров, удалось увидеть своими глазами.
«Новогодняя ночь на Первом»
Первый съемочный павильон киностудии «Мосфильм» поражал роскошью: гламурные декорации, дорогие елки, мягкое освещение, плазменные экраны, шампанское в ведерках, а высоко-высоко под потолком — две очень правильные снег-машины. Снег из них падал почти точь-в-точь как настоящий. Если к нему не принюхиваться, конечно. Стоишь рядом со сценой на съемках — полное ощущение, что на артистов сверху летят пушистые снежные хлопья. Они даже тают на полу! А подойдешь поближе, проведешь пальцем по снегу — он оказывается… хорошо взбитой густой пеной. И пахнет жидкостью для мытья посуды. По секрету нам рассказали, что специального раствора, превращающегося в снег, для съемок было закуплено аж 400 литров.
Начало съемок в день нашего приезда затянулось. Хотя все и собрались к положенным 12 часам, еще часа два ушло на подготовку съемочной площадки (красиво оформленная сцена с задниками из трех экранов, на которые проецировались разноцветные узоры), где должен был записываться номер Олега Газманова. Сам Олег Михайлович с музыкантами появился на площадке в 14.30. Чтобы телевизионная жизнь не казалась праздником, представьте, что его песня, которая длится минуты три, записывалась больше двух часов. Несколько раз протирали гитары музыкантов, снимали общие планы, крупные, дубль со стедикамом (это такая камера, которую носят по площадке), дубль с массовкой, дубль по звуку. «Ребят, только серпантином в артиста не бросайтесь», — командовал режиссер мероприятия Александр Ревзин студентам из массовки. Так что к концу записи Олег Газманов, спевший свою новую песню раз 15, наверняка успел выучить ее слова (заходя в студию, он признался, что работу над песней закончил накануне и текст помнит еще плохо).
Следующим номером записывалась Верка Сердючка, она же Андрей Данилко, который приехал вместе со своим танцевальным коллективом. Репетиция без записи, репетиция с записью на камеру (на телевидении это называется «тракт»), рассаживание массовки за столики, генеральная репетиция, запись, обновление грима, запись крупных планов… Неожиданно выясняется, что очки Андрея дают сильные блики, и операторы решают переставить осветительные приборы. Голос режиссера: «Давайте определимся: в какую сторону Андрей будет избивать молодого человека?» В середине песни Данилко якобы дерется с одним из своих танцоров, и каждый дубль эту драку нужно повторять в точности до движения, чтобы потом можно было смонтировать все воедино. И еще минут сорок записи. На двух артистов (две трехминутные песни!) ушло около пяти часов. После них записывались еще два номера, так что разошлись все уже после одиннадцати. И так каждый день. Со 2 по 18 декабря.
Лучше один раз увидеть: танцевальный номер от Жанны Фриске, Валерия Леонтьева и Николая Цискаридзе; забойное трио Стоцкая — Воробей — Овсиенко с песней «Мулен Руж»; дуэт Наташи Королевой и Ефима Шифрина «Все, что тебя касается».
«Голубой огонек» на Шаболовке"
В девятом павильоне «Мосфильма» к Новому году готовился канал «Россия». «Как в Ивановском совхозе мужики верны Глюкозе. Как начнет Глюкоза петь, все мечтают залететь». Шутка. Это частушка такая в программе будет. Сочинили постоянные авторы сценария «Голубого огонька» Святослав Пелишенко и Ян Гельман. Только кто будет петь, не сказали. Так вот, о чем это мы… А! Еще: «Хватит им готовить ужин — это sexual revolution, если вам не спится с мужем — это контр-revolution». Споет Надежда Бабкина с «Новыми русскими бабками». Только тихо. Мы вам ничего не говорили.
Так вот. Попали мы на съемки песни Валерия Меладзе и группы «Виа Гра» «Притяженья больше нет». «Валера! Девочки! Ножками свой номер еще раз пройдите, это для операторов нужно», — командует режиссер Игорь Морозов. Поди разбери, чего хочет. Следующий дубль: «Массовка, подождите жечь реквизит, он быстро кончится!» — это уже про бенгальские огни. (Кстати, когда я заходила в павильон, на меня при входе накинулась тетенька, решив, что я работаю в массовке: «Вы почему это в джинсах пришли? Где ваше платье?» Пришлось оправдываться: «Да я только посмотреть, я про вас статью писать буду…») В следующем перерыве между дублями режиссер поднялся на сцену и, пока давал очередные указания артистам, поднял на руки одну из девушек «Виа Гры», изобразив, будто роняет ее в массовку у сцены. «Игорь, я знаю одного артиста, он однажды прыгнул, а толпа разошлась. Пожалей девушку!» — это его оператор предупреждал. Реплика массовке в начале последнего дубля: «Друзья мои! Встречаем артистов как в последний раз! Аплодисменты громче!» Вот так весело, при этом быстро и профессионально (на запись одной песни ушло не больше часа) записали номер. Здесь, кстати, тоже шел снег. Только машина, его распылявшая, стояла уже на полу, и вылетала из нее мелко нарезанная белая бумага. Вот.
Лучше один раз увидеть: грузинские частушки от Меладзе — Павлиашвили — Гвердцители; дуэт Верки Сердючки и Иосифа Кобзона; Николай Басков и Елена Степаненко с песней «Hello, Коля» (оригинальная «Hello, Dolly»).
«Первая ночь с Олегом Меньшиковым»
Канал НТВ решил обойтись местной дислокацией и снимал новогодний проект в собственной 11-й студии «Останкино». Уже при входе туда было понятно, что… ничего не будет понятно. По студии ходил режиссер Максим Виторган в футболке с огромной надписью «Бог» (смотрелось прикольно), в углу стояла тележка, на тележке стоял актер Александр Семчев, у входа в студию — коллектив девушек-барабанщиц (которые маршируют на улицах по праздникам), с камерой, установленной на кране, заигрывал клоун — она в ответ то приближалась к нему, то удалялась, то кивала, то подлетала сзади и толкала в спину. И главное — за всем происходящим наблюдал сам Олег Меньшиков. Как вся эта компания собиралась уживаться вместе, стало ясно только после того, как режиссер-бог дал команду «Мотор!». Зазвучала фонограмма песни «Танец на барабане» (это где поют, что «барабан был плох, барабанщик — бог»), Олег Меньшиков объявил песню в камеру, Александр Семчев встал на тележку (он песню и пел), клоуны его покатили, а в припеве вышли девушки-барабанщицы и отбарабанили свою часть. «Снято! Всем спасибо, перерыв».
Оказалось, мы застали самое окончание записи музыкального номера и сейчас должна была начаться подготовка к следующим. Дальнейшее комментарию не поддается вообще. Если бы не видели своими глазами, сами не поверили бы. В студии появилась группа «Пятница» в париках под «Битлз», начала распеваться. Через десять минут к ним присоединился актер Евгений Миронов, начал подпевать и играть на саксофоне. (Кто ж знал, что умеет?) После того как за рояль сел еще и Олег Меньшиков, причем не просто сел, а заиграл… Спокойно. Это все цветочки. «Пятница» с Мироновым отрепетировали и удалились. Вместо них появился Сергей Шнуров с группой «Animal Jazz» и… Юрий Башмет. Картина следующая. К курящему Шнуру подходит Олег Меньшиков, протягивает руку: «Олег». Шнуров: «Сергей». Меньшиков: «Очень приятно». Сбоку к ним подходит Юрий Башмет с сигаретой в руке, обращаясь к Шнурову: «Сереж, прикурить не будет?» Это не бред сумасшедшего журналиста. Так было. А что из этого получилось — смотрите в новогоднюю ночь.
Лучше один раз увидеть: собственно номер Шнура и Башмета (уж очень необычный альянс); дуэт Лагутенко—Меньшиков с песней из кинофильма «Обыкновенное чудо»; Чача из «Наива», поющий песню Валерии «Часики».
"Танцуют все!"
ТВЦ, «Мосфильм», съемочный павильон, сплошная дискотека. Тут за время съемок новогоднего проекта вспомнили все, что творилось в музыкальной жизни прошлого века. Танцевали румбу, самбу, вальс, твист, рок-н-ролл, диско и даже летку-енку. Заправлял всем новогодним действом ведущий «Двух роялей» Сергей Минаев. Ему за время съемок, конечно, повезло больше всего. Работа диджея сама по себе непростая, так его еще волей режиссера Сергея Антипова и переодевали несколько раз: начал с канотье и брюк-дудочек, потом перешел на широкие брюки-клеши, потом романтическая блузка для самбы, а закончил рокерской косухой. Досталось на съемках и кордебалету, который без запинки исполнил в общей сложности 42 сценографии.
Лучше один раз увидеть: дуэт Тани Булановой и Лады Дэнс; Вячеслава Малежика и его 14-летнего сына Ивана; Аниту Цой с песней «Sex bomb».
«Неголубой огонек−2»
Канал REN TV повторяет свой прошлогодний подвиг, за который уже получил ТЭФИ. Тогда это был «Неголубой огонек», теперь же здесь задумали «Неголубой огонек−2», который опять творили совместно с «Нашим радио». Из рассказов очевидцев (журналистов на съемки не приглашали ввиду строжайшей секретности) выяснились следующие подробности происходившего. Несколько не очень трезвых мужчин, среди которых были люди по фамилиям Шнуров, Сукачев и Харатьян, сидели на импровизированной кухне, группа «Светлана Сурганова и Оркестр» спела «Песню про Щорса», но в имидже героев из кинофильма «Братья Блюз», грозный мачо Владимир Турчинский с группой «Мультфильмы» исполняли детскую песенку «Если с другом вышел в путь», а знойная девушка Анастасия Стоцкая изобразила дуэтом с «А-Студио» хит всех времен «Учкудук — три колодца». В общем, отрывались, выдумывали, старались. В новогоднюю полночь надо будет проверить.
На самом же деле Новый год на REN TV начнется раньше полуночи, а именно в 20.00. Поклонники сериала «Солдаты» смогут проводить старый, 2004 год вместе с полюбившимися героями: командиром части полковником Бородиным (Борис Щербаков), майором Колобковым (Роман Мадянов), прапорщиком Шматко (Алексей Маклаков), сержантом Медведевым (Александр Лымарев) и многими другими.
Персонажи двухсерийного телефильма «Солдаты, или Здравствуй, рота, Новый год» решили отметить праздник оригинально и весело: по указанию полковника Бородина вторая рота перевоплотилась в актеров и обрадовала сослуживцев новогодней сказкой «12 дембелей». На одной сцене вместе с солдатами выступает также известная группа «Конец фильма» и создатели телепрограммы «Военный киоск». Страдающий от любви к ведущей Яне сержант Фомин (Юрий Сафаров) очень не хочет, чтобы она уехала после выступления, и подсыпает в бензобак автомобиля звезд сахар. В результате их машина глохнет в чистом поле в сильнейший снегопад. Но спасение приходит быстро от того же «злоумышленника» Фомина. В то же время другие солдаты потрошат посылки от домашних в поисках яств для новогоднего стола и снимают на видео новогодние открытки для своих родственников…
Погода в съемочные дни выдалась славная: морозная и снежная, какой и подобает быть погоде на Новый год. Но именно это и сыграло злую шутку с киношниками. Снежный буран создавали с помощью огромного ветродуя, который на морозе категорически отказывался работать. Еле отогрели. А вот шампанское из бутылки так и не удалось вызволить: оно замерзло. Поэтому членам съемочной группы пришлось довольствоваться мандаринами, которые они с радостью поглощали вместо обеда. Зато настоящей воинской части, где проходили съемки, в наследство от киношников досталась красиво наряженная елка аж за несколько недель до Нового года.