Архив

Господин сочинитель

Эннио Морриконе отмечает 80-летие

В 1942 году голодный 14-летний подросток, направляясь в консерваторию Святой Цецилии в Риме, мечтал только об одном: стать великим композитором. Сейчас Эннио Морриконе, который 10 ноября отметит свой 80-й день рождения, может с уверенностью признать, что его детская мечта сбылась. На данный момент маэстро, пожалуй, самый известный кинокомпозитор в мире с послужным списком в пятьсот с лишним картин и сериалов и более 25 миллионов проданных во всем мире пластинок. Накануне юбилея Эннио Морриконе «МК-Бульвар» решил вспомнить все достижения маэстро.

5 ноября 2008 18:12
2290
0

В 1942 году голодный 14-летний подросток, направляясь в консерваторию Святой Цецилии в Риме, мечтал только об одном: стать великим композитором. Сейчас Эннио Морриконе, который 10 ноября отметит свой 80-й день рождения, может с уверенностью признать, что его детская мечта сбылась. На данный момент маэстро, пожалуй, самый известный кинокомпозитор в мире с послужным списком в пятьсот с лишним картин и сериалов и более 25 миллионов проданных во всем мире пластинок. Накануне юбилея Эннио Морриконе «МК-Бульвар» решил вспомнить все достижения маэстро.

Впервые музыку к фильму Эннио написал в 1959 году. Это была картина «Смерть друга» Франко Росси по сценарию Пьеро Паоло Пазолини. Однако фамилия Морриконе даже не была указана в титрах. Слава пришла к композитору лишь пять лет спустя, когда его бывший одноклассник режиссер Серджио Леоне попросил Эннио написать музыку к его вестерну «За пригоршню долларов» (1964) с Клинтом Иствудом в главной роли. С тех пор их сотрудничество стало одним из самых известных в истории мирового кинематографа. За свою жизнь Леоне снял всего девять фильмов, и в шести из них звучала музыка Морриконе. Помимо Серджио Леоне Морриконе может похвастаться работой с такими легендарными режиссерами, как Бернардо Бертолуччи, Пьеро Паоло Пазолини, Франко Дзефирелли, Дарио Ардженто, Роман Полански, Брайан Де Пальма и многими другими.

Верной спутницей жизни Марией Травиа Эннио обзавелся еще до того, как стал кинокомпозитором, в 1956 году. Уже год спустя она родила ему первого сына Марко. Чтобы прокормить семью, Морриконе подыгрывал в одной джазовой команде и устроился на радио аранжировщиком. Однако проработал там всего один день, узнав, что по правилам компании в эфире не может звучать музыка, написанная работником радиостанции. В 1961 году в семье Морриконе родилась дочь Аллесандра, в 1964-м — сын Андреа, а в 1966-м — третий сын Джованни. Так что Эннио пришлось некоторое время заниматься обработкой чужих композиций, прежде чем позволить себе зарабатывать на жизнь собственной музыкой. Кстати, по стопам отца пошел только Андреа, который написал музыку уже к двадцати фильмам и сериалам. Но не чужд кинематографу и младший сын, ставший продюсером и режиссером.

Первую номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая музыка к фильму» Морриконе получил в 1979 году за фильм «Дни рая», однако награда в тот год ему не досталась. Как, впрочем, и в последующие годы. В 1986 году Эннио остался без статуэтки, номинировавшись на «Оскар» с фильмом «Миссия», в 1987-м — с «Неприкасаемыми» (на фото), в 1991-м — с «Багси» и в 2001-м — с «Маленой». Справедливость восторжествовала лишь в 2007 году, когда Морриконе вручили почетный «Оскар» за вклад в мировой кинематограф. Однако сам композитор был даже разочарован: по его словам, ему было бы гораздо приятнее, если бы киноакадемия оценила его непосредственно за музыку к конкретному фильму, а не за заслуги в целом. Но примечательно то, что премию Морриконе вручал Клинт Иствуд. Дело в том, что актер сыграл в нескольких фильмах, музыку к которым написал Морриконе, но встретились они впервые только на этой церемонии.

Знакомство Эннио с российским кинематографом случилось в 1969 году во время работы над советско-итальянским фильмом «Красная палатка» Михаила Калатозова (на фото: кадр из фильма с Шоном Коннери и Никитой Михалковым). Правда, отечественные зрители написанную к картине музыку Морриконе так и не услышали: его композиции звучали только в итальянской версии, а в советском прокате фильм шел с саундтреком Александра Зацепина. И лишь 35 лет спустя российские зрители смогли посмотреть российский фильм с музыкой итальянского композитора. Это была картина «72 метра» Владимира Хотиненко, который сам до последнего момента не верил в то, что Морриконе согласился с ним сотрудничать. А зря. Для маэстро не важно, на каком языке будут говорить герои фильма с его композициями, так как музыка одинаково понятна на всех языках.