Маргарита Симонова: «На сцене я всегда танцую для своих родителей»
Исполнительница главной роли в фильме «Большой» — о роли балета в своей жизни
Закулисная сторона балета закрыта для посторонних, и именно поэтому то, что происходит за пределами сцены, всегда интересовало зрителей. Исполнительница главной роли в фильме «Большой» Маргарита Симонова знает об этом не понаслышке, потому что она сама балерина, солистка варшавского Большого театра.
Несекретные материалы
Маргарита Симонова родилась в 1988 году в литовском городе Висагинас (ее отец — инженер-атомщик, переехавший в 30-летнем возрасте в Литву, чтобы работать на Игнолинской АЭС). В четыре года родители отдали девочку в школу акробатики, где она приучилась к дисциплине и нагрузкам. Однако к десяти годам у Риты начались проблемы со здоровьем — небольшое опущение органов, поэтому из акробатики ей пришлось уйти. Видя переживания дочери, родители Маргариты стали пробовать ее везде где только можно. И в итоге девочка оказалась в балетной студии Татьяны Ежовой. Затем, с подачи педагога, в 2001 году Симонова поступила в Вильнюсскую балетную школу при гимназии искусств им. М. К. Чюрлениса. Еще во время учебы она стала лауреатом нескольких международных конкурсов, а в 2009 году Маргарита присоединилась к труппе Литовского национального театра оперы и балета. Через год ей предложили контракт в варшавском «Большом театре — Национальной опере», где балерина танцует и по сей день в качестве солистки, исполняя драматические и характерные партии не только классического, но и современного репертуара. Любимая ее роль — в «Весне Священной» Стравинского, в постановке, сочиненной Нижинским в 1913 году.
— Маргарита, как вы получили предложение сниматься в фильме «Большой»?
— Меня нашли через соцсети. Написали, что Валерий Тодоровский снимает картину про большой балет и ищет актрису на роль героини. Конечно, я хорошо знакома с его творчеством, даже представляла себе, как он выглядит. И именно из-за этого была уверена, что все это розыгрыш. Тем не менее я спросила, на какую роль. Ответили, что на главную. В это я тем более не могла поверить. Но выяснилось, что все это правда! В октябре 2014 года я приехала на пробы в Вильнюс. А потом меня позвали на пробы в Москву. Позвонила Ирина Михайловна, второй режиссер, и сказала, чтобы я не радовалась раньше времени, потому что это ничего не означает. Но меня утвердили.
— Вы до этого бывали в Большом театре?
— Нет, я впервые оказалась в Большом театре, когда приехала уже на съемки фильма. Я выросла в Литве, и никакой связи с Россией и российским балетом у меня не было. И уже непосредственно перед съемками нас с Аней (бывшая балерина Анна Исаева, сыгравшая в картине соперницу героини Симоновой. — Ред.) пригласили в Большой театр как зрителей. Мы смотрели «Даму с камелиями». Очень красивый спектакль, который у нас в следующем сезоне будет также в Варшаве.
— А после фильма вам не предлагали выступить в Большом?
— Нет, балетный мир можно очаровать только балетом. И с кино он никак не связан. Как хорошо выразился Валерий Петрович Тодоровский, Большому театру никто не нужен, только всем нужен Большой театр.
— Тодоровский сказал, что фильм не об интригах, для этого есть «желтая пресса». Но ведь понятно, что интриги были и бывают. А вам когда-нибудь строили козни?
— Нет, я, на счастье, всегда работала в очень дружных труппах и до сих пор в такой работаю. Я не знаю, как в других театрах, может, порой и доходит до крайностей, но у меня каких-то жестких, неприятных моментов никогда не бывало. Конкуренция, конечно, всегда есть. Но из моего опыта это, наоборот, такая конкуренция, которая очень вдохновляет и мотивирует. То есть если ты реально видишь, что кто-то лучше, то работаешь в первую очередь над собой. И не стараешься кого-то перепрыгнуть, потому что в балете в принципе кого-то перепрыгнуть невозможно. Нет объективности. Это не спорт, здесь нет каких-то достижений, результатов, рекордов. Нет лучших и худших в балете, это искусство, оно кому-то нравится в одном виде, кому-то в совершенно другом.
— А дружба в балетной среде есть?
— Ну конечно. А если иметь в виду главных героинь фильма Юлю и Карину, я бы не сказала, что там нет дружбы. Просто судьбы сложились по-разному. Моя героиня Юля оказалась в кордебалете, а Карина — звезда. Кордебалет и прима работают в разных пространствах и даже не пересекаются.
— Ваша героиня Юля пожертвовала своей мечтой стать примой Большого театра ради своей находящейся в крайней нужде матери. Вы могли бы поступить так же?
— Когда учишься, для тебя ничего нет важнее балета, важнее выхода на сцену и желания быть лучшей. Но уже во взрослой жизни ты по-другому это трактуешь. В такой ситуации, как у Юли, я тоже, наверное, так поступила бы, потому что это — семья. И, на мой взгляд, очень хорошо, что она так расставила свои приоритеты. Для нее этот шаг был очень сложным, но своим прыжком с крыши на крышу Юля самой себе доказала, что она лучшая.
— Этот прыжок был очень безрассудным поступком. А что самое безрассудное в своей жизни делали вы?
— Наверное, то, что я уехала учиться в балетное училище. Хотя его нельзя назвать безрассудным, потому что в итоге он оказался правильным.
— Сложно было жить в балетном училище вдали от родителей?
— Да! Это ужасно. Было тяжело, но мне даже страшно подумать, что в тот момент испытывали мои родители. Для них это было еще сложнее. Ведь как нужно верить в своего ребенка и ему помогать, чтобы пойти на такой шаг.
— А вы будете готовы отпустить своего ребенка?
— Чтобы самой куда-то его подталкивать — нет. Я вообще за то, чтобы ребенок сам решал, что ему интересно. И если он мне скажет, что хочет в балет, я, естественно, не буду перекрывать ему путь. Но, с другой стороны, наверное, все-таки не хотела бы этого.
— У вас есть молодой человек?
— Да.
— Он из мира балета?
— Нет. Но он ходит на все мои спектакли. Он мой поклонник и очень всем интересуется.
— В одной из сцен герой Александра Домогарова, наставник Юли, предупреждает ее: не пей шампанское, от него ноги слабеют, лучше пей коньяк. Это правда?
— Да, абсолютная правда.
— А вы позволяете себе спиртное?
— Конечно, порой даже в лечебных целях. И шампанское в том числе. Но перед спектаклем мы никогда не будем его пить, потому что от шампанского действительно ноги слабеют. А крепкий напиток помогает расслабиться в правильном направлении. Но речь, конечно, не идет о том, чтобы напиться.
— Французский хореограф Николя Ле Риш, сыгравший в фильме заезжую знаменитость Антуана Дюваля, с которым Юле предстоит танцевать премьеру, говорит ей перед выходом на сцену: «Подумай, для кого танцуешь ты». А вы для кого танцуете?
— Я всегда танцую для своих родителей. Перед каждым своим выходом на сцену я мысленно говорю им «спасибо большое!» и выхожу. Вот не вру, так и есть. Всегда!