Интервью

Маргарита Симонова: «На сцене я всегда танцую для своих родителей»

Исполнительница главной роли в фильме «Большой» — о роли балета в своей жизни

15 мая 2017 13:34
27702
0
Маргарита Симонова
Маргарита Симонова
Фото: материалы пресс-служб

Закулисная сторона балета закрыта для посторонних, и именно поэтому то, что происходит за пределами сцены, всегда интересовало зрителей. Исполнительница главной роли в фильме «Большой» Маргарита Симонова знает об этом не понаслышке, потому что она сама балерина, солистка варшавского Большого театра.

Несекретные материалы

Маргарита Симонова родилась в 1988 году в литовском городе Висагинас (ее отец — инженер-атомщик, переехавший в 30-летнем возрасте в Литву, чтобы работать на Игнолинской АЭС). В четыре года родители отдали девочку в школу акробатики, где она приучилась к дисциплине и нагрузкам. Однако к десяти годам у Риты начались проблемы со здоровьем — небольшое опущение органов, поэтому из акробатики ей пришлось уйти. Видя переживания дочери, родители Маргариты стали пробовать ее везде где только можно. И в итоге девочка оказалась в балетной студии Татьяны Ежовой. Затем, с подачи педагога, в 2001 году Симонова поступила в Вильнюсскую балетную школу при гимназии искусств им. М. К. Чюрлениса. Еще во время учебы она стала лауреатом нескольких международных конкурсов, а в 2009 году Маргарита присоединилась к труппе Литовского национального театра оперы и балета. Через год ей предложили контракт в варшавском «Большом театре — Национальной опере», где балерина танцует и по сей день в качестве солистки, исполняя драматические и характерные партии не только классического, но и современного репертуара. Любимая ее роль — в «Весне Священной» Стравинского, в постановке, сочиненной Нижинским в 1913 году.

— Маргарита, как вы получили предложение сниматься в фильме «Большой»?

— Меня нашли через соцсети. Написали, что Валерий Тодоровский снимает картину про большой балет и ищет актрису на роль героини. Конечно, я хорошо знакома с его творчеством, даже представляла себе, как он выглядит. И именно из-за этого была уверена, что все это розыгрыш. Тем не менее я спросила, на какую роль. Ответили, что на главную. В это я тем более не могла поверить. Но выяснилось, что все это правда! В октябре 2014 года я приехала на пробы в Вильнюс. А потом меня позвали на пробы в Москву. Позвонила Ирина Михайловна, второй режиссер, и сказала, чтобы я не радовалась раньше времени, потому что это ничего не означает. Но меня утвердили.

Роль соперницы героини Маргариты Симоновой сыграла бывшая балерина Анна Исаева
Роль соперницы героини Маргариты Симоновой сыграла бывшая балерина Анна Исаева
Фото: материалы пресс-служб

— Вы до этого бывали в Большом театре?

— Нет, я впервые оказалась в Большом театре, когда приехала уже на съемки фильма. Я выросла в Литве, и никакой связи с Россией и российским балетом у меня не было. И уже непосредственно перед съемками нас с Аней (бывшая балерина Анна Исаева, сыгравшая в картине соперницу героини Симоновой. — Ред.) пригласили в Большой театр как зрителей. Мы смотрели «Даму с камелиями». Очень красивый спектакль, который у нас в следующем сезоне будет также в Варшаве.

— А после фильма вам не предлагали выступить в Большом?

— Нет, балетный мир можно очаровать только балетом. И с кино он никак не связан. Как хорошо выразился Валерий Петрович Тодоровский, Большому театру никто не нужен, только всем нужен Большой театр.

— Тодоровский сказал, что фильм не об интригах, для этого есть «желтая пресса». Но ведь понятно, что интриги были и бывают. А вам когда-нибудь строили козни?

— Нет, я, на счастье, всегда работала в очень дружных труппах и до сих пор в такой работаю. Я не знаю, как в других театрах, может, порой и доходит до крайностей, но у меня каких-то жестких, неприятных моментов никогда не бывало. Конкуренция, конечно, всегда есть. Но из моего опыта это, наоборот, такая конкуренция, которая очень вдохновляет и мотивирует. То есть если ты реально видишь, что кто-то лучше, то работаешь в первую очередь над собой. И не стараешься кого-то перепрыгнуть, потому что в балете в принципе кого-то перепрыгнуть невозможно. Нет объективности. Это не спорт, здесь нет каких-то достижений, результатов, рекордов. Нет лучших и худших в балете, это искусство, оно кому-то нравится в одном виде, кому-то в совершенно другом.

— А дружба в балетной среде есть?

— Ну конечно. А если иметь в виду главных героинь фильма Юлю и Карину, я бы не сказала, что там нет дружбы. Просто судьбы сложились по-разному. Моя героиня Юля оказалась в кордебалете, а Карина — звезда. Кордебалет и прима работают в разных пространствах и даже не пересекаются.

— Ваша героиня Юля пожертвовала своей мечтой стать примой Большого театра ради своей находящейся в крайней нужде матери. Вы могли бы поступить так же?

— Когда учишься, для тебя ничего нет важнее балета, важнее выхода на сцену и желания быть лучшей. Но уже во взрослой жизни ты по-другому это трактуешь. В такой ситуации, как у Юли, я тоже, наверное, так поступила бы, потому что это — семья. И, на мой взгляд, очень хорошо, что она так расставила свои приоритеты. Для нее этот шаг был очень сложным, но своим прыжком с крыши на крышу Юля самой себе доказала, что она лучшая.

Маргарита Симонова с родителями на премьере фильма
Маргарита Симонова с родителями на премьере фильма
Фото: материалы пресс-служб

— Этот прыжок был очень безрассудным поступком. А что самое безрассудное в своей жизни делали вы?

— Наверное, то, что я уехала учиться в балетное училище. Хотя его нельзя назвать безрассудным, потому что в итоге он оказался правильным.

— Сложно было жить в балетном училище вдали от родителей?

— Да! Это ужасно. Было тяжело, но мне даже страшно подумать, что в тот момент испытывали мои родители. Для них это было еще сложнее. Ведь как нужно верить в своего ребенка и ему помогать, чтобы пойти на такой шаг.

— А вы будете готовы отпустить своего ребенка?

— Чтобы самой куда-то его подталкивать — нет. Я вообще за то, чтобы ребенок сам решал, что ему интересно. И если он мне скажет, что хочет в балет, я, естественно, не буду перекрывать ему путь. Но, с другой стороны, наверное, все-таки не хотела бы этого.

— У вас есть молодой человек?

— Да.

— Он из мира балета?

— Нет. Но он ходит на все мои спектакли. Он мой поклонник и очень всем интересуется.

— В одной из сцен герой Александра Домогарова, наставник Юли, предупреждает ее: не пей шампанское, от него ноги слабеют, лучше пей коньяк. Это правда?

— Да, абсолютная правда.

— А вы позволяете себе спиртное?

— Конечно, порой даже в лечебных целях. И шампанское в том числе. Но перед спектаклем мы никогда не будем его пить, потому что от шампанского действительно ноги слабеют. А крепкий напиток помогает расслабиться в правильном направлении. Но речь, конечно, не идет о том, чтобы напиться.

— Французский хореограф Николя Ле Риш, сыгравший в фильме заезжую знаменитость Антуана Дюваля, с которым Юле предстоит танцевать премьеру, говорит ей перед выходом на сцену: «Подумай, для кого танцуешь ты». А вы для кого танцуете?

— Я всегда танцую для своих родителей. Перед каждым своим выходом на сцену я мысленно говорю им «спасибо большое!» и выхожу. Вот не вру, так и есть. Всегда!